logo search
0315130_48ECD_otvety_dlya_sdachi_kandidatskogo_minimuma_po_filosofii_i_met / билеты по философии исп

8. Философия р. Декарта.

Локковский сенсуализм и эмпиризм (который не сводится к сенсуализму) складывались в противоборстве с рационализмом выдающегося французского философа Р. Декарта (1596-1650). Картезианский рационализм возникает на основе дуалистического решения вопроса об отношении между материей и сознанием, к которому французский мыслитель пришел в результате своего знаменитого принципа сомнения. Согласно Декарту, в ходе познания можно сомневаться во всем, но нельзя сомневаться в самом мыслительном процессе. „Мыслю, следовательно, существую" - таков вывод Декарта. Он полагал, что в сомнении как ясном, достоверном акте мышления проявляется его реальность и его противоположность материи, обладающей только протяженностью, телесностью, вещественностью. Акцент Декарта на самосознание вел к формированию представлений о творчески активной роли нашего „Я" как субъекта познания.

Вскрыв противоположность сознания материи, Декарт рассматривал их как две совершенно не связанные между собой субстанции (дуализм). Но как ученый-естествоиспытатель он в своем учении о материи стоит на материалистических позициях, раскрывая такие ее неотъемлемые и всеобщие свойства, как движение, бесконечность, многообразие проявлений. В этом смысле Декарт отделил свою физику от своей метафизики, философии. В границах его физики материя представляет со­бой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. Он ввел понятие переменной величины и систему координат в математике.

Абсолютно противопоставляя материю и сознание, Декарт в своей философии вместе с тем должен был каким-то образом объяснять связь между ними в процессе познания. Поэтому он вынужден был постулировать наличие врожденных идей в нашем сознании, источником которых, по его мнению, является бог.

Подобные отступления Декарта, как и других представителей науки и пере­довой философии XVII в., в сторону религии, были вынужденными и обуслов­ливались деистическим признанием бога как первопричины мира. Однако представления Декарта о врожденных идеях (априоризм) встречали резкую критику со стороны многих мыслителей, в частности Локка. Опираясь на материалистические принципы в трактовке ощущений как источника всякого знания, Локк утверждал, что все, чем обладает наше сознание, - результат обучения. Если бы врожденные идеи имели место, человек обладал бы определен­ными знаниями от рождения. Но на деле этого нет. Локк выдвигает ряд других аргументов против априоризма.