28. Философия иррационализма XIX века: а. Шопенгауэр, ф. Ницше, а. Бергсон, о. Шпенглер.
Шопенгауэр - «Мир как воля и представление»
Субстанция –это воля, а вещи – это представление воли и ее представление
-воля объективна, а вещи – субъективны
-воля направлена сама на себя
-он считает, что в мире нет ничего окончательного, все условное, но дух имеет потребность в безусловном, а это безусловное можно найти только в мире «вещей в себе»
-Воля – это есть абсолютное начало всего бытия, также инстинкты и поведение животных – это действие воли, поэтому природа человека иррациональна
-Когда появляется человек, возникает мир как представление – как человеческая картина.
- появляются субъект и объект, множественность отдельных вещей и причинная связь(причинно-следственная) между ними
-также он утверждает, что постичь волю разумом невозможно, можно только достигнуть на каком-то уровне интуиции
-под влияем воли у человека возникает чувство, что оно постоянно чего-то хочет: комфорта, здоровья и т.д
-Шопенгауэр утверждает, что у человека есть один выход – погасить в себе волю жизни ,т.е. принимать истину, которая еще трактовалась в учении буддизма о «нирване»,т.е. путь к медитации.
-гениальность , по Шопенгауэру, есть нечто иное, как полнейшая объективность. Но это - удел немногих избранных.
Теория познания:
- главное – это интуиции , только она воспринимает волю
-ступени познания: чувственное, разум, интуиция
Антропология :
-главное качество человека – эгоизм
-из эгоизма следует жадность , трусость, глупость
- единственное положительное качество человека – ЗЛОБА
-жизнь человека – это страдание
-страдание уменьшает сострадание
-Интеллектуальное общество – «мошеннический притон», «сумашедший дом»
-ч. Ущербен, его надо любить
-считал, что худшее впереди,ввел писсемиз
Ницше
Онтология:
-против на разделение материи и духа, есть только целое – жизнь
-свойства жизни:
*вечное возвращение(циклическое развитие)
*борьба за существование
*воля к власти(самореализация)
-у человека слабая воля к власти поэтому Ницше противоставляет обычного человека и сверхчеловека(воля власти выражается в творчестве)
-он унижает обычного человека и возвышает сверхчеловека
-поэтому Ницше категорически отрицает 3 способа уравнять человека и сверхчеловека: демократия мораль, социализм
-Этапы становления сверхчеловека:
*человек превращается в верблюда(как верблюд тащит предшествующую культуру)
*верблюд превращается во льва (стадия эмоциональной критики всей культуры)
*лев превращается в верблюда( ребенок способен творить)
-линию эволюции, ведущую к человеку, Ницше не считает прогрессом
- Мир в философии Ницше не развивается, существует лишь «иерархия царств»
-он считает, что мир должен проходить бесконечное множество своих состояний
-считал, что познание, не что иное, как несовершенный термин для истолкования, говоря, что нет фактов, есть только интерпретации
-для него истина – инструмент формирования своего жизненного мира( без способности действовать истина бесполезна)
-Ницше в каждом человеке 2 начала:
*аполлоновское – это рациональность, соразмерность, постепенность
*дионисийское – грубое, животное начало
-Ницше считает. Что господствует толпа и посредственность, которые создали мораль рабства
-у стада одно чувство- чувство злобной зависти ко всему яркому, талантливому и удачливому.
-человек не должен быть счастлив. Свободный человек – воин.
Бергсон. В бытии выделяют 2 начала: материя и жизнь.
Материя - это неподвижное начало, главная характеристика – протяженность.
Жизнь – это динамика, главный признак – длительность.
3 части жизни:
-растения (ощущение)
-насекомые (инстинкты)
-животные (интеллект)
Отрицает теорию эволюции Дарвина
Выделяет 2 вида времени:
-научное (объективно и измеряемо)
-чистое (субъективно и не измеряемо)
Теория познания:
1. Интеллект (рациональное, логичное познание только статичных вещей – материи)
2. Интуиция (нерациональна, алогична, познание жизни)
Предлагает жестко разделить познание материи – интеллект, а познание жизни – интуиция.
2 типа общества:
-закрытое
-открытое.
Шпенглер
Применил идеи Ницше к истории и культуре.
Отрицает единую историю человечества, на самом деле идет развитие отдельных культур.
Каждая культура характеризуется особым типом души.
Выделяет 12 типов культуры:
-античная - апполоновская душа
-арабская – магическая
-западная Европа – Фаустовская (противоречивая)
Этапы развития культуры:
-весна (формирование)
-лето (расцвет)
-осень (увядание) – цивилизация
Зима (отмирание)
Анализирует символы культуры. Сердцевина культуры - мифы.
- 1.Ф. И мировоззрение
- 2. Возникновение философии. Основной вопрос. Направления философской мысли.
- Причины возникновения философии:
- Основной вопрос философии
- 3.Структура и функции философского знания. Специфика философских проблем.
- 4.Взаимодействие философии с другими формами культуры. Наука и философия.
- Философия и медицина
- 5.Античная философия
- 6.Демокрит.Софисты.Сократ.
- 7.Философское учение Платона.
- 8.Философия Аристотеля.
- 9.Философские школы эпохи эллинизма: эпикуреизм, неоплатонизм, стоицизм, скептицизм. Влияние античной философии на медицину и фармацию.
- 10. Философские школы Древней Индии. Основные принципы традиционной медицины востока. Особенности древнеиндийской философии:
- 11.Философские школы Древнего Китая. Основные принципы традиционной медицины востока.
- 12.Теоцентризм средневековой философии. Основные идеи Библейского послания. Специфика средневековой философии и перироды её развития.
- 13) Патристика и её основные представители
- 14) Схоластика и её основные представители.
- 15.Философия Возрождения. Сущность гуманистического подхода к проблеме человека. Влияние философских идей Возрождения на развитие медицины и фармации.
- 16. Зарождение нового естествознания в эпоху Возрождения. Неоплатонизм. Н. Кузанский, д. Бруно, Парацельс.
- 17. Социально-политические теории возрождения. Лютер. Макиавелли. Мор. Компанелла
- 18.Наукоцентризм философии нового времени. Научная революция.
- 19.Проблема метода в философии нового времени. Р.Декарт и ф.Бэкон
- 20.Философские системы Спинозы и Лейбница.
- 21. Философия просвещения и французский материализм 18т века, их влияние на науку,медицину и фармацию.
- 22.Английская эмпирическая философия: Гоббс,Локк,Беркли, Юм.
- 23. И.Кант- родоначальник немецкой классической философии.
- 24. «Наукоучение» г. Фихте и «Система трансцендентального идеализма» ф. Шеллинга
- 25. Философская система г. Гегеля
- 26. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 27. Диалектико-материалистическая философия (к. Маркс и ф. Энгельс)
- 28. Философия иррационализма XIX века: а. Шопенгауэр, ф. Ницше, а. Бергсон, о. Шпенглер.
- 29. Феноменология.
- 30. Герменевтика.
- 31. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 32.Экзистенциализм.
- 33. Философия психоанализа, ее влияние на медицину и фармацию.
- 34 . Отличительные особенности русской философии. Русская среднеековая философия. Влияние религии на русскую философию.
- 35.Русское Возрождение, его основные представители
- 36. Русская философия первой половины XIX века. П.Я.Чаадаев, славянофилы и западники.
- 37. Русский космизм (н.Федоров, в.Вернадский, к.Циалковский)
- 38. Религиозно-философские искания л.Н.Толстого и ф.М.Достоевского.
- 39.Русская религиозная философия х1х – начала хх вв.:
- 40. Философские идеи русских врачей и естествоиспытателей.
- 41. Онтология о категории бытыя. Его основные формы и диалектика. Роль в становлении мировоззрения врача и фармацевта.
- 42. Картина мира. Отношение « Человек и мир» как философская проблема. Основные принципы понимания мироздания: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм
- 43. Материальная субстанция. Современная наука о сложной, системной организации материи. Основные уровни организации живой и неживой природы.
- 44. Понятие движения, его типы и формы. Движение и развитие.
- 45. Пространство и время как формы бытия материи. Биологическое и социальное пространство и время.
- 46. Философская концепция человека как основание наук о человеке. «Природа» и «сущность» человека.
- 47. Проблемы антропогенеза, основные факторы, подходы. Социальное и биологическое в человеке.
- 48. Исторические и социальные аспекты бытия человека. Проблема смысла человеческого существования.
- 49. Биологическое и социальное в человеке. Роль медицины и фармации в формировании научной картины человека.