ЛабораторНая рабоТа № 13 Тема: базовые концепции воспитания и их содержание.
Цели: усвоить сущность понятия «содержание воспитания»; раскрыть соотношение содержания воспитания и содержания образования, их взаимосвязь;
1. Ответьте на вопрос. Содержание воспитания – это:
система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений;
достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;
3) общие идеи о построении природы и жизни общества;
Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________
2. Укажите признаки, относящиеся к понятию «содержание воспитания»:
внешнее выражение воспитания;
умственное воспитание;
целенаправленность (наличие социального ориентира);
соответствие культурно-историческим ценностям;
личность воспитателя;
самовоспитание;
личность воспитанника.
Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________
3. Установите иерархию следующих понятий:
а) этапы развития;
б) методы воспитания;
в) содержание воспитания;
г) цели и задачи процесса воспитания;
д) условия протекания процесса воспитания,
е) формы воспитательной деятельности.
4. Как выглядит содержание воспитания в рамках различных концепций воспитания? Заполните следующую таблицу.
Концепция воспитания | Содержание воспитания |
Воспитание с целью обеспечить выживание (адаптацию, приспособление) |
|
Воспитание гражданина |
|
Воспитание гуманистическое |
|
Воспитание личности, способной к самореализации |
|
5. Среди перечисленных утверждений выберите те, которые выражают особенности содержания воспитательного процесса: 1) целенаправленность; 2) многофакторность; 3) уважение к личности; 4) длительность; 5) непрерывность; 6) воспитание чувств; 7) комплексность; 8) экономичность; 9) вариативность; 10) двусторонний характер; 11) содружество с семьей.
Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________
6. Прочитайте описанную ниже ситуацию и подумайте: почему трудовое воспитание в данном случае оказалось малоэффективным? Что было сделано не так?
Молодой учитель технологии после летних каникул по поручению завуча пошел с пятым классом убирать территорию школы. Детям объяснили, как нужно выполнять эту работу, и они активно взялись за дело. Учитель подходил то к одному, то к другому ученику, подбадривал их. Дело спорилось. Но через час энтузиазм иссяк, всё как-то затормозилось. Многие просто стояли, побросав пластиковые пакеты и перчатки. Учитель начал покрикивать на ребят, называл их лодырями. Ученики урывками брались за работу, но дело вперед не двигалось...
Ответ: _____________
7. Раскройте специфику различных типов мировоззрения.
Мировоззрение
| Специфика
|
Житейское
|
|
Философское
|
|
Религиозное
|
|
8. «В гражданском обществе, – писал Гегель, – каждый для себя – цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей, эти другие суть потому средства для целей особенного» (Гегель Г. Соч. – М.; Л., 1934. – Т. 7. – С. 211).
Согласны ли вы с данным высказыванием? Если да, каким должно быть содержание воспитания в таком случае? | Если нет, то почему?
|
Ответ:
| Ответ:
|
9. «...Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитания не существует. Я не признаю его...» (Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед. соч. – М., 1989. – С. 208-209).
Разделяете ли вы мнение Л.Н. Толстого? Приведите аргументы в поддержку своего мнения.
Разделяю | Не разделяю |
Аргументы:
| Аргументы:
|
- Указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Практическая педагогика»
- Шкала перевода баллов в оценки за лабораторные работы
- Лабораторная работа № 1. Тема: Сравнительный анализ определений «предмета педагогики» и ее категорий
- Лабораторная работа № 2. Тема: целостный педагогический процесс
- 1. Ответьте на вопрос. Педагогический процесс – это:
- Лабораторная работа № 3. Тема: Принципы организации целостного педагогического процесса
- Лабораторная работа № 4 Тема: цели Педагогического процесса как системообразующий фактор
- Лабораторная работа № 5. Тема: гуманизм и инновации в педагогике. Дифференцированный подход в обучении.
- 1. Ответьте на вопрос: «Гуманизм – это:
- 2. Укажите признаки, относящиеся к понятию «гуманизация образования»:
- Лабораторная работа № 6. Тема: педагогический контроль и учет результатов деятельности школьников.
- 2. Оценка – это:
- 4. Заполните следующую таблицу.
- 5. Охарактеризуйте педагогические возможности следующих средств преодоления неуспеваемости.
- 6. Учитель, проверив изготовленный учеником объект труда, поставил оценку «2». Возвращая изделие, он сказал:
- 7. Можно ли заменять отметки, выставляемые в классный журнал, словесными формулировками (оценками)? При каких обстоятельствах?
- Лабораторная работа № 7 Тема: процесс обучения. Закономерности и функции процесса обучения
- Что такое «дидактика»? Отметьте правильный ответ:
- Определите иерархию следующих понятий: частная методика, педагогика, дидактика. Какая схема правильно отражает эту иерархию?
- Проанализируйте ряд определений понятия «процесс обучения». Заполните таблицу.
- Что является движущей силой процесса обучения:
- Какая из приведенных ниже схем правильно отражает структуру процесса обучения?
- Какие из перечисленных ниже функций являются функциями процесса обучения?
- Восстановите соответствие между деятельностью учителя и ученика в рамках проблемного обучения.
- Лабораторная работа № 8
- Найдите ответ или дайте собственный вариант ответа на вопрос «Что такое метод обучения»?:
- 2. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «метод обучения»?
- 3. В чем заключается различие между понятиями «принцип обучения» и «метод обучения»?
- 5. Какие факторы определяют выбор методов обучения?
- 6. Представьте характеристику «метода проектов» при обучении учащихся «Технологии». Заполните таблицу:
- 7. Можно ли считать анализ, синтез, индукцию и дедукцию методами обучения?
- 8. Проанализируйте практические методы обучения и заполните таблицу.
- Лабораторная работа № 9 Тема: организационные формы обучения. Урок в современной школе.
- 6. Может ли форма обучения влиять на содержание обучения? и если может то, в каких случаях, и каким образом?
- 7. Дайте характеристику уроку как основной форме организации обучения. Для этого заполните таблицу.
- Лабораторная работа № 10 Тема: Теория урока: анализ языка и аксиоматики.
- 1. В различных источниках информации найдите 3 – 4 определения понятия «урок».
- Лабораторная работа № 11 Тема: Развитие личности и воспитание
- 1. Из учебников, справочников, словарей, пособий по педагогике, выпишите определения следующих понятий:
- 2. Установите иерархию следующих понятий: 1) воспитание человека, 2) образование личности, 3) социализация личности, 4) педагогический процесс. Заполните схему.
- 3. В п.1.1 вы дали определения ряда понятий. Повторите их в нижеследующей таблице и найдите общее во всех понятиях, а также различие.
- 4. Как вы понимаете высказывание, приведенное в Российской педагогической энциклопедии: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»?
- 6. Разные науки опираются на различную возрастную периодизацию. Заполните таблицу, сравните результаты, сделайте выводы.
- 7. Что такое «акселерация»? Выберите наиболее полный и точный ответ:
- 8. Отразите свое мнение по поводу особенностей развития школьников, выбрав любой из двух последних возрастных периодов из п. 6.
- Лабораторная работа № 12 Тема: сущность, движущие силы процесса воспитания.
- Что такое воспитание? Отметьте правильный ответ:
- 2. Что из перечисленного можно отнести к движущим силам воспитания?
- 4. Найдите соответствие между закономерностями и принципами воспитания.
- ЛабораторНая рабоТа № 13 Тема: базовые концепции воспитания и их содержание.
- ЛабораторНая рабоТа № 14 Тема: методы, средства и формы воспитания.
- 5. Установите иерархию следующих понятий: «метод воспитания, прием воспитания, средство воспитания». Какая схема (из трех представленных) правильно отражает эту иерархию?
- 8. Что влияет на выбор методов воспитания?
- 10. Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «метод воспитания».
- Лабораторная работа № 15 Тема: технологические основания образования.
- Лабораторная работа № 16 тема: базисные учебные планы общеобразовательных учреждений рф
- Лабораторная работа № 17 тема: государственные стандарты и примерные программы учебного предмета «технология» на старшей ступени общего образования
- 2. Сравните структуры базового и профильного уровней стандартов образования по технологии и заполните таблицу.
- 3. Изучив Примерные программы по технологии, рекомендованные мо (см. Сайты), ответьте на вопросы:
- 4. Изучив Примерные программы по технологии, рекомендованные мо (см. Сайты), сравните требования к уровню подготовки выпускников старшей школы и заполните таблицу.
- 5. Внимательно прочтите Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования. Заполните таблицу.
- 1. Интегрировав знания по теоретической и практической педагогике, результаты всех выполненных практических работ, изучив литературу, заполните таблицу.