Пётр Яковлевич Чаадаев
Он не примыкал ни к западничеству, ни к славянофильству, но его взгляды задали основу для западничества. Поначалу разделял взгляды декабристов, но из-за того, что у них не было общей позиции, он отошёл от их круга. После путешествия в Европу, Чаадаев окрыляется идеями, смешанными из декабристских (новые порядки, тайные масонские общества) и религиозных, во многом вдохновившись «деловитостью и религиозностью» Англии. На Западе есть комфорт, который Чаадаев считает первым критерием прогресса. Чаадаев решил, что прогресс, увиденный им в Европе, есть следствие деятельности христи анской цивилизации, а более точно — католической цивилизации. Католицизм объединил Европу и поощрял социальную деятельность, активность, позволив совместить прогресс и религиозность.
После возвращения в Россию Чаадаев формулирует взгляды в журнале «Телескоп» в эпистолярной форме. «Да придет Царствие Твоё» — эпиграф к этим письмам, намекаю щий, что Царство Божие должно прийти на Землю в виде прогресса. Это противоречит христианской доктрине, где утверждается, что Иисус — Царь «не от мира сего»; рай на Земле построить невозможно, потому что нет рая внутри человека, и нельзя его построить.
Чаадаев говорит, что Россия оказалась на обочине истории, а историей движет Бог. Он излагает историю России в мрачных красках, акцентируя внимание на отдаление России от Европы и, как следствие, невежестве. За этот подход Пушкин критиковал письма, так как он был гораздо больше знаком с русской историей, а мрачные страницы, на которых акцентировал внимание Чаадаев, свойственны и средневековой Европе.
Чаадаева интересовала философия истории. Он выступал противником Ренессанса
- Досократики
- Милетская школа
- Пифагорейская школа
- Эмпедокл
- Демокрит
- Классическая античная философия
- Сократ
- Аристотель
- Христианство
- Гностицизм
- Философия Нового времени
- Фрэнсис Бэкон
- Рене Декарт
- Бенедикт Спиноза
- Английский эмпиризм
- Джон Локк
- Дэвид Юм
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Немецкий идеализм
- Иммануил Кант
- Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг
- Неклассическая философия XIX века
- Первый позитивизм
- Второй позитивизм (эмпириокритицизм)
- Неокантианство
- Марбургская школа
- Баденская школа
- Экзистенциализм
- Николай Александрович Бердяев
- Альбер Камю
- Логический позитивизм (неопозитивизм)
- Пьер Морис Мари Дюгем
- Аналитическая философия
- Бертран Артур Уильям Рассел
- Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн
- Постпозитивизм
- Карл Раймунд Поппер
- Постмодернизм
- Актуальные проблемы философии
- Западничество
- Пётр Яковлевич Чаадаев
- Славянофильство
- Иван Васильевич Киреевский
- Константин Сергеевич Аксаков
- Религиозная философия XIX века
- Фёдор Михайлович Достоевский
- Владимир Сергеевич Соловьёв
- Философия XX века
- Николай Александрович Бердяев
- Семён Людвигович Франк
- Экзаменационные программы
- Четвёртый курс