53. Проблема истины в философии и науке.
Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним верное, правильно отражение действительности.Объективность – первое свойство истины: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой. Истина – не свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них;
Истина субъективна по внутреннему содержанию и форме: её познают люди, выражающие её в субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.).
Истина есть процесс, а не некий одноразовый факт постижения объекта сразу. Абсолютная: полное, исчерпывающее знание о действительности в целом; вечные истины, знание об отдельных сторонах предметов, складываются из суммы относительных в процессе исторического синтеза. Относительная: выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение; старые истины заменяются новыми или становятся заблуждениями; относительность истины заключается в её неполноте, приблизительности.
Существуют две крайние позиции в понимании абсолютной и относительной истины:
А) догматизм преувеличивает значение устойчивости момента;
Б) релятивизм преувеличивает значение изменчивой стороны каждой истины.
Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Истина может быть и в виде отдельного утверждения, и в цепи утверждений, и как научная система.
Все развитие человеческого познания есть смена одних истин другими, более полно и точно выражающими объективную истину. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о явлении называют абсолютной истиной. Она существует, и ее надо понимать как тот предел, ту цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина – это шаг к абсолюту. Относительная и абсолютная истины – разные формы и уровни объективной истины. Наше знание всегда относительно, т.к. зависит от уровня развития общества.
Однако по Гегелю «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна» любое истинное знание всегда определяется данными условиями места, времени и др.Понятие «абстрактная истина» имеет право на существование только в момент восхождения к конкретной истине. Все более полное приближение к абсолютной истине, преодоление заблуждений – важная закономерность развития сознания.
Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Главный источник заблуждений – ограниченность практики и самого познания, искаженное отражение действительности. Заблуждения дают необходимые моменты движения познания (алхимия химия).
Вопрос соотношения истины и заблуждения тесно связан с вопросом взаимоперехода относительной и абсолютной истины.
Относительная истина за пределами своих условий существования может стать заблуждением.
- 1. Основные концепции философии истории
- 2. Средневековая философия: проблемы, направления, представители.
- 3. Сущность философии просвещения, основные направления, проблемы, представители
- 17. Сущность и содержание материалистической тенденции во французском Просвещении
- 4. Этическая философия Эпикура
- 5. Проблема соотношения философии, науки и теологии в неотомизме
- 6. Полемика рационалистической и эмпирической традиций, проблема метода и истины в философии нового времени
- 7. Философия Гегеля, принципы построения и содержание его философской системы
- 9. Специфика человеческого бытия
- 8. Философия как форма духовной культуры, её предмет и функции
- 10. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрений
- 15. Специфика теории познания Дж. Локка
- 11. Специфика материалистической философии л. Фейербаха
- 14. Содержание и сущность моральной философии Сократа;
- 12. Диалектика природы и общества
- 55. Законы диалектики, их значение в экономической науке и практике;
- 13. Философские вопросы в жизни современного человека
- 16. Роль личности и народных масс в истории
- 18. Формирование философского учения о бытии в Элейской школе
- 22. Место учения Демокрита в развитии материалистической традиции античной философии.
- 19. Основной вопрос философии.
- 26. Особенности схоластической философии Западноевропейского средневековья;
- 20. Парные категории диалектики, их значение в экономической науке и практике.
- 23. Пространственно-временные характеристики бытия;
- 21. Основные направления, тенденции и проблемы развития современной философской мысли.
- 24. Эволюция английского эмпиризма в философии Беркли и Юма;
- 27. Особенности философии эпохи Возрождения;
- 51. Особенности развития духовной культуры эпохи Возрождения
- 25. Особенности и структура научного знания. Специфика социально-гуманитарного познания;
- 28. Природа мышления. Язык и мышление;
- 30. Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного;
- 29. Смысл жизни: смерть и бессмертие, человек, свобода, творчество;
- 31. Социальные воззрения ф. Бэкона и т. Гоббса;
- 32. Апории Зенона, их философский смысл;
- 33. Основные характеристики философского знания, его структура;
- 34. Познание как предмет философского анализа;
- 36. Исторический смысл и значение философии позитивизма;
- 44. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки;
- 35. Гражданское общество, нация, государство;
- 37. Основные формы и методы научного познания;
- 38. Общество как саморазвивающаяся система;
- 39. Социокультурный смысл учения софистов;
- 40. Рационалистическая традиция философии Декарта и Спинозы;
- 41. Проблемы сознания в философии, многообразие подходов к её решению;
- 42. Особенности философии древней Индии и Китая;
- 43. Субъект и объект познания. Познание и творчество
- 45. Сущность, историческое место и значение марксистской философии
- 46. Жизненный мир человека.
- 47. Бэконовское учение о методе и познании;
- 48. Специфические особенности и национальное своеобразие русского философского мышления;
- 49. Идея количественной определённости космоса в философии Пифагора;
- 53. Проблема истины в философии и науке.
- 52. Специфика античной философии, основные школы, направления, проблемы и представители.
- 54. Многообразие форм познания и типы рациональности.
- 56. Уникальность человеческого бытия как философская проблема в экзистенциализме;
- 57. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе;
- 58. Идея развития в философии. Диалектика, метафизика , синергетика. Прогресс и регресс в развитии;
- 50. Идея развития как концептуальное ядро классической немецкой философии;
- 59. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (Марксова теория классов, «открытое общество» к. Поппера , «Свободное общество» ф. Хайека.)
- 60. Глобализация. Неолиберальная теория глобализации
- 61. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия;
- 63. Диалектики познания и практика;
- 64. Особенности теории познания и. Канта;
- 65. Философское понимание общества и его истории;
- 66. Основные сферы общества: особенности и взаимосвязь.