Вопрос 45. Будущее мирового сообщества. Основные общечеловеческие ценности.
Судьбу цивилизаций определяют цели и ценности. В зависимости от того, какие ценности исповедуются, цивилизации процветают или погибают. Потому что ценности определяют отношения человека и общества к себе, к своей деятельности, окружающему миру.
Известный британский историк и философ А. Тойнби описал 21 цивилизацию, разделив их на две группы: традиционные и техногенные. Для них характерны разные системы ценностей.
Главной ценностью бытия для традиционных цивилизаций являлось постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей [14, с. 47].
Аборигены Австралии, индейцы Америки, племена Африки, малые народы Сибири и Севера Европы и сегодня живут в рамках природного неизменного, однажды установленного годового цикла. Неизменность установленного порядка вещей поддерживается системой запретов, самым страшным из которых является запрет на изменения, на прогресс [14, с.42]. При этом «рисковать самим существованием народа ради "выдумок" и "изобретений", ослаблять силы, так необходимые в постоянной борьбе за жизнь - это самое страшное преступление. Как правило, оно каралось смертью» [14, с.42].
В традиционных (восточных) цивилизациях устремленность к новому не заметна: технические и социальные инновации протекают (по сравнению со временем жизни индивида и даже нескольких поколений) значительно медленнее. Хотя волна модернизации коснулась и их (Китай, Япония, Индия, Сингапур и др.). Принципиально отличными от ценностей техногенной цивилизации являются и фундаментальные ценности традиционных цивилизаций.
Ценностями традиционных обществ являются [15]:
- не движение к новому, а следование обычаям и традициям,
- не свободное творчество, а ответственность человека перед обществом,
- не идеал свободной личности, наделенной суверенитетом и правами человека, а принадлежность к определенным кланам, кастам и сословиям.
Принципиально отлично у этих двух типов цивилизаций и отношение человека к природе [15]. Западная культура утверждает антропоцентрический принцип исторической динамики культуры, в котором природа выступает как материал и поле для человеческой деятельности. Восточная культура утверждает космоцентрический принцип адаптации к природе как универсальной космической реальности, порождающей человека, культуру и общество. В рамках этой культуры человек не покоритель, он вслушивается в ритмы природы, следует им, не нарушая их. Так, например, китайская религиозно-философская система даосизм содержит этический принцип «у-вэй» (дословный перевод «недеяние»). Этот принцип утверждает не бездеятельность, а минимальные действия, приносящие максимальный результат.
Техногенные (западные) цивилизации начали формироваться в XIV -XVI веках в эпохи великих духовных революций - Ренессанса, Реформации и начала эпохи Просвещения. Тогда и была заложена в общественное сознание система ценностей, многие элементы которой доминируют и сегодня.
Одной из главных особенностей техногенной цивилизации является динамизм, проявляющийся в неустанной устремленности к новому. Все крупные производители работают по принципу «встроенного устаревания». Девиз «Absolutum Obsoletum» («Все, что работает, устарело») здесь можно отнести не только к материальному производству, но и ко всем областям жизни техногенной цивилизации. Впечатляющие успехи науки и техники, основанные на широкомасштабных теоретических поисках, привели к технологическому прорыву, определившему возможности высокого качества жизни. Выдающиеся научно-технологические достижения обеспечили рост потребления, увеличили среднюю продолжительность жизни, сделали ее несравненно более комфортной, чем в предшествующие столетия.
Микропроцессорные технологии, глобальная сеть Интернет, спутниковая связь и кабельное телевидение, электронная почта стали признаками повседневной жизни практически во всех странах мира. Эти и другие достижения техники и технологий кардинально изменили мир, жизнь человека и общества, социально-экономические коммуникации, культуру; они создали основу для объединения человечества в некую социальную и культурную общность на основе универсализации и глобализации технико-технологических, экономических и социальных, культурных связей. Формирующийся сегодня в передовых западных странах шестой технологический уклад, основанный на био-, нано- и информационных технологиях, открывает неограниченные возможности для дальнейшего развития техногенной цивилизации.
Вместе с тем развитие техногенной цивилизации, начиная с 60-70 годов ХХ века, сопровождалось глобальными проблемами. Их появление свидетельствовало о нарастании кризисных явлений - экологических, антропологических, социальных, военно-политических и других. Сегодня они грозят гибелью всему живому и земной человеческой Жизни в целом.
Решение глобальных проблем предполагает целенаправленные организационные усилия всего мирового сообщества. Но, прежде всего, необходимо получить ответ на исключительной важности фундаментальный вопрос: «Позволяет ли существующая система ценностей техногенной цивилизации найти выходы из этих нарастающих глобальных проблем, уже захлестывающих человечество?».
В многочисленных работах ведущих философов, социологов, культурологов, политиков ответ практически единодушный и состоит в том, что ни в рамках традиционных, ни рамках техногенных цивилизаций преодоление кризисных явлений принципиально невозможно, если не произойдет кардинальная смена фундаментальных ценностей.
Мир един. Глобальные проблемы придется решать всем. Авторы данной работы убеждены, что человечество находится на пороге глубочайшей перестройки всех основ современной цивилизации. Эта перестройка коснется всех стран и будет сопровождаться сменой ценностных шкал, привычных условий жизни и общественного устройства. Скорее всего, - при благополучном сценарии - в каждой стране она пройдет с учетом материальных и духовных культурных традиций и цивилизационных особенностей. Но на какой материальной и духовной основе может формироваться новая общность людей? Какие общечеловеческие ценности составят основу цивилизации будущего?
Одним из возможных оснований будущего бытия может стать ноосфера
[1 - 20]. Эта идея была высказана еще в 30-х годах ХХ века. Учение о ноосфере было разработано сначала ученым-естествоиспытателем и философом В.И. Вернадским, философом Э. Леруа и теологом П. Тейяром де Шарденом, а затем огромным числом исследователей, представляющих различные области культуры (см., например, [3, 8-13, 16-20]). Несмотря на различие трактовок понятия ноосферы (от греческого noos - разум и sphaira - сфера) и условий ее достижения, она обозначает естественный, необходимый этап эволюции человечества и природы.
Изучая роль живого вещества в эволюции биосферы, В.И. Вернадский увидел стремительный рост значения живого вещества и человеческой деятельности в эволюции биосферы. Он проанализировал «технику жизни» - особенности миграции этого вещества и установил, что происходит непрерывное развитие форм, все более усиливающих влияние живого вещества на косную материю, и что в этом ряду особое место принадлежит человеку. «В настоящее время человек - основной геологообразующий фактор биосферы» - этот тезис на протяжении многих лет был одним из основных источников его размышлений [6, 13].
В сознании ученых в XIX веке и начале ХХ века мир неживой материи и живого вещества с одной стороны и мир Человека и общества, им созданного, с другой, еще не были взаимосвязанными. Учение В.И. Вернадского о ноосфере оказалось тем связующим звеном, которое, объединив эволюцию живого вещества с миром неживой материи и перекинув мост к современным проблемам развития общества, подвело нас и к новому видению процессов, в нем происходящих. Сейчас мы имеем возможность представить себе общую схему единого процесса развития материального мира. В книге «Научная мысль как планетное явление» В.И. Вернадский наиболее полно изложил сущность концепции ноосферы и обосновал научные и социальные предпосылки ее создания.
Свои естественнонаучные исследования В.И. Вернадский соотносил с проблемами культуры. Так, например, в статье «Живое вещество в химии моря» он пишет: «Законы культурного роста человечества теснейшим образом связаны с теми грандиозными процессами природы, которые открывает нам геохимия, и не могут считаться случайностью. Направление этого роста - к дальнейшему захвату сил природы и к их переработке сознанием, мыслью - определено ходом геологической истории нашей планеты; оно не может быть остановлено нашей волей. Исторически длительные печальные и тяжелые явления, разлагающие жизнь, приводящие людей к самоистреблению, к обнищанию, неизбежно будут преодолены. Учесть эту работу человечества - дело будущего, как в будущем видим мы и ее неизбежный расцвет» [6]. В.И. Вернадский считал создание культурной биохимической энергии основным фактором в геологической истории планеты. Эта энергия создает новые условия местообитания человека в биосфере. Еще одна ее особенность состоит, по В.И. Вернадскому, в возрастающей ее связи с разумом, хотя многие ее проявления стихийны и бессознательны. Культурная биохимическая энергия, разумеется, подчиняется законам термодинамики, но характеризуется еще и информационным аспектом, который связан с социальным опытом и творчеством. Реальным способом существования энергии человеческой культуры В.И. Вернадский считал производительные силы общества.
Перспектива становления глобальной ноосферной планетарной суперсистемы на основе не только биологического, но и интеллектуального, культурного, а также, возможно, социального единства человечества ставит проблему общечеловеческих ценностей как центральную в формирующемся глобальном мировоззрении. Эта проблема может быть конкретизирована следующим образом: действительно ли имеются общие ценности между культурными типами, отделенными друг от друга веками или даже тысячелетиями истории человечества, а также между культурами, существующими в одну и ту же историческую эпоху, но отличающимися друг от друга географическими (природно-климатическими), социальными и другими условиями зарождения и существования?
- Вопрос 1.Философия как форма духовного освоения мира. Предназначение и функции философии.
- Вопрос 2.Глобальные проблемы современности и пути их решения.
- Вопрос 3.Философия как основа мировоззрения. Виды мировоззрений.
- Вопрос 4.Методы и формы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания.
- Вопрос 5.Специфика философского знания, общие и особенные черты. Философия и наука.
- 1. Философия, её предмет и характерные черты
- 2. Философия и наука
- Вопрос 6.Поведенческий механизм человека, действие как главный критерий оценки человека.
- Вопрос 7.Философия и религия, формы их взаимоотношений.
- Сходства и различия философии и религии
- Вопрос 8. Человек как индивидуальность, его основные индивидуальные характеристики.
- Вопрос 9. Основная проблематика философии, школы и направления в философии.
- Вопрос 10. Природа как среда обитания человека, ее роль в развитии общества.
- Вопрос 11. Диалектика и метафизика как методы познания и действия. Критика софистики и эклектики.
- Вопрос 12. Сознание как высшая форма отражения действительности. Творческая роль сознания.
- Вопрос 13. Материализм и идеализм в истории философии, их позитивные и негативные черты
- Вопрос 14. Принципы, законы, категории диалектики. Диалектика как наука о развитии.
- 2. Общее понятие законов диалектики.
- 3. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 4. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 5. Закон отрицания отрицания.
- 6. Основные принципы диалектики.
- 7. Категории диалектики.
- Вопрос 15. Философия Древней Греции и Древнего Рима (философия Демокрита и Платона), ее космоцентрический характер.
- Вопрос 16. Роль народных масс и выдающихся личностей в развитии общества.
- Вопрос 17. Философия Средневековья, ее теоцентрический характер (философия Августина и ф.Аквинского.
- Вопрос 18. Диалектический процесс познания. Критика рационализма и сенсуализма.
- Вопрос 19. Классический и неклассический направления развития философии в хх веке.
- Вопрос 20. Человек как личность. Социальная характеристика человека.
- Вопрос 21. Классическая немецкая философия (и.Кант, г.Гегель, л.Фейербах).
- Вопрос 22. Природа, сущность человека. Человек как космобиопсихосоциальное, духовное существо.
- Вопрос 23. Русская религиозная философия. Философия всеединства в. Соловьева.
- Вопрос 24.Общество и человек, формы взаимоотношений общества и человека.
- Вопрос 25. Русская революционно-демократическая философия. Философия марксизма в России.
- Вопрос 26. Общественное сознание, его сущность, структура и формы.
- Вопрос 27.Философия западной, восточной и арабско-мусульманской цивилизаций.
- Вопрос 28. Истина как цель познания, критерий истинности
- Вопрос 29.Русская философская мысль, ее проблематика, особенности, направления развития.
- Вопрос 30.Экономическая сфера общества, диалектика производительных сил и производственных отношений.
- Вопрос 31. Татарская философская мысль, ее проблематика, особенности, направления развития.
- Вопрос 32.Социально-политическая сфера общества, основные социальные институты и социальные общности людей.
- Вопрос33. Культура как система материальных и духовных достижений человечества.
- Вопрос 34.Человек и общение. Межличностные отношения человека, их основные формы.
- Вопрос 35.Марксистская философия, ее особенности, позитивные и негативные черты.
- Вопрос 36.Будущее человека. Основные модели будущего человека. Всеобщая декларация прав человека (оон, 1948)
- Вопрос 37.Познание как отражение действительности. Принципы познания. Критика агностицизма.
- Вопрос 38.Смысл жизни человека. Жизнь и смерть.
- Вопрос 40.Общество как форма совместной жизнедеятельности людей.
- Вопрос 41.Философия Нового времени (XVII- XVIII в.В.), ее логоцентрический характер (р. Декарт, д. Локк).
- Вопрос 42.Общество как развивающаяся система. Формационная, стадиальная и цивилизационная теории общества.
- Вопрос 43.Бытие мира. Соотношение материального и идеального в мире.
- Вопрос 44. Философия неопозитивизма: проблемы логики и языка науки
- Вопрос 45. Будущее мирового сообщества. Основные общечеловеческие ценности.
- Вопрос 46. Практика как освоение действительности. Теория и практика.
- Вопрос 47 .Просветительская философия русских писателей. Философские идеи ф.М. Достоевского и л.Н. Толстого.
- Вопрос 48. Философия экзистенциализма: проблемы подлинности и не подлинности человеческого существования.