Эллинизм.
Ранний эллинизм. Космос начинает восприниматься как субъективная реальность, но без выделения самого субъекта. Иррелевантность как смысл или значение, отдельные от существования, которыми объект наделяется субъектом. (Таблица умножения). Быть — не существовать, а «значить». В поисках смысла жизни «смысл» важнее и первичен по отношению к «жизни», т.к. жить можно и бессмысленно.
Стоицизм. Апатия — способность находиться вне наслаждений и страданий. Слово имеет и предметность и смысл — «лектон». Смысл неизменен даже при переводе. Космос — организм и его лектон — огненное дыхание (пневма). Мудрец соединяет лектон слова и лектон космоса и независим от внешних обстоятельств. Его жизнь имеет смысл независимый от физического существования.
Эпикуреизм. Атараксия — невозмутимость внутреннего состояния внешними воздействиями. Космос состоит из атомов, которые выделяют эйдолы (смыслы). Комбинации эйдолов воспринимаются как ощущения. Мудрец не изучает атомы (аксиоматизм), а приходит к умению наслаждаться ощущениями, что означает получение смысла. Гедонизм ( учение о наслаждении) приводит к эвдемонизму (учению о счастье). Счастье — совпадение жизни и смысла, что достигается внутренним усилием и не зависит от внешних обстоятельств. Боги достигли такого состояния и поэтому живут абсолютно независимо от этого мира (атеизм).
Скептицизм. Эпохе — как средство достижения атараксии— воздержание от всякого рода суждений об окружающем мире. Тропы — доказательства недостоверности всякого знания об окружающем мире. Первые 5 тропов и 10 тропов. Пробабилизм — учение о знании как модели мира, безотносительной к нему.
Поздний эллинизм. Неоплатонизм как возвращение к принципу синкретизм. Чувственно-материальный космос который сам познает и осознает себя. Учение о мистическом познании и теургии — превращении человека в бога и выход за пределы космоса.