logo search
Shpora_po_filosofii_mike750_amp_Co_edition

57. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе;

Понятие многовариантности развития имеет несколько значений:

Человечество немыслимо без феномена социальной памяти и социального опыта. Однако по-прежнему во многом открытыми остаются вопросы о границах и эффективности их использования. Без учета многовариантности невозможен анализ спектра проблем, охваченных понятием смысла истории, составляющего ключевую проблему философии истории: выяснение направленности развития общества, анализ факторов, от которых зависит судьба мировой цивилизации.

Тем более что в настоящий момент — на наполненном драматическими событиями рубеже тысячелетий — человеческая цивилизация находится перед выбором, имеющим интегральный характер. Проблемы глобализма (экономические, политические, психологические и т.д.), истощение ресурсов, загрязнение биосферы, вполне реальная и сегодня опасность ядерной войны, колоссальная разница в уровне жизни «богатого Севера» и «бедного Юга», вандализация культуры, повсеместный рост преступности — тенденции, которые способны привести в действие механизмы самоуничтожения человечества. Регулятивные механизмы общества начали давать сбои. Как в международных, так и во внутригосударственных отношениях предпочтение все чаще отдается "грубой силе как единственному сдерживающему фактору человече-ских отношений" .Поэтому сегодня чрезвычайно важно проанализировать те способы и направления воздействия, которые могут сделать реальностью наиболее адекватный «вызову истории» сценарий цивилизационного развития.

Из единства и многообразия исторического процесса исходили также в своих построениях К. Маркс и представители марксистской историософии, указывавшие на обилие вариантов социального развития, существующих в рамках общих закономерностей. Вместе с тем марксистскую теорию истории и историческую науку отличает достаточно скептическое отношение к гипотетическим моделям, применяемым для изучения прошлого, т.е. инвариантной, уже свершившейся реальности. Субъективизм подобных моделей несет в себе опасность превращения истории реальной в историю виртуальную, что и выразилось в известном тезисе об истории, не знающей сослагательного наклонения.

Философская традиция XIX — первой воловины XX вв. определила подход к проблеме многовариантности истории, исходящий из признания ее единства и целостности, не исключающих многообразия.

Онтологически проблема связана с категориями общего и единичного, закономерного и случайного: совершенно очевидно, что учет и использование чужого опыта возможно только при признании хотя бы на эмпирическом уровне повторяемости (закономерности) исторического развития. В то же время возможность заимствования исторического опыта напрямую связана с уникальностью исторических явлений, событий, собственно этот опыт и составляющих.

Желание устранить недостатки имеющейся модели естественным образом стимулирует обращение к опыту обществ, эти недостатки уже преодолевших или избежавших их возникновения. Фактор наличия иных, более успешных, на взгляд выбирающего субъекта, вариантов эволюции, кажущееся отсутствие необходимости "изобретать велосипед" становится решающим элементом механизма выбора. Процедура учета "внешнего" исторического опыта, предполагающая, как правило, активность прежде всего (и главным образом) принимающей стороны , сводится к рефлексии, интерпретации, адаптации и усвоению иных конкретно-исторических реалий. Положительная сторона обращения к этому типу социального опыта кроется в очевидной возможности избежать непредсказуемых трудностей, использовать уже апробированные варианты.