logo search
1

Крах евроконституции

Результаты воскресного референдума во Франции еще долго будут отдаваться громовыми раскатами в кабинетах политиков 25-ти самых разных европейских государств. Решение французских избирателей стали подобием холодного душа, когда большинством в 54,87 % голосов они отвергли единую Конституцию Европейского союза. Из 41 млн. 24 тыс. избирателей, внесенных в списки для голосования, против Конституции проголосовало немногим более 15 млн. 300 тыс. человек. Поддержали же Основной закон ЕС 12 млн. 650 тыс. французов. При этом нельзя сказать, что уровень явки был невысоким, наоборот, несмотря на отличную погоду, располагающую к отдыху, к урнам для голосования явились почти 70 % электората.

Произошедшее во Франции теоретически способно стать началом серьезного кризиса в ЕС. Французы, по мнению большинства экспертов, – далеко не самые рьяные противники форсирования интеграционных процессов в Европе. Те же голландцы или англичане считаются куда более консервативными в этом отношении. И пример французов для них может быть подобен молнии, угодившей в сухой стог сена.

Франция, политики которой несколько десятилетий были основными инициаторами создания ЕС, на референдуме продемонстрировала комбинацию из трех пальцев. Причем, вероятнее всего, главными причинами недовольства французов стали собственно не сами статьи Конституции (честно говоря, вряд ли многие вообще сочли за труд прочесть этот огромный по объему документ), а опасения будущего ухудшения жизни.

А как хорошо все начиналось… Еще в начале 50-ых гг. прошлого века страны, составившие ядро европейского сообщества, переживали трудные времена. Вторая мировая война в значительной мере подорвала экономику старой Европы. Без объединения усилий разных стран даже знаменитый план Маршалла вряд ли мог бы дать ощутимый эффект. Идея интеграции была положена в основу одного из первых документов, сыгравших свою роль в преобразовании облика Европы – Декларации министра иностранных дел Франции Роберта Шумана о создании франко-германского объединения по углю и стали (9 мая 1950 г.).

25 марта 1957 г. уже шесть стран – Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали Римский договор, состоящий из 248 статей и оформивший Европейское экономическое сообщество. Этот учредительный документ уже тогда его современники называли европейской конституцией. Аналогичных эпитетов удостаивались позднее Единый европейский акт 1986 г. и Договор о Европейском союзе 1992 г., более известный под своим неофициальным названием – Маастрихтский договор.

Следует отметить, что эти и другие документы, принятые в разное время в рамках ЕС, так же были весьма объемны. Только Маастрихтский договор содержит порядка двух десятков приложений, регламентирующих главным образом статус отдельных общеевропейских органов. Но тогда объем правовых регламентаций, вероятно, еще не превысил допустимых пределов. Да и жители Западной Европы жили надеждами на лучшее. Во всяком случае, всю вторую половину ХХ века интеграция в рамках Западной Европы постепенно наполнялась политическим содержанием.

Тем самым развитие ЕС, проходившее как путем совершенствования базисных документов, так и через принятие в союз все новых членов, неизбежно на определенном этапе поставило задачу разработки единого фундаментального акта, который бы вбирал в себя все прежние наработки. Именно таким документом и стала Европейская Конституция, работа над текстом которой продолжалась два с половиной года, и была завершена летом 2004 года. Любопытно, что огромный вклад в успех данной работы принадлежит именно французу – бывшему президенту Франции Валери Жискар Д’ Эстену. Торжественная процедура подписания Конституции состоялась в Риме 29 октября 2004 года.

Строго говоря, с появлением на свет этого документа Европа не превратилась в федерацию, а осталась особой правовой формой – конгломератом суверенных государств-членов Евросоюза, каждое из которых добровольно передало часть своих прерогатив общеевропейским органам власти.

448 статей Европейской Конституции разделены на преамбулу и четыре раздела, в которых подробно прописаны фундаментальные права и свободы граждан единой Европы, прерогативы институтов ЕС, политика Союза в различных областях, процедуры по возможным изменениям в Конституцию. Разработчики Конституции постарались учесть и соединить в единое целое принципиальные понятия из законодательных баз всех 25 государств-членов. Отныне в высшем органе власти ЕС – Совете решения по некоторым вопросам будут приниматься не единогласно, как раньше, а квалифицированным большинством.

У ЕС появится официальный президент, который должен будет назначаться европейскими странами на 2,5 года с правом продления полномочий. Это заменит нынешнюю практику краткосрочной ротации премьер-министров государств. Вводится должность вице-президента. Конституция расширяет демократические процедуры; так, например, граждане ЕС смогут сами инициировать принятие нового закона, для этого необходимо собрать 1 млн. подписей под текстом запроса, который после этого направляется в Еврокомиссию. В самой Еврокомиссии будет сокращено число постоянных постов, что должно по замыслу разработчиков существенно упростить процедуру принятия решений.

Выбор сделан в пользу более влиятельного общеевропейского парламента и более компактного правительства. Конституция почти в два раза расширяет число вопросов, по которым европарламент будет иметь равное с Советом европейским стран право принятия решения. Для принятия решений в ЕС высказаться "за" должны будут 55 % стран-участниц, представляющих не менее 65 % населения Союза. При этом сокращается число областей, где страны могут применить право "вето". ЕС становится полноценным субъектом международного права, то есть данное объединение сможет подписывать международные договоры. За внешнюю политику Союза будет отвечать единое министерство иностранных дел. Его главой будет вице-президент ЕС.

Так же, как и ранее в ситуации с Маастрихтским договором, Европейская Конституция должна была вступить в законную силу после того, как все 25 государств – членов ЕС выполнят длительную процедуру ратификации. Поскольку единого предписания о процедурах такой ратификации документы ЕС не содержали, то данный вопрос был отдан на откуп самим государствам – членам. В ряде стран ратификация Европейской Конституции должна была пройти в рамках известной парламентской процедуры, а в других государствах ратификацию предполагалось осуществить через всенародные референдумы. Французы выбрали последний вариант. Оно и понятно, в конституционной модели V Республики референдумы занимают особое положение. Власть считается с мнением своего народа, глас которого – действительно это глас божий. Даже сверхпопулярный президент Шарль де Голь в свое время, поставив на референдум и проиграв его, покинул пост главы государства.

Президент Франции знал, что идет на большой риск. В последнее время в Европе заметно увеличилось число так называемых "евроскепкиков" – тех, кто ставит под сомнение необходимость усиления интеграционных моментов в политике Старого света. Он понимал, что не всем его соотечественникам может понравиться перспектива усиления конкуренции на рынке труда с выходцами из недавно вступивших в ЕС стран Восточной Европы. Правительство понимало также, что любое голосование неизбежно будет использовано политическими оппонентами кабинета для нападок на проводимую в стране политику. И все же демократия предполагает открытое соревнование, борьбу взглядов и позиций. Поэтому французская власть проявила и мужество, и последовательность, пойдя на референдум. И ее проигрыш на самом деле – это не предмет для ерничанья.

Да кризис вполне возможен, да возможна отставка кабинета. Но в этом нет катастрофы. Как нет неизбежной катастрофы и в отношении судьбы собственно Конституции ЕС. Если следовать букве закона, то Конституция ЕС действительно вступит в силу только после ее ратификации всеми без исключения государствами ЕС. Но реально срыв при ратификации – это еще не повод для заказа похоронного марша. На то и существуют правоведы-крючкотворы, чтобы из любого положения найти хитрый выход. Наверняка так произойдет и на этот раз. Конечно, если процесс не приобретет лавинообразный характер.

Возможно, к 2007 году, как предполагали ранее, процесс ратификации еще не будет завершен. Время пока терпит, в самом худшем варианте Европейский союз будет жить по прежним законам, и только.