logo search
философия / Монографии / Тарнас / История (страсть) западного мышления

Современный характер

Переход от христианского мировоззрения к светскому ознаменовал собой качественно новый этап, подготовленный рядом исторических событий. Действительно, кажется невероятным, чтобы такую мощную лавину секуля­ризации мог вызвать какой-то один фактор или даже сочетание нескольких факторов, скажем, таких, как расхождение научных данных с библейским откровением, последствия эмпиризма для метафизики, критика официаль­ной Церкви с общественно-политических позиций, обострение психологи­ческого самосознания, изменившиеся сексуальные mores* и т. д., ибо со всем этим в отдельности можно было справиться, как это и сделали многие набожные христиане. Секуляризация означала общий сдвиг в характере за­падного сознания, который проявлялся и во множестве отдельных факто­ров, но вместе с тем неизмеримо превосходил их и подчинял своей глобаль­ной логике. Современный характер сознания начал складываться в пору позднего средневековья, определился в эпоху Возрождения, четко оформил­ся во время Научной Революции, затем окреп и возмужал в ходе Просвеще­ния. ВXIXвеке, сразу же вслед за демократической и промышленной рево­люциями, он достиг полной зрелости. Склад и направленность этого характера отразили постепенную, но тем не менее оказавшуюся радикальной переориентацию психологической привязанности: от Бога — к человеку, от зависимости — к независимости, от неотмирных далей — к яви посюсторон­него мира, от трансцендентного — к эмпирическому, от мифа и веры — к разуму и фактам, от всеобщего — к частному, от определяемого сверхъесте­ственным началом статичного космоса — к космосу, вечно пребывающему в становлении и определяемому естественными законами, наконец, от падше­го человечества — к человечеству, двигающемуся вперед.

Христианская антропология более не отвечала настроениям современного человека, осознавшего прогресс и ощутившего власть над миром. Способ­ность постигать природопорядок и обращать его к собственной выгоде заглу­шила прежнее чувство полной зависимости от Бога. Единственно с помо­щью естественного разумения, не прибегая к божественному откровению, человек проник в тайны природы, преобразил окружающую среду и безмер­но расширил горизонты своего существования. Вдобавок к тому, что обна­руженный научным путем естественный порядок вещей не имел никакого от­ношения к христианству, новое чувство человеческого достоинства и могущества неизбежно усиливало в нем ощущение своего «я». Несомнен­ность этого мира, развивающегося по своим законам, которые человек спо­собен постичь и учитывать их в своей деятельности, утверждала его уверен­ность в себе и от беспрестанной тревоги за свою участь в загробной жизни.

* Нравы, обычаи.— Лат.

Человек взял ответственность за свою земную жизнь. Он осознал, что может изменить мир силою своего ума и воли. Наука дала человеку новую веру — не только в познание мира, но и в самого себя. Философские и научные от­крытия Локка, Юма и Канта, Дарвина, Маркса и Фрейда разрушили бас­тионы, которые религия издавна занимала в западном мировоззрении. Тра­диционные христианские взгляды стали чужды психологии современного человека.

Особо важную роль в секуляризации современного характера сыграло его отношение к разуму. Современное мышление требовало от самого себя кри­тической независимости суждений: такая позиция была несовместима с тра­диционной покорностью или со слепым повиновением церковной иерархии. Независимость личной позиции, воплотившаяся в Лютере, Галилее и Декар­те, все больше противостояла авторитетам, будь это Церковь или Аристо­тель, что было свойственно средневековью и сохранялось в традиционной культуре. И по мере того как современный человек восходил по ступеням своей зрелости, крепло его стремление к интеллектуальной независимости.

Мощный ветер Нового времени обрушил «идолов» авторитета, ворвался в царство психологии, заставив повернуться все флюгеры. Если раньше муд­рость и авторитет искали преимущественно в прошлом — вспомним библей­ских пророков, греческих аэдов, философов античного времени, апостолов или отцов Церкви,— то современное мышление все чаще находило мудрость -в настоящем. Более ранние эпохи оглядывались назад, современность была озабочена будущим. Сложность, результативность и умудренность западной культуры делали ее на порядок выше всех предшествующих культур. И если великие авторитеты прошлого неизменно связывались с трансцендентным началом, то современное сознание само становилось таким авторитетом, превращая трансцендентное в имманентное себе. Античный космизм и сре­дневековый теизм уступили место современному гуманизму.