I. Метафизика.
Состояние науки в период, предшествовавший реформе Декарта, было плачевным: схоластика сошла со сцены, Возрождение не пришло к позитивным результатам, выводы Ф. Бэкона не удовлетворяли Декарта, а реформа Галилея ограничивалась эмпирическими науками и не затрагивала философии. Основную причину неудовлетворительного состояния наук Декарт видел в отсутствии метода, ибо без предварительного нахождения необходимого метода невозможны осмысленные научные исследования. Со времен Возрождения многие ученые были заняты этой проблемой, но только Декарт понял и обосновал всю её значимость: нужно найти такой метод, который не только облегчал бы получение знания, но и гарантировал его независимость.
Критерий независимости знания Декарт видел в его ясности и отчетливости. А таковым знание до сих пор не было, исключая математику :нельзя считать ясными и отчётливыми ни схоластические спекуляции, ни эмпирическое знание, получаемое опытным путем. Следовательно, идеал научного знания Декарта отличен не только от схоластического, но и от бэконовского: научное знание не спекулятивно, но и не эмпирично - оно рационалистично. Ясно и отчётливо, по Декарту, то, что просто, ибо только сложные мысли запутанны и темны и только они подвержены ошибкам. А потому науке необходим метод, который помогает исследователю найти простые элементы мышления. Силлогистика здесь бессильна, но эту задачу может решить аналитический метод, используемый в математике. С его помощью Декарт создал аналитическую геометрию, подтвердив его практическую эффективность и открыв перспективы его использования другими науками. В перспективе все науки должны стать подобными математике с точки зрения точности и определенности. Математика же обязана своими научными достоинствами тому, что исследует только количественные характеристики объектов. Количественному измерению доступно пространство и (согласно только что сделанным открытиям Галилея) время. Значит любые свойства вещей наука должна выводить из формы и движения, а всю природу рассматривать геометрически и механически. Аналитический метод и математическая трактовка явлений составили основу декартовой концепции науки. Полагая, что все науки должны руководствоваться одним и тем же методом, Декарт работал над созданием всеобщей науки, которая, будучи рациональной, аналитической и математической, объединила бы в единой системе все знания о мире явлений.
В принципе метод Декарта был предназначен для частно - научных исследований и сводился к четырем правилам: а) принимать в качестве истинных только ясные и отчётливые положения, не вызывающие сомнения в их истинности; б) разделять сложную проблему на простые части для лучшего ее разрешения, в) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; г) не допускать пропусков в логическом процессе исследования. Декарт и основные проблемы метафизики разрешал аналогичным образом, надеясь найти безусловно определённое положение, опираясь на которое метафизика могла бы развиваться подобно остальным наукам.
Своеобразие методического скептицизма Декарта в том, что сомнение для него не результат, а исходный пункт мышления. Методический скептицизм Декарт специально использовал для проверки суждений о существовании мира вещей с учётом возможности того, что они являются лишь нашими представлениями. Используемые им скептические аргументы были известны уже античным скептикам: а)заблуждения чувств; б)отсутствие чёткой границы между явью и сном; в) возможность того, что мы введены в заблуждение каким-то, более могущественным, чем мы сами, существом. Два первых аргумента достаточны, чтобы усомниться в нашем знании о внешних вещах, а третий аргумент делал сомнительными даже математические истины. Но именно в сомнении Декарт нашел основу определённости человеческого знания: если сомневаюсь, значит мыслю, то есть факт мышления несомненен и мы можем сомневаться в существовании внешнего мира, но мы уверены в существовании собственного мышления. Этим простым поворотом в рассуждениях по вопросу о существовании Декарт показал, что основания знаний следует искать не во внешнем мире, а в человеке, не в объекте, а в субъекте, не в материи, а в самосознающем духе. Некоторые философы стояли на этой точке зрения задолго до Декарта, но только он методически последовательно поставил эту проблему, только он столь принципиально отделил мир мышления от материального мира, доказав при этом, что мир мысли нам лучше известен, более определён и несомненен в плане существования, чем внешний мир вещей.
Превосходство сознания над материей, намеченное уже античными и средневековыми философами, было осуществлено Декартом принципиально и имело определяющие последствия для новой философии. Декарт в самосознании человека нашел "архимедовскую" точку опоры для философии, достаточную для самоубеждения в существовании "я", а опосредованно и для доказательства существования Бога и внешнего мира. Существование “я" непосредственно вытекает из существования мышления: если есть мышление, то есть и существо, которое мыслит. Мыслящее "я", или душа, существует, даже если бы мое тело было лишь иллюзией, то есть является независимой от тела субстанцией. Существование Бога и материального мира может быть обосновано с помощью существования "я" как не подверженной сомнению предпосылки. Методический скептицизм Декарта, хотя и преодолённый им в вопросе о существовании "я", сохранился относительно существования внешнего мира, необходимость доказывать которое стала общепринятой в новой философии.
Доказательство существования Бога Декарт следующим образом выводил из факта мышления и существования "я": а) будучи несовершенным, "я" может существовать только благодаря совершенной причине, то есть Богу; б) бытие Бога вытекает из нашей идеи о Боге, а поскольку следствие не может быть совершеннее причины, то не человек выдумал идею Бога, а совершенное существо, то есть Бог, создал её в уме человека. Декарт в аргументации доказательств бытия Бога не оригинален, следуя линии Августина Блаженного и Ансельма Кентерберийского, тем более, что доказательств Фомы Аквинского, опирающихся на тезис о реальности материального мира он принять не мог в принципе, сомневаясь в очевидности этой предпосылки.
Чтобы признать бытие Бога, необходимо сначала доказать существование материального мира. Декарт рассуждает довольно оригинально (хотя и в августиновской традиции): естественна склонность нашего разума к признанию реальности внешнего мира, но наш ум, как и вся природа, сотворены совершенным Богом, а потому существование материального мира, не обладая непосредственной очевидностью, гарантировано совершенством Бога. Такой способ доказательства бытия Бога и творения мира был сложен для восприятия обыденным рассудком, склонным принимать существование материального мира как очевидное и не нуждающееся в доказательстве, выводя из него бытие Бога. Декарт же поступает наоборот, выводя существование внешнего мира из предварительно доказанного бытия Бога.
Атрибутом Бога Декарт считает его бесконечность, из анализа которой и по аналогии с конечными вещами он выводит все остальные характеристики Бога. Бог есть, прежде всего, воля, поскольку из всех способностей души только она неограниченна и по самой своей природе свободна: она у совершенного и бесконечного существа не ограничена ни истиной, ни благом, которые суть то, чего хочет Бог. Волюнтаристическая концепция Бога вела Декарта, вопреки исходным постулатам его философии, к субъективизму :суждения истинны, а поступки хороши не сами по себе, а только потому, что таковыми они являются по воле Бога, и в его воле сделать их иными.
Атрибутом души Декарт считает мышление, (включая в него и волю, и чувства, то есть все психические функции). Неразрывной связи между душой и телом не существует: таким пониманием проблемы Декарт порывает с идущей ещё от античности традицией, согласно которой душа была условием жизни, тогда как Декарт видит в ней исключительно условие мышления. И если в античности основным было деление на живое и неживое, а сознание трактовалось как одно из проявлений жизни, то в новой философии, начиная с Декарта, основным стало деление живых существ на обладающих сознанием и лишённых его. Большинство античных философов наделяло душой все живые существа; большинство новых философов - только существа, обладающие сознанием. Содержательно меняется и само понятие души: начиная с Декарта, формируется убеждение, что сознание-это особая автономная субстанция, а потому сферы органической и психической деятельности принципиально различны и не обусловливают друг друга. Феномен жизни был отнесён в сферу материальных объектов и понят как чисто материальный процесс, а душа, утратив связь с жизнью, утратила одновременно и связь с телом. В результате возник радикальный дуализм души и тела.
Атрибутом тела Декарт считает протяжённость, а потому все чувственные качества материальных объектов субъективны. Из того, что протяжённость есть единственный атрибут материи, Декарт делает ряд следствий. Материя бесконечно делима, а потому не состоит из атомов, как утверждали многие современники Декарта, возродившие античную атомистическую теорию и на ее основе дававшие механистическое объяснение явлений природы. Поскольку тела реально обладают только пространственными характеристиками, то они подлежат только пространственным изменениям, а потому движение - это единственная форма изменений, присущая телам. Качественные свойства и изменения суть лишь субъективные реакции наших чувств, что, впрочем, не всегда очевидно и требует соответствующего анализа, устраняющего сомнения на этот счёт.
Свою механистическую концепцию Декарт последовательно распространяет на все сферы природных явлений: жизнь-это чисто механический процесс, вызываемый материальными импульсами, возникающими в крови; животные - это машины и этим определяется их поведение. Механистическая концепция природы вытеснила в XVIIв. динамическую концепцию схоластиков, оперировавшую понятиями полей и самопроизвольных сил. Этой концепцией - примитивной, но удобной для научного измерения, Декарт близок Галилею и она стала доминирующей в философии и науке того времени.
Пространственно-геометрическая концепция материи имела в философии Декарта и другие следствия. Материальные тела, обладающие только протяжённостью, лишены динамических характеристик, а потому не способны к самодвижению. Не способна приводить тела в движение и душа, атрибутом которой является только мышление. Значит, движение придано материи извне Богом, а поскольку тела не могут ни препятствовать движению, однажды приданному им Богом, ни усиливать его, то количество движения в мире постоянно. Таким путем Декарт из метафизических предпосылок вывел в качестве необходимого следствия физический закон сохранения движения.
Дуализм души и тела. Декарт признаёт существование в мире двух субстанций - мыслящей и протяжённой, души и тела, обладающих принципиально различной природой: души сознательны, но лишены протяжённости; тела протяжённы, но лишены сознания. Они сосуществуют параллельно, не соприкасаясь друг с другом, и только в человеке обе субстанции соединены, ибо человек состоит из души и тела. Тело человека - это такой же автомат, как и тела животных, но в этот автомат помещена душа. Поведение человека создаёт впечатление, что душа и тело воздействуют друг на друга, но Декарт, будучи последовательным, не мог признать этого. Он оказался в результате перед проблемой: радикально противопоставив душу телу, не мог согласиться, что они взаимодействуют, но одновременно не мог отрицать очевидного факта согласованности их действий. И ограничился компромиссным решением проблемы: тело не может быть причиной действий души и наоборот, но оно может влиять на изменение направленности действий души, а душа - на изменение направленности действий тела. Декарт поставил проблему отношения души к телу, ставшую одной из основных в новой философии, но его решение этой проблемы было неудовлетворительным, равно как и все последующие попытки, предпринимаемые вплоть до настоящего времени.
Дуализм был наиболее характерной чертой философской позиции Декарта. Прежде всего, дуалистично его понимание материи и сознания. На основе этого противопоставления он дуалистически решает и более частные проблемы, будучи, например, решительным противником союза философии и религии, хотя сам был одновременно естествоиспытателем и психологом, учёным и верующим. Эта дуалистическая установка была принята большинством мыслителей XVII в., сыграв существенную роль в развитии естествознания: дуализм, устраняющий любое вмешательство духовных сил в движение материальных тел, делал возможным чисто механистическое изучение природы, а с другой стороны, через исключение материальных факторов из понимания психических явлений, способствовал развитию психологии.
- Введение
- Раздел 1. Подготовительный период (эпоха возрождения,XV-xvIвв.) Философы подготовительного периода
- Лекция 1. Человек и природа в философии Возрождения. План
- Лекция 2. Фрэнсис бэкон. Культура как "вторая природа" план
- Раздел II. Первый период метафизических систем (хvii век) Философы первого метафизического периода
- Лекция 3. Философия и наука. Г. Галилей и и. Ньютон план
- Лекция 4-5. Рене декарт и картезианство. План
- I. Метафизика.
- II. Теория познания и психология.
- III. Картезианская школа.
- Лекция 6. Томас гоббс и бенедикт спиноза план
- Взгляды т. Гоббса
- Лекция 7. Готфрид лейбниц план.
- Раздел III. Период просвещения и критики (хviii век). Философы периода Просвещения и критики
- Лекция 8. Джон локк. План
- Лекция 9. Джордж беркли и давид юм. План
- Лекция 10. Философия просвещения во франции. План
- Философия культуры ж-ж. Руссо.
- Лекция 11. Критическая философия и. Канта план
- Общие итоги третьего периода
- Раздел IV. Второй период метафизических систем
- Объективный идеализм шеллинга
- Диаликтический идеализм гегеля
- Лекция 14. А. Шопенгауэр и и. Гербарт план
- Лекция 15. Французский спиритуализм и английский радикализм
- Литература
- Раздел I. Подготовительный период (эпоха Возрождения, XV-xvIвв.)