logo search
философия эконом

10.6. Проблема истины.

Вопрос об истине – один из роковых вопросов человечества. Он привлекал к себе внимание не только философов, ученых, но и художников слова. В стихотворении Ф. Шиллера «Покрытый истукан в Саисе» рассказывается о юноше-египянине, который поступил в учение к жрецам.

«Он быстро обнял круг хранимых мудростью таинственных наук, его смелый дух его рвался к познаньям новым». И вот, гуляя с наставником по отдаленным уголкам храма, юноша наткнулся на исполинскую фигуру, накрытую полотном.

«Чей образ кроется под этой плотной тканью?» - спросил он.- «Истины под ней таится лик!» - ответил спутник. – «Как!» - воскликнул ученик: «Лишь истины ищу; по ней одной тоскую, а от меня ее сокрыли вы, святую».

Но наставник отвечал, что такова воля божества, не открывать завесы, покуда она не спадет сама. С тех пор юноша не знал покоя. Однажды ночью он прокрался к исполину и, видимо, приоткрыл завесу.

«Поутру недвижим он поднят был жрецами. И что он увидал и что постигнул он, вопросы слышались ему со всех сторон. Угрюмый юноша на них ответа не дал». И только на одре смерти он сказал, обступившим его жрецам: «Кто к истине идет стезею преступленья, тому и в истине не ведать наслажденья».

Таким образом, Шиллер утверждает, что даже такая высокая цель, как искание истины не может оправдать любые средства ее достижения. И утверждение это, по всей видимости, верно.

Истина это такое знание, которое соответствует действительности, отражает предмет таким, каким он существует вне и независимо от нашего сознания.

Истинному противостоит ложное, т. е. неверное, искаженное отражение действительности. Ложное может быть сознательным обманом или невольным заблуждением человека.

Марксистская философия настаивает на объективности истины, с ее точки зрения необъективная истина не является истиной вообще. В чем же состоит объективность истины? Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» характеризует объективную истину как такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. Верное отражение действительности всегда объективно истинно.

Идеализм отрицает объективность истины, утверждая, что в сознании человека объективная реальность не может быть дана такой, какой она существует независимо от него. Так И. Кант признает истинным знание, которое обладает необходимостью и строгой всеобщностью, но источник необходимости и всеобщности он видит не в объективной реальности, а в сознании человека. Махисты сводят истину к достижению наиболее простой и экономной связи ощущений. Формой субъективизма в понимании истины является теория конвенционализма, согласно которой истина является продуктом произвольного соглашения между людьми.

Объективность истины, разумеется, не означает, что истины существуют самостоятельно, в чистом виде. Истина, как знание, не существует вне сознания, она порождается в процессе взаимодействия субъекта и объекта, когда субъект отражает объект, причем отражает его верно. Поэтому без субъекта, без человека, без его отношения к объекту истина не существует.

Марксистская философия исходит из того, что отвлеченных истин не бывает, истина всегда конкретна. Всякий предмет, всякое явление всегда находится и функционирует в определенных, конкретных условиях, в определенном окружении, в определенных связях с другими предметами и явлениями. Поэтому верное, истинное отражение этого предмета или явления требует учета конкретных условий его существования. Всякую верную мысль можно превратить в абсурд, в нелепость, если абсолютизировать ее, если выводить ее за пределы ее действительной применимости, если забывать о принципе конкретности истины.

Истину следует рассматривать одновременно и как результат и как процесс. Когда мы говорим об истине как результате познания, мы обращаем внимание на абсолютность истины. Когда говорим о ней как процессе, обращаем внимание на относительность истины. Следовательно, истина заключает в себе два момента: абсолютность и относительность.

Термин «абсолютная истина» довольно многозначен. Иногда под ним понимают полное, исчерпывающее знание о мире в целом. Именно о такой истине идет речь произведении Шиллера. Бесконечность мироздания, постоянное изменение материи свидетельствуют о невозможности такой истины. Она допускается только в религиозно-идеалистических представлениях, как некое божественное знание.

Иногда под абсолютной истиной понимают фактическое бесспорное знание об отдельных предметах. Примеры таких истин Ф. Энгельс приводит в «Анти-Дюринге», называя их вечными истинами: Париж находится во Франции, Наполеон умер 5 мая 1821 года и др. Вечные истины – это твердо установленные наукой, историей, повседневным опытом, неоднократно проверенные факты. Сомнения в истинности этих фактических знаний невозможно, их истинность очевидна. Но, по словам Энгельса, кто погонится за ними, тот немногим поживится, разве только банальностями и общими местами худшего сорта.

Диалектический материализм признает единство абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина понимается прежде всего как момент, сторона, зерно в относительной истине. Никакое знание не в состоянии исчерпать предмет, охватить его во всей совокупности его связей и отношений, проследить на всем протяжении его существовании, полностью отразить все тенденции его развития. Поэтому любая теория, любое знание о предмете в целом всегда неполно, незавершенно, неокончено, т. е. является относительной истиной. К абсолютной же истине относится то содержание относительной истины, которое сохраняется как нечто завершенное, устойчивое в процессе изменяющегося человеческого знания. Однако неверно думать, что доля, процент абсолютной истины по сравнению с относительной в процессе развития науки возрастает. Всякий успех науки, всякое новое открытие, всякое увеличение зерна абсолютной истины порождает целый поток неясностей, трудностей и загадок. С увеличением абсолютной истины увеличивается и истина относительная.

Диалектическая философия настаивает на понимании истины как процесса перехода от относительной истины к истине абсолютной, от неполного знания к знанию полному, процесса бесконечного углубления от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка, от знания менее глубокого к знанию более глубокому и т. д. без конца.