6.1. “Критическая философия” и. Канта
Классическая немецкая философия (конец VIII – первая половина XIX вв.) представляет собой преемственный ряд систем философского идеализма (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель) и материализм Л. Фейербаха. Она не только внесла огромный вклад в диалектику, методологию, онтологию, гносеологию, но и с поразительной глубиной исследовала кардинальные проблемы мировоззрения и судьбы человеческой культуры.
Классики немецкой философии являются идеологами немецкой буржуазии в специфических исторических условиях. В своих произведениях они теоретически обосновывают необходимость буржуазного развития Германии, идеализируя его, видя в нем осуществление высших духовных потребностей человечества.
Классическая немецкая философия берет свое начало от И. Канта (1724–1804). Он родился в семье ремесленника в Кенигсберге (ныне Калининград). Здесь же И. Кант учился, учительствовал, стал профессором университета, а в последствии и его ректором; здесь же он написал все свои труды.
И. Кант был не только философом, но и крупным ученым в области естествознания: космогонии, физической географии, антропологии. Ему принадлежит гипотеза о возникновении небесных тел, солнечной системы из вращающихся туманных масс, он поставил вопрос о приливах и отливах как причине замедления скорости суточного вращения Земли, в биологии он наметил идею классификации животных, в антропологии – идею естественной истории человеческих рас и т. д.
В философии И. Кант произвел своего рода переворот. Его суть состояла в возведении гносеологии в ранг основного и первого элемента теоретической философии. Он рассмотрел познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам, и впервые сделал вывод о том, что не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта выступает главным фактором, определяющим способ познания и конструирующим предмет знания. Если у Ф. Бэкона и Р. Декарта субъективное начало рассматривалось как помеха познанию, то у И. Канта деятельность субъекта выступала основанием познания, а его предмет – следствием.
Такой подход к познанию был порожден экспериментально-математическим естествознанием, предполагавшим конструирование идеального объекта. В какой мере идеальная конструкция может быть отождествлена с природным объектом или процессом? Как наше знание согласуется с объективным предметом вне нас? В отличие от философов-рационалистов XVII в., И. Кант усматривал ответы на эти вопросы не в созерцании умопостигаемой сущности предмета, а в деятельности по его конструированию как идеального объекта.
В субъекте И. Кант различал два уровня – эмпирический и трансцендентальный. К эмпирическому он относил индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному – всеобщие определения человека как такового.
Термин “трансцендентальный” возник в схоластической философии. Он обозначал такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования конечного, эмпирического мира: единое, истина, случайное и необходимое, действительное и возможное и т. д. И. Кант придал этому термину гносеологическое значение. В его философии понятие “трансцендентальный” характеризует все то, что относится к априорным условиям возможного опыта, формальным предпосылкам познания, которые организуют научный опыт. Таковы, по И. Канту, например, априорные формы чувственности – пространство и время, категория рассудка – субстанция, причинность и т. д.: “Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть априори” (Кант И. Соч. – Т. 3. – М., 1964. – С. 121).
Трансцендентальное у И. Канта есть надындивидуальное в человеке. Оно обуславливает объективность знания. Отсюда предметом теоретической философии должно быть не изучение самих по себе вещей природы, мира и человека, а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом смысле мыслитель называл свою философию трансцендентальной. Он называл ее еще и критической за требование критического анализа познавательных способностей для выяснения их природы и возможностей. Следовательно, на место онтологии в философии он поставил гносеологию.
Философское развитие И. Канта делится на два периода. В первый период (до начала 70-х гг.) – докритический – И. Кант выступает как продолжатель естественнонаучных традиций XVIII в. Он выдвигает ряд новых, передовых для своего времени научных идей: гипотезу о возникновении Солнечной системы из диффузных твердых частиц и о приливном трении, догадку о существовании системы внешних галактик, развивает идею относительности движения и покоя. В основе его философских взглядов лежат материалистические мотивы: “Дайте мне материю, и я построю из неё мир”. То есть дайте мне материю, и я покажу вам, как из неё должен возникнуть мир. В докритический период интерес И. Канта направлен главным образом на изучение природы.
В биологии ученый наметил идею генеалогической классификации животного мира, то есть распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения. В исследованиях по антропологии философ высказал мысль о естественной истории человеческих рас.
Ф. Энгельс отмечал, что кантовские идеи о развитии в природе положили конец безраздельному господству метафизического способа мышления у естествоиспытателей.
Однако, излагая учение о естественном происхождении и о развитии солнечной системы, И. Кант не делает отсюда материалистических выводов. Он в ряде случаев уступает религии и господствовавшей в школах того времени телеологии. Так, признавая бесконечность процесса развития мира, И. Кант вместе с тем полагает, будто этот процесс всё же имел начало. Механические законы обнаруживаются в материи, но не вытекают из неё, и причиной мира является, по И. Канту, не материя, а Бог.
Таким образом, божественная первопричина сохраняется в ослабленном виде, акт божественного творения отделяется от процесса естественного развития, а сам процесс провозглашается независимым от вмешательства Бога.
Во второй период своего творчества, примерно после 1770 г., И. Кант создаёт так называемую критическую философию, которая должна преодолеть недостатки старой философии. В основе всех работ, написанных И. Кантом в “критический” период, лежит убеждение, что разработке проблем философии должно предшествовать критическое исследование познавательных способностей. На первый план выдвигается теория познания.
Учение это было изложено в трактах “Критика чистого разума” (1781), “Критика практического разума” (1781) и “Критика способности суждения” (1790). В первой из этих книг ученый изложил своё учение о познании, во второй – этику, в третьей – эстетику и учение о целесообразности в природе.
Основу всех трех “критик” составляет учение философа о “вещах в себе” и “явлениях”. По И. Канту, существует независящий от нашего сознания (от ощущений, от мышления) мир вещей, их ученый называет “вещами в себе”.
Познание начинается, по И. Канту, с того, что “вещи в себе” воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения. В этой предпосылке своего учения о существовании “вещей в себе” И. Кант – материалист. Здесь первичное для него – не наше сознание, а вещи материального мира. Однако, как только И. Кант переходит к исследованию вопроса о познании (о его формах и границах), он покидает материалистическую точку зрения и развивает идеалистическое учение о познании.
Идеализм этот состоит в утверждении, будто ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия (или “идеи”) нашего разума не дают нам и не могут дать теоретического знания о “вещах в себе”. Правда, достоверное знание, по И. Канту, существует: это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но как ни достоверны эти истины, знание, которое они нам дают, не есть знание “вещей в себе”. Это знание лишь о тех сторонах, свойствах, отношениях вещей, к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия (категории), суждения. О том, к чему эти формы не могут быть применены, у нас вовсе не может быть никакого знания: “вещи в себе” непознаваемы. Познаваемы только явления. Стало быть, непознаваемость “вещей в себе”, по И. Канту, принципиальная. Прогресс эмпирического знания не приближает нас к познанию “вещей в себе”. Последние всегда были и всегда будут за пределами нашего познания.
Основная черта “критической философии” И. Канта – примирение материализма с идеализмом, агностицизм. Потому, по словам В. Ленина (“Материализм и эмпириокритицизм”), И. Канта критикуют слева (материалисты) за агностицизм и справа (идеалисты) за допущение объективного существования материи.
Исследование основных способностей познания привело философа к решению трёх вопросов: 1) чувственности, 2) рассудка и 3) разума. Чувственность – способность понятий и суждений, разум – способность умозаключений, доходящих до “идей”. “Идеи” – понятия о безусловном единстве всех обусловленных явлений.
Из исследований ученого, посвященных критике “идей” разума, большое влияние на дальнейшее развитие философии немецкого классического идеализма оказало учение И. Канта о противоречиях (“антиномиях”) чистого разума. Он считает, попытка разума дать теоретический ответ на вопрос о том, что такое мир как безусловное целое, приводит к противоречивым ответам на этот вопрос. А именно: можно неопровержимо доказать, что мир не имеет начала во времени, не имеет границ в пространстве, и можно так же неопровержимо доказать, что мир начал существовать в некоторый момент времени и что он ограничен в пространстве. Можно неопровержимо доказать, что материальные частицы, из которых состоит мир, бесконечно делимы, и можно также доказать, что они неделимы. Можно также доказать, что всякое событие в мире происходит только в силу необходимых условий и действия, совершаемые свободно, и т. д.
Так как И. Кант подчеркнул, что эти противоречия возникают в разуме неизбежно, то отсюда получается, что разум в своей природе противоречив. Этот вывод о диалектических противоречиях в разуме является заслугой философа. Однако, по его мнению, эти противоречия мнимые, так как мир есть непознаваемая “вещь в себе”.
И. Кант говорил, что разум ставит три основных вопроса:
1) Что я могу знать? На этот вопрос отвечает критика чистого разума (метафизика)
2) Что мне надлежит делать? Ответ даёт учение о нравственности.
3) На что я смею надеяться? Ответ даёт учение о вере.
Таким образом, перед философией ставится задача построения метафизики природы и метафизики нравов (этики). И. Кант образно говорил: “Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне”.
Многие предшественники и современники философа считали, что основа морали – в религии; нравственный закон дан или сообщен людям Богом. И. Кант же утверждал “автономность”, или независимость морали от религии: нравственный закон не выводим из религиозных заповедей. Человек как разумное существо имеет волю, способность поступать определенным образом. Воля определяет некоторые правила действия. Нравственная воля содержит максимы и императивы.
Максима есть субъективный принцип воли. Императивы имеют общезначимый смысл, они выражены как долженствование: что поступать таким-то образом – хорошо. Главный закон нравственности, по И. Канту, – категорический императив. Закон этот требует, чтобы каждый индивид поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех. Поступок будет моральным, если он совершается из уважения к нравственному закону. Хотя И. Кант ограничил знание в пользу веры, он одновременно стремился ослабить зависимость этики от веры. В противоположность христианству ученый утверждает, что не нравственность основывается от религии, а, наоборот, религия – на нравственности. Опыт показывает, что между моральным (или аморальным) поведением человека и его счастьем (или несчастьем) в эмпирической жизни не существует необходимого соответствия. Хотя этика не должна строиться в расчете на эмпирическое счастье, тем не менее противоречие между моральным поведением человека и результатом этого поведения в эмпирической жизни не мирится с нашим нравственным сознанием. Последнее же требует справедливого соответствия. Не находя его в мире явлений, нравственное сознание вынужденно верить, будто соответствие это осуществляется в мире “умопостигаемом”.
Существование таких понятий, как свобода, бессмертие и бог, объясняется, по И. Канту, верой в “умопостигаемый” мир. Их бытие есть не истина, доказуемая теоретически, а необходимый постулат или требование “практического разума”.
Своеобразна эстетическая оценка философом произведений искусства. Она состоит в том, что эстетическое суждение основывается не на понятии, а лишь на особом удовольствии, доставляемом созерцанием формы эстетического предмета. В этом смысле эстетическое суждение субъективно, и его оценка не может быть доказана.
В эстетическом суждении произведение искусства рассматривается как целесообразное, но его целесообразность не предписана художнику извне. Это – “целесообразность без цели”. Взгляд этот подчеркивал в произведении искусства значение формы и умалял значение содержания. Однако в противоречии с этим И. Кант все же высшим видом искусств признавал поэзию, поскольку она возвышается до “эстетических идей”, до способности изображать “идеал”.
Другой областью предметов, к которым прилагается “рефлексирующая способность суждения”, являются, по И. Канту, организмы природы. Человеческий рассудок не всегда видит эти способы рассмотрения мира.
Последние два десятилетия своей жизни философ много размышлял над социально-политическими проблемами. По его мнению, движущие силы истории – антагонизм людей и государств. Но через этот антагонизм общество идет к оптимальному состоянию, развитие истории приведет к установлению вечного мира. Апофеоз истории – формирование гармоничного, всесторонне развитого человека, формирование свободы. И. Канту присущ исторический оптимизм. Его идеал – общество, построенное на принципах высокой морали.
И. Кант интересовался также экономическими проблемами общества. Так, анализируя природу денег, цены и стоимости, учитывал такой фактор, как уменее, а это относится и к труду, и к предпринимательской смекалке, и собственно к интелектуальному труду. И. Кант был сторонником трудовой теории стоимости, считал, что труд различного качества должен вознаграждаться различно.
Противоречивость философии И. Канта вызвала затем к жизни различные философские школы, течения и направления. Своим учением об антиномиях разума он сыграл выдающуюся роль в развитии диалектики. Прогрессивным было и его учение о роли антагонизмов в историческом процессе. Только через их преодоление возможно достижение величайшей задачи человеческого рода – всеобщего правового гражданского состояния, а также установления вечного мира между государствами. Средством сохранения такого мира учёный считал развитие международной торговли и общения с их взаимными выгодами для различных государств.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература