logo search
Ответы на экзаменационные билеты / Билеты-- Examination

58. Философия свободы и ее взаимосвязь с формами общественного сознания.

Гегель дал одно из самых первых и емких определений свободы.

В. И. Ленин "Материализм и эмпириокритицизм". Необходимость - объективные законы, которые существуют в какой-то сфере общественной жизни. Если индивид осознает эти законы, то он свободный индивид. Свобода - это не вседозволенность, это осмысление всех законов сферы. Чем лучше знаешь законы, тем ты свободнее.

Аспекты свободы (формы общественного сознания): Экономический; Политический; Религиозный; Моральный; Научный; Эстетический; Правовой.

Экономические закономерности- рентабельность, себестоимость, бюджетная политика и т. д. Экономическая свобода - знание закономерностей макро- и микроуровней. Идет разработка экономических законов, где естественно возможны ошибки. Это зависит от того, кто лоббирует их разработкой. Отсюда появляется ответственность, которая может быть моральной и правовой.

Политические закономерности. В этом пункте есть и дополнение - этническое сознание. Ни одно государство не состоит из одной этнической группы, обычно их несколько.

Правовые закономерности. Для индивида, находящегося в определенной правовой коммуникации, - это нормальные естественные отношения между людьми. Правовой закон может быть рассмотрен как: запугивание; инструкция и комбинация из этих двух (немного инструкций, а если они не выполняются, то необходимо запугивание).

Религиозные закономерности- духовный плюрализм. Если игнорировать эту закономерность, то это приведет к плачевным последствиям. Этот плюрализм утверждается правовым (юридическим) образом.

Эстетическое сознание- основано на плюрализме. Все что угодно, кроме одного - невозможно культивировать насилие и унижение. Это показывается как констатация факта, пропагандировать это нельзя.

Научное сознание- предложение только своего, а не компиляция существующего.

Ж. П. Сартр "Экзистенциализм - это гуманизм". Он поднял такой аспект свободы как ответственность. Каждый из нас брошен в конкретную жизненную ситуацию. Дальше зависит только от нас как мы воспользуемся предложенной свободой.

Э. Фром "Бегство от свободы". В работе показано, что часть людей не хочет пользоваться предложенной свободой, заявлять о себе, брать на себя ответственность и т. д. Антиподом свободы является конформизм- это когда люди постоянно подстраиваются под абсолютное большинство и скрывают от других свои собственные мысли. Нацизм - как пример конформизма.

Маргинал- человек переходного типа, от одной традиции к другой. Он не знает к чему идет и постоянно скрывает свои мысли и ждет какую-то новую идею (Адорно, Маркузе).

Свобода- ответственность за свою традицию, культуру, людей.

Герберт Маркузе "Одномерный человек". В работе поднимается проблема свободы в технологической культуре. Стандартизация, технологизация сводит человеческую свободу к минимуму.

Леотар (постмодернисты). Свобода - как культура критики.