50. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
При рассмотрении проблемы личности традиционно используется ряд понятий, среди которых наиболее распространены такие, как человек, индивид, индивидуальность, личность.
Человек- высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект исторической деятельности, наделенный разумом, свободной волей и словесной речью. Разнообразие взглядов на сущность человека находит свое подтверждение в различных смыслообразующих значениях самого термина. Например, латинское слово homo (человек) происходит от humunus (земля, почва, прах), из которого сотворен человек. В основе термина man, используемого в современных языках, лежит слово manus (рука), безусловно, связанное с трудовой деятельностью. В русском языке понятие "человек" идет от "чело" (т.е. лоб, верхняя часть человеческого существа, как обращенность к небу, бесконечности, Творцу). Даже самый поверхностный этимологический анализ слова "человек" показывает, что его содержание нераздельно связано с глубокими ценностно-смысловыми структурами определенных культур. Так, в западной философии сущность человека традиционно рассматривалась через трудовую деятельность (homo faber), что особенно проявилось в протестантизме, марксизме и некоторых других. Русская же философия осмысливает человеческое существование как опосредствующее звено между Небом и Землей (человечество как "богоземля" по Соловьеву). Время как мерило нравственного развития человека играло огромную смысловую роль в философских концепциях Достоевского и Толстого.
Под индивидомпонимается отдельный человек в отличие от сообщества людей, коллектива. Дословно это понятие означает неделимую далее частицу какого-то целого. Этот своеобразный "социальный атом" рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Но отдельность не составляет его существенную характеристику, ибо отдельны друг от друга и в этом смысле "индивидны" все объекты во Вселенной.
Более содержателен термин индивидуальность. Это уникальная совокупность неповторимых проявлений человека. В истории философии известен индивидуализм - фил.-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности. Исторически индивидуализм возник в классовом обществе, преодолевающем нормы родовой общности и делающем человека самоцелью развития. Однокорневым является также понятие современной западной философии - индивидуация, которая отражает важнейшую характеристику сущего: принципиальную невозможность тождества (возможно только лишь сходство) объектов живой и неживой природы. Вместе с тем свойства личности не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.
Личность(лик, лицо), персона (лат. persona - маска; лицо, личность) - основное понятие антропологии. Приступая к рассмотрению понятия личности мы исходим из того, что ее носителем является человек, обладающий индивидуальностью, т.е. индивид. Но утверждение этого далеко не раскрывает суть вопроса о том, что же составляет существенное содержание понятия личности. В самом деле, скажем Кант и его лакей, Суворов и его денщик одинаково единичны и неповторимы. И в тоже время личностная значимость этих людей несоизмерима. Ясно, что индивидуальность, индивидуальные качества человека далеко не исчерпывают понятие личности. Личностные качества не просто индивидуальны, но они проявляются и существуют только через деятельность индивида. Именно в этом смысле личность издавна рассматривается как "социальная маска" по аналогии с маской актера, т.е. человека, совершающего определенное действие (лат. actus - поступок, действие). Именно деятельность лежит в основе многообразных отноше-ний человека к миру, обществу, самому себе. Через различные системы отношений индивид связан с обществом и в силу этого они носят социальный общественный характер. Поэтому личностные качества не замкнуты "телесными" контурами человека, а они проявляются в широких рамках общественных отношений. Рассмотрение, анализ этих отношений позволили К.Марксу сделать основополагающий вывод о том, что личность есть совокупность всех общественных отношений - экономических, политических, правовых, идеологических, нравственных, эстетических, религиозных и других. "Сущность особой личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество". Если индивида можно скорее охарактеризовать как воплощение физических, телесных качеств, то личность определяется социальными качествами, проявляющимися в ее деятельности через социальные отношения. Личность тем значимее, насколько ее деятельность глубже и всесторонне соответствует нуждам и запросам общественного развития.
Какими же основными чертами характеризуется личность? Существенным из них, прежде всего, является сознание и самосознание. Возникновение и становление сознательного отношения к миру и самому себе характеризует развитие личности на всех этапах формирования "Я". Важной стороной деятельности личности является память, т.е. прошлый опыт личности, отложившийся в сознании. Существенной составляющей в структуре человеческой деятельности является также телеологический (греч. telos - цель) аспект, связанный с разработкой различных программ будущего. Существенной характеристикой личности является ее способность к выбору цели, деятельности и готовность к внутренним усилиям для выполнения поставленных планов и замыслов - воля. Различные истолкования воли связаны с противоположностью детерминизма и индетерминизма. Воля с позиции первых рассматривается как обусловленная извне физическими, психологическими, социальными причинами или божественным предопределением. Второй рассматривает волю как автономную самополагающую силу. Наконец, важной характеристикой личности является эмоциональный мир чувств, состояний, переживаний. Эмоциональные процессы определяются темпераментом. Формирование эмоций - важное условие его развития как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы поведения.
Формирование индивида, личности происходит в процессе социализации, т.е. усвоения им знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Человек появляется на свет божий как биологическое существо, которое по праву рождения занимает свое неповторимое место в социальной среде, является уникальной особью рода человеческого. По своему рождению человек, таким образом, не просто биологическое существо: он уже заключает в себе возможность человека, индивида, личности, т.е. он биосоциальное существо. Личностные качества не встроены подобно инстинктам в биологическое тело особи. Существуют лишь определенные предпосылки (биопсихические) для формирования этих качеств. И поэтому по отношению к отдельному индивиду формирование личностных качеств выступает как процесс, обращенный извне.
Врожденная организация тела человеческой особи максимально пластична и именно поэтому оставляет неограниченный простор для формирования прижизненных вариаций способа жизнедеятельности. Биологически человек имеет возможность приспособления практически к любой экологической нише в силу того, что он не приспособлен инстинктивно ни к одной в частности. Возможно, что именно эта парадоксальная черта биологии человека напрямую связана с его привилегированным положением на лестнице эволюции жизни на Земле.
В процессе социализации, индивид овладевает различными формами деятельности, составляющими в своей совокупности определенный способ жизнедеятельности. Человеческая речь, прямодвижение, человеческие способы удовлетворения потребностей, прижизненно приобретенные навыки от умывания лица до виртуозной игры на рояле - все эти и другие навыки не заключены в генотипе, а приобретаются в процессе социализации. Но процесс становления личности - это не гарантированный процесс обязательно восходящего движения ко все большему совершенствованию. В реальной действительности имеются примеры и деградации личности.
Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем пути развития человечества: "деятели" - охотники, рыболовы, воины, рабочие и т.д. Для таких личностей главное - активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя; "мыслители" - по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца всегда пользовался большим авторитетом; "люди чувств и эмоций", которые остро чувствуют, как "трещина мира" (Г. Гейне) проходит через их сердца. Это люди искусства; "гуманисты и подвижники" Их сила в любви к людям, в активном деянии. "Спешите делать добро" (слова русского врача гуманиста 19 в. Гааза)
- 1. Философия, ее предмет и структура, функции в культуре.
- 2. Основной вопрос философии как историко-философская проблема.
- 3. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 4. Философия традиционных обществ Индии и Китая.
- 5. Античная философия: этапы становления и специфика.
- 6. Философия средневековья: патристика и схоластика. Номинализм и реализм.
- 7. Философия Возрождения; ее основная направленность, проблематика, социальная роль.
- 8. Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм. Теория общественного договора т. Гоббса.
- 9. Философия эпохи Просвещения. Естественный материализм и.Ньютона и французских энциклопедистов. Социальная философия Вольтера и Руссо.
- 10. Проблема познавательных возможностей человека в философии Канта.
- 11. Диалектика, идеализм и материализм в воззрениях представителей немецкой классической философии.
- 12. Идейные источники и социально-экономические предпосылки философии марксизма.
- 13. Классический и современный марксизм. Франкфурская школа и ее социально-философские идеи.
- 14. Позитивизм и прагматизм и их роль в становлении современной философии науки
- 15. Философия экзистенциализма: отчужденный человек и пограничные ситуации.
- 16. Современная философия истории в воззрениях о. Шпенглера, п. Сорокина, к. Ясперса, ф. Фукуямы.
- 17. Проблема человека в религиозной философии хх века: неотомизм и персонализм
- 18. Русская философия. Её основная тематика и этапы развития.
- 19. Белорусская философская мысль xyi-xXвв.
- 20. Бытие, его философский смысл и основные формы
- 21. Категории субстанции и материи. Ленинское определение материи и его методологическое значение.
- 22. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Механицизм. Редукционизм. Витализм.
- 23. Субстанциальная и реляционная концепции пространства-времени. Концептуальное, перцептуальное и социальное пространство и время.
- 24. Философия монизма и проблема единства мира. Современная научная картина мира.
- 25. Диалектика как теория и метод познания и освоения действительности
- 26. Диалектические законы развития бытия, их статус, функции.
- 27. Философские концепции детерминизма и их естественнонаучная аргументация. Причинность и теологизм. Детерминизм и синергетика.
- 28. Философские категории, выражающие ценность и структурную организованность бытия (система, структура, элемент, часть, целое)
- 29. Проблема сознания в философии и естествознании.
- 30. Индивидуальное и общественное сознание, их структура, взаимосвязь, функции.
- 31. Эволюция сознания: основные этапы и социокультурная обусловленность. Сознание и отражение.
- 32. Проблема идеального в философии. Сознание и самосознание.
- 33. Мышление и язык. Аналитическая философия и герменевтика.
- 34. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм и скептицизм.
- 35. Деятельная концепция познания. Чувственное и рациональное познание.
- 36. Проблемы истины в философии. Основные концепции истины.
- 37. Многообразие видов и форм практической деятельности. Научный эксперимент и социальная практика как критерии истины.
- 38. Субъект-объектные отношения в познании. Основные гносеологические модели.
- 39. Наука как предмет философского анализа и специфика научного знания.
- 40. Структура научно-познавательной деятельности. Эмпирический и теоретический уровни познания
- 41. Формы и методы эмпирического познания
- 42. Формы и методы теоретического познания.
- 43. Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза.
- 44. Проблема метода в философии. Методология, ее предмет и задачи.
- 45. Методология в сфере инженерной деятельности. Техникознание и конструктивистская методология.
- 46. Основания науки: научная картина мира, идеалы и нормы науки.
- 47. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс.
- 48. Человек как предмет философского анализа. Проблема сущности и существования.
- 49. Эволюционная теория человека. Антропосоциогенез и его исторические формы. Роль труда в возникновении человека.
- 50. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
- 51. Проблема гуманизма. Гуманизм и антропоцентризм.
- 52. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль личности в истории.
- 58. Философия свободы и ее взаимосвязь с формами общественного сознания.
- 59. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс.
- 60. Культура и цивилизация.