logo search
Ответы на экзаменационные билеты / Билеты-- Examination

31. Эволюция сознания: основные этапы и социокультурная обусловленность. Сознание и отражение.

Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных.

Способность человеческого мозга отражать действительность есть результат длительного развития высокоорганизованной материи. Диалектический материализм исходит из того, что психическое отражение внешнего мира - это такое свойство материи, которое появляется лишь на высоком уровне развития живого, когда образуется нервная система. Ленин: "Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения" Способность к отражению, а также характер ее проявления зависит от уровня организации материи.

Отражение как общее свойство материи обусловлено тем, что предметы и явления находятся в универсальной взаимосвязи и взаимодействии. Воздействуя друг на друга, они производят при этом те или иные изменения. Эти изменения выступают в виде определенного "следа", который фиксирует особенности воздействующего предмета, явления. Формы отражения зависят от специфики и уровня структурной организации взаимодействующих тел. А содержание отражения выражается в том, какие изменения произошли в отражающем предмете и какие стороны в воздействующем предмете и явлении они воспроизводят.

Отражение присуще материи на всех уровнях ее организации, но высшие формы отражения связаны с живой материей, с жизнью. Что такое жизнь? Это особая, сложная форма движения материи. Ее важными признаками являются раздражимость, рост, размножение, в основе которых лежит обмен веществ. Он-то и составляет сущность жизни. Обмен веществ связан с определенным материальным субстратом (в условиях Земли - с белками и нуклеиновыми кислотами). Элементарной и исходной формой отражения, свойственной всем живым организмам, является раздражимость. Она выражается в избирательном реагировании живых тел на внешние воздействия (на свет, изменения температуры и т.д.). На более высоком уровне эволюции живых организмов раздражимость переходит в качественно новое свойство - чувствительность, т.е. способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Более высокого уровня отражение достигает у позвоночных животных. У них возникает способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде восприятия - целостного образа ситуации. Ощущения и восприятия, являются образами вещей. Это означает появление элементарных форм психики как функции нервной системы и формы отражения действительности. Обычно различают два тесно между собой связанных типа поведения животных: инстинктивное - врожденное, которое передается по наследству, и индивидуально приобретенное. Животным присуща способность отражать биологически значимые (т.е. помогающие удовлетворять потребность в пище, избегать опасностей и т.д.) свойства предметов окружающего мира. С совершенствованием этой способности связано формирование различных сложных форм поведения. У высших животных - обезьян - они выражаются, например, в отыскании обходных путей при достижении цели, в употреблении различных предметов в качестве орудий, словом, в том, что в обиходе называется "сообразительностью" животных. Высокий уровень развития психики животных показывает, что сознание человека имеет свои биологические предпосылки и что между человеком и его животными предками не существует непроходимой пропасти, а имеет место известная преемственность. Однако это ни в коей мере не означает тождества их психики.

Происхождение сознания.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Основные вехи становления труда отразились в росте мозгового вещества (у австралопитека - 600 см3у современного человека - 1400). Параллельно с ростом мозгового вещества увеличивалась и площадь поверхности мозга, что является вторым эволюционным показателем. Произошло увеличение теменных, лобных и височных долей мозга, то есть тех участков мозговой коры, которые связаны с жизнью человека как общественного существа и выполняют роль внутренних тормозов его животных инстинктов, создавая тем самым необходимую предпосылку для согласования жизни в обществе.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материально фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием выполнения воли головы. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата. Инстинкт пчелы, уже содержащий в себе "план" ячейки, присутствует в пчелиной психике, но в отличие от человека результат труда представлен у пчелы не в поле сознания, а в инстинкте. Энгельс: "В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека" Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество.

Маркс: Бытие определяет сознание. Не сознание определяет бытие, не сознание конструирует мир явлений, а наоборот. Под бытием он понимал реальные условия жизни людей в обществе.