14.5. Становление постиндустриальной цивилизации и формирование информационного общества
Сегодня философы и социологи говорят о вступлении человечества в новую, общую для всех народов Земли, единую постиндустриальную (информационную, технотронную) цивилизацию. Для постиндустриальной цивилизации характерно становление и развитие нового типа производства в виде роботизированных комплексов (автоматов), которые приходят на смену механизированным системам (машинам). В основе функционирования роботизированных комплексов лежат новые интеллектуальной технологии. Эта техническая и технологическая база, основанная на информатике, микроэлектронике и нанотехнологии, в корне меняет стиль и образ жизни общества и человека. Информация становится важным атрибутом развития постиндустриальной цивилизации. В ее лексиконе за последние годы появились такие понятия, как «киберэкономика» «электронное правительство», «электронное гражданство», «киберполитика», «кибердемократия», «компьютероопосредованная политическая коммуникация» и др. Все это в свою очередь приводит к формированию нового социального феномена – информационного общества.
Информационное общество представляет собой одну из фаз развития постиндустриальной цивилизации. Оно становится следствием возникновения и циркулирования огромных потоков информации: научной, технической, социальной, политической, экономической и т. д. Накопление, передача и обработка информации осуществляются в рамках целенаправленного воспроизводства знаний во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества. В сферу производства информации вовлекается все больше людей и ресурсов.
Специфической особенностью информационного общества является доминирование в структуре промышленного производства и услуг информационных технологий. Так, по мнению большинства исследователей, значительная часть национального продукта современных развитых стран (США, Японии и Западной Европы) создаеся благодаря научно-техническим, образовательным, телекоммуникационным и компьютерным технологиям. Ведущими отраслями современного общества становятся сфера услуг и сервиса.
В таком обществе приоритетную роль играет информация. Развитие и функционирование информационного общества базируется не на веществе и энергии, а на перемещении информации. Это означает, что в структуре воспроизводства ценностей ставка делается не на использование природных ресурсов (вещества и энергии), а на обращение к интеллектуальным ресурсам самого человека. Непосредственными результатами этого развития являются программные продукты и разнообразные системные приложения к функционированию современных роботизированных комплексов и информационных систем. Информация необходима человеку не только в форме знания об окружающей реальности, но и в виде креативного инструмента формирования конкретных экономических, политических и социальных приоритетов.
Другой особенностью информационного общества является то, что оно оказывает серьезное влияние на мировоззрение людей, изменяя их ценностные установки. Человечество осваивает и постигает виртуальную среду жизни, в которой мир отображается в форме информации. Первоначально только лишь программисты использовали виртуальные свойства киберпространства в качестве полигона для отработки важнейших информационных технологий. Однако постепенно это киберпространство становится носителем важнейшей информации для социально-культурного, а затем и социально-экономического развития общества.
Наряду с очевидными благами «информационный мир» привносит совершенно новые социально-экономические проблемы. Это обостряющееся информационное неравенство стран и регионов мира, проблемы правового регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой области. Возникают новые правовые коллизии в сфере интеллектуальной собственности, обостряются вопросы обеспечения безопасности и конфиденциальности информации. Но наиболее серьезная и фундаментальная проблема – это психологическое воздействие на индивидуальное и общественное сознание людей и возможность манипулировать им.
- Философия
- Предисловие
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- 1.1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы
- 1.2. Происхождение философии, ее предмет, структура и функции
- 1.3. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии
- 1.4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали и религии
- 1.5. Универсалии культуры и философские категории. Язык философии
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- 2.1. Философия Древнего Востока
- 2.2. Античная философия
- 2.3. Философия Средневековья и Возрождения
- 2.4. Взаимосвязь философии и науки Нового времени: формирование методологии (ф. Бэкон, р. Декарт, г. Галилей). Эмпиризм и рационализм как основные направления в новоевропейской философии
- 2.5. Философия эпохи Просвещения: концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ф. Вольтер, ж.-ж. Руссо), проблема свободы, прогресса и закономерностей истории (к. Гельвеций, к. Лессинг)
- 2.6. Особенности и достижения классической немецкой философии, ее роль в развитии европейской философской мысли (и. Кант, г. Гегель, л. Фейербах)
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- 3.1. Особенности классической и неклассической философии Европы
- 3.2. Иррационализм философии а. Шопенгауэра, с. Кьеркегора, ф. Ницше
- 3.3. Основные черты марксистской философии (к. Маркс, ф. Энгельс)
- 3.4. Эволюция марксистской философии XX в. (д. Лукач,
- 3.6. Аналитическая философия и ее основные этапы: логико-аналитический (г. Фреге, б. Рассел, а. Тарский и др.), лингвистический (л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Сёрл и др.)
- 3.7. Феноменология (э. Гуссерль, м. Мерло-Понти) и экзистенциализм (к. Ясперс, м. Хайдеггер, ж.-п. Сартр, а. Камю)
- 3.8. Европейская религиозная философия: неотомизм (ж. Маритен, э. Жильсон и др.) и неопротестантизм (к. Барт, р. Бультман, п. Тиллих и др.)
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия
- 4.1. Философия в контексте процессов национального возрождения
- 4.2. Особенности и основные этапы формирования философии Беларуси
- 4.3. Философия и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения и Просвещения
- 4.4. Пути и особенности развития русской философии. Русская историософия
- 4.5 Русская философская мысль на рубеже XIX–XX вв.
- Раздел II. Философия бытия
- Тема 5. Метафизика и онтология
- 5.1. Понятие метафизики и изменение ее статуса историческом в развитии философии
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи и эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Системно-структурная, пространственно-временная и динамическая организация бытия (материи)
- 5.5. Диалектика как философская теория развития
- Тема 6. Философия природы
- 6.1. Природа в контексте философского и научного анализа
- 6.2. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании и формирование нового образа Природы
- 6.3. Природа как среда обитания
- 6.4. Социально-экологическая стратегия природопользования
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в современной философии и науке
- 7.1. Основные стратегии осмысления природы человека в классической и постклассической философии
- 7.2. Проблема антропогенеза в философии и науке и его современные концепции: религиозная, эволюционистская, трудовая, игровая
- 7.3. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке
- 7.4. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности (смысл жизни, смерть, свобода, ответственность и др.)
- 7.5. Социокультурные модусы человеческого бытия социализация, деятельность, коммуникация и др.)
- Тема 8. Сознание человека как предмет философского анализа
- 8.2. Философия и наука о развитии природных предпосылок (отражение) и культурно-исторических факторах становления (совместный труд, культура, язык и др.) сознания
- 8.3. Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Перспективы создания искусственного интеллекта
- 8.4. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания. Основные особенности классической теории познания.
- 9.3. Общая характеристика неклассической теории познания
- 9.4. Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм, агностицизм
- 9.5. Структура познавательного процесса
- 9.6. Проблема истины в философии. Основные концепции истины
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус
- 10.1. Понятие и роль науки в обществе
- 10.2. Наука как система знаний, как деятельность и социальный институт
- 10.3. Специфика научного познания
- 10.4. Структура и формы научного познания
- 10.5. Понятие метода и методологии научного познания. Основные методы познавательной деятельности
- 10.6. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания
- 10.7. Особенности классической, неклассической, постнекласси-ческой науки в ее историческом становлении
- 10.8. Научные революции, их типы и роль в научном познании
- 10.9. Роль науки в развитии техники. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- 11.2. Общество как система, его структура, основные подсистемы и компоненты
- 11.3. Социальная стратификация и социальная мобильность
- Тема 12. Основные проблемы политической философии
- 12.1. Феномен власти и политики
- 12.2. Политическая власть. Политическая система общества и место государства в ней
- 12.3. Гражданское общество и правовое государство
- 12.4. Политические технологии в современном обществе
- 12.5. Классические и неклассические модели геополитики
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики
- 13.1. Общество в его историческом развитии, антропосоциогенез. Социальная динамика: факторы, источники и движущие силы
- 13.2. Линейные и нелинейные подходы к изучению истории общества
- 13.3. Философские аспекты цивилизационной динамики
- 13.4. Глобализация как предмет социально-философского анализа и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире
- Тема 14. Техника и ее роль в развитии цивилизации
- 14.1. Понятия техники и технологии
- 14.2. Происхождение техники
- 14.3. Природа технического знания
- 14.4. Научно-технический прогресс. Оценка роли и места техники в развитии общества
- 14.5. Становление постиндустриальной цивилизации и формирование информационного общества
- 14.6. Социальные последствия развития техники и ответственность ученого. Гуманистическое измерение техники
- Тема 15. Философия культуры
- 15.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 15.2. Основные подходы к анализу культуры
- 15.3. Динамика культуры, единство и многообразие форм культурно-исторического процесса
- 15.4. Духовная жизнь общества
- 15.5. Современные тенденции социокультурного развития мирового сообщества
- Литература
- Философия: курс лекций для студентов
- 220006. Минск, Свердлова, 13а.