logo search
Философия древнего Китая / Антонов Ч

1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания

В ХХ в. наблюдается необычайно быстрый рост социального значения науки. Как отмечал еще в середине этого века Дж. Бернал, «сегодня человечество не может ни развиваться, ни даже существовать без науки». И это действительно так, поскольку наука играет исключительную роль во всех сферах жизни общества. Ее результаты используются не только в домашнем обиходе, но и в космических исследованиях.

Что же такое наука, когда она возникла и какова специфика научного познания? Хотя сегодня не существует единого определения науки, ее можно рассматривать с трех основных сторон: 1) как систему знания и форму общественного сознания; 2) как определенный вид общественного труда и специфический вид деятельности; 3) со стороны ее общественной роли, прежде всего как производительной силы. Мы будем рассматривать науку как знание и социальный институт. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знания о природе, обществе и мышлении. Ее непосредственной целью является постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязей.

В современной литературе существует три точки зрения по вопросу о возникновении науки. Представители первой точки зрения утверждают. Что наука возникла в первобытном обществе вместе с человеком. Например, Спенсер считал, что ум дикаря уже содержит научные знания, поскольку наука – это расширенное обыденное знание. Для других, например, для Ж.-Ж. Руссо наука является порождением древневосточной цивилизации. Третьи относят ее начало к периоду античности, связывая при этом понятие науки именно с европейской наукой и философией (И.Д. Рожанский, П.П. Гайденко). Для четвертых наука датирует свое начало временем позднего средневековья (Дюгем). И наиболее распространенной, пятой точкой зрения является признание того, что именно с XVII в. датируется начало современной науки. При чем генезис научного знания является одновременно процессом формирования науки как особой формы общественного сознания и социального института.

Наука как социальный институт предполагает, во-первых, совокупность знаний и их носителей; во-вторых, наличие познавательных целей и социальных функций; в-третьих, обладание специальными средствами познания и научными учреждениями; в-четвертых, появление научных журналов, книг, обществ; в-пятых, организация систематического образования подрастающего поколения.

Современная наука возникает в Западной Европе в XVI-XVII вв. В ее развитии можно выделить следующие основные периоды: 1) Классический (XVII-XIX вв.), когда предмет познания рассматривается сам по себе безотносительно к условиям познания; 2) неклассический (первая пол. ХХ в.), связанный с отказом от объективизма и началом учета связей между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности; 3) постнеклассический, (2 пол. ХХ в.), когда происходит включение субъективной деятельности в «тело познания». Здесь учитываются не только знания об объекте и особенности средств и операций деятельности субъекта, но и его ценностно-целевые характеристики.

Целью науки является открытие законов природы, общества и мышления. В структуру научного познания входят объект, субъект и средства познания. По предмету и методу выделяют науки о природе и науки об обществе и познании. Отдельные группы наук составляют практические науки, включающие технические, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские дисциплины.

Наряду с научным познанием и знанием существует и донаучное. К последнему относятся донаучное, обыденное, вненаучное. Донаучное познание – это исторический этап в развитии познания, предшествующий научному познанию. Обыденное или житейское – это познание, основанное на наблюдении и практическом освоении природы, на накоплении многими поколениями жизненного опыта. Не отрицая науку, оно не использует ее средства – методы, язык, категориальный аппарат. К вненаучному (паранаучному) относится познание, претендующее на научность, использующее научную терминологию. Это так называемые оккультные науки: алхимия, астрология, магия и т.д. Наука возникает в результате отмежевания от мифологии и религии от объяснений явлений сверхъестественными причинами. Она опирается на рациональное объяснение действительности. Она характеризуется последовательностью и систематичностью, стремлением обосновать свои положительные знания, специфическими способами проверки (научный эксперимент, правила выводного знания).