§ 1. Элиминативная теория абстракции
Под элеминативной теорией абстракции можно понимать следующую систему взглядов на природу абстрагирования.
1. Реальный объект рассматривается как носитель бесконечного числа свойств. Если Х – объект, Р – его свойство, и формула Р(Х) означает, что Х обладает свойством Р, то существует бесконечно много свойств Р1, Р2, Р3, …, которыми обладает объект Х, т.е. верно, что Р1(Х), Р2(Х), Р3(Х), ….
2. Процесс абстрагировния состоит в выборе из всех свойств объекта некоторого конечного числа свойств с элиминацией (удалением) в сознании всех остальных свойств объекта. Если Р1, Р2, Р3, … - свойства объекта Х, то из них выбирается некоторое конечное число свойств Pi1, Pi2, …, Pin, а все остальные элиминируются.
3. Выбранные свойства объекта возводятся к некоторой сущности, которая выполняет роль носителя только этих свойств. Такая сущность и называется абстракцией объекта. Если через У обозначить полученную таким образом абстракцию, то У обладает только выбранными свойствами Pi1, Pi2, …, Pin, т.е. верно, что Pi1(У), Pi2(У), …, Pin(У), и больше никаких свойств у У нет. У – абстракция объекта Х.
Таким образом, главным процессом образования абстракции в этом случае является элиминация бесконечно многих свойств реального объекта, – вот почему этот вид абстрагирования можно называть «элиминативным».
Обычно выделяемые в элиминативном абстрагировании свойства представляют из себя общие свойства для некоторого класса объектов, так что абстрагирование здесь совпадает с выделением общего, или обобщением.
Так образуются многие общие понятия, например, понятия «человек», «планета», «животное» и т.д. Допустим, понятие «человек» содержит в себе только те признаки, которые общи всем людям, например, владение языком, мышлением, обладание характерным телом, обитание на планете Земля и т.д. Хотя общих признаков у людей тоже может быть бесконечно много, но каждый раз в использовании понятия «человек» как абстракции будет фиксироваться и выражаться в некоторой логической теории какой-то конечный набор общих свойств. В этом случае понятие (абстракция) «человек» будет носителем конечного числа свойств. Такие сущности встречаются только в нашем сознании, в то время как объекты вне нашего сознания считаются всегда носителями бесконечного числа свойств. Объекты бесконечно богаче своих абстракций. Конкретный человек, например, Александр Македонский, обладал всеми теми признаками, которые общи всем людям, но, кроме того, еще бесконечным числом признаков, в том числе выделяющими его из всех людей. Александр Македонский был бесконечно более богатым по содержанию, чем понятие «человек». Это же верно и по отношению к любому конкретному человеку.
Из элиминативной теории абстракции вытекает ряд следствий:
1) Абстракция есть преимущественно результат обеднения реального объекта, а не представляет из себя новый объект. Сами по себе абстракции существуют только в нашем сознании. Поскольку с абстракциями связаны по преимуществу общие свойства объектов, то отсюда вытекает, что общее как таковое присуще только нашему сознанию, а в реальности есть только единичные объекты (такая философская позиция называется номинализмом).
2) Чем более общей является абстракция, тем меньшее число признаков она содержит, и наоборот. Для элиминативной теории абстракции характерен закон обратного соотношения объема и содержания понятия.
3) Логика элиминативной абстракции по преимуществу формальная, выделяющая общие и частные понятия, их объемы и содержания, отношения между понятиями на основе этих характеристик.
- Часть 1. Понятие науки
- Глава 1. Феномен науки
- § 1. Удивление как начало научного познания
- § 2. Понятие о структуре
- § 3. Логические теории, описывающие структуры
- § 4. Эмпирическая реализация структуры
- § 5. Понятие о научном логосе
- § 6. Наука как субъект
- § 7. Наука в обществе
- § 8. Наука в истории
- § 9. Система наук
- Глава 2. Основания науки
- § 1. Примеры процедур обоснования
- § 2. Общая структура процедуры обоснования
- § 3. Фундаментализм и антифундаментализм
- § 4. Сетевая модель рациональности
- § 5. Метод последовательных приближений
- Глава 3. Наука и культура
- § 1. Определения культуры
- § 2. Культура как онтология
- § 3. Культура и наука как субъектные онтологии
- § 4. Проблема логоса субъектных онтологий
- Часть 2. Методы и формы научного познания
- § 1.Чувственное и рациональное познание
- Раздел 1. Эмпирические методы научного познания
- § 1. Наблюдение
- § 2. Измерение
- § 3. Эксперимент
- § 4. Теоретическая нагруженность эмпирического познания
- Раздел 2. Теоретические методы научного познания
- Глава 1. Индукция в научном познании
- § 1. Математическая индукция
- § 2. Перечислительная (энумеративная) индукция
- § 3. Элиминативная индукция
- § 4. Индукция как обратная дедукция
- § 5. Аналогия
- § 6. Парадокс лысого
- Глава 2. Дедукция в научном познании
- § 1. Немного об истории дедуктивного познания
- § 2. Искусственные и естественные языки
- § 3. О законах формальной логики
- § 4. Формальные символические языки
- § 5. Синтаксис и семантика
- Глава 3. Аксиоматико-дедуктивный и гипотетико-дедуктивный
- § 1. Аксиоматико-дедуктивный метод научного познания
- § 2. Гипотетико-дедуктивный метод научного познания
- Глава 4. Метод моделирования
- § 1. Модели и пределы
- § 2. Модели и интервал моделируемости
- § 3. О некоторых видах моделей
- Глава 5. Методы научного абстрагирования и идеализации
- § 1. Элиминативная теория абстракции
- § 2. Продуктивная теория абстракции
- Глава 6. Научная теория. Модели научного объяснения
- § 1. Гипотетико-дедуктивная модель научной теории
- § 2. Дедуктивно-номологическая модель научного объяснения
- § 3. Альтернативные модели научного объяснения
- § 4. Альтернативные модели научной теории
- Часть 3. Логико-методологические проблемы
- Глава 1. Методология системного подхода
- § 1. Основные понятия системного подхода
- § 2. Логика целого
- § 3. Виды целых
- § 4. Воплощение целого
- Глава 2. Философия и методология синергетики
- § 1. Феномен синергетики
- § 2. Синергетика и термодинамика
- § 3. Синергетика и теория особенностей
- § 4. Сводка основных понятий синергетики
- § 5. Обобщенный образ синергетической системы
- § 6. Сильная и слабая синергетика
- Глава 3. Методологические принципы
- § 1. Принцип наблюдаемости
- § 2. Принцип дополнительности
- § 3. Принцип соответствия
- § 4. Принцип симметрии
- Глава 4. Принцип детерминизма
- § 1. Дефинитивный детерминизм
- § 2. Жесткий (лапласовский) детерминизм
- § 3. Вероятностный детерминизм
- § 4. Проблема синтеза видов детерминизма
- Часть 4. Модели научного знания
- Глава 1. Логический позитивизм
- § 1. Этап догматического верификационизма
- § 2. Этап вероятностного верификационизма
- Глава 2. Модель науки Карла Поппера
- § 1. Фальсифицируемость как критерий демаркации
- § 2. Конвенционализм в философии Поппера
- § 3. Эволюция научного знания
- Глава 3. Модель науки Имре Лакатоса
- § 1. Доказательства и опровержения
- § 2. Процесс обогащения знания
- § 3. Философия исследовательских программ
- Глава 4. Модель науки Томаса Куна
- Глава 5. Модель науки Пола Фейерабенда
- Глава 6. К итогам развития философии науки
- Часть 5. Научная рациональность и ее типы
- § 1. Понятие рациональности
- § 2. Классическая научная рациональность
- § 3. Неклассическая научная рациональность
- § 4. Витализация образа материи в неклассической рациональности