47.Основные положения теорий взаимодействия культуры и цивилизации.
Современное понятие «культуры» как цивилизации в основном сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем это понятие, с одной стороны, стало включать различия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны — различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антиподом понятия «природа». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё, что не попадает в это определение, — хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе. Арнольд последовательно использует своё определение: «…культура является результатом постоянного совершенствования, вытекающего из процессов получения знаний обо всём, что нас касается, её составляет всё лучшее, что было сказано и помыслено» (Арнольд, 1882).
На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области искусства и классической музыки. С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любители рэпа из рабочих кварталов или аборигены Австралии.
Однако в рамках такого мировоззрения, существует своё течение — где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные», а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы». Такая точка зрения встречается в работах многих авторов уже начиная с XVIII-го века. Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской. Следуя такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» — «благородные дикари», не испорченные капитализмом Запада.
Сегодня большинство исследователей отвергают обе крайности. Они не принимают как концепцию «единственно правильной» культуры, так и полное противопоставление её природе. В данном случае признаётся, что «неэлитарное» может обладать столь же высокой культурой, что и «элитарное», а «незападные» жители могут быть столь же культурными, просто их культура выражается другими способами. Однако в данной концепции проводится различие между «высокой» культурой как культурой элит и «массовой» культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует также отметить, что в некоторых работах оба вида культуры, «высокая» и «низкая», относятся просто к различным субкультурам.
Немецкий представитель философии жизни Освальд Шпенглер излагал взгляд на культуру как на множество самостоятельных организмов (различных народов), которые проходят собственный эволюционный цикл, длящийся несколько сотен лет, и, умирая, перерождаются в свою противоположность — цивилизацию. Цивилизация противопоставляется культуре как сменяющий её этап развития, где не востребован творческий потенциал отдельной личности и главенствующим является мёртвый, бесчеловечный техницизм.
Понятие культуры часто соотносят с понятием цивилизации. Существует на этот счет множество точек зрения, часть из них отождествляет данные понятия, другие — различным образом определяют их соотношение. Развитие общества показывает, что их уравнивать нельзя. Есть общественные системы с высокой культурой, имеющей длительную историю развития, но не обладающие соответственной цивилизованностью. Цивилизация – это способ бытия культуры, а не она сама. Иные философы рассматривают ее как форму или средство существования культуры. Культура создает ценности, цивилизация их тиражирует, образовывает сферу функционирования культуры. Результатом развития общества является не только его культура, но и сам человек. Они тесным образом взаимосвязаны. Культура – итог его созидательной деятельности. И одновременно — способ освоения человеком мира. В культуре он проявляет свою сущность, самореализовывается. Общественные условия определяют возможности этой самореализации, формируют его личностные качества. В процессе своей жизни человек усваивает все, что создано в культуре предшествующими поколениями. Освоенной она является тогда, когда входит в привычку, пронизывает труд, деятельность, поведение, отношения, общение.
- 4.Основной вопрос философии, его мировоззренческое и методологическое значение.
- 13. Немецкая классическая философия: г.В.Ф. Гегель.
- 24. Категория материи и ее методологическое значение. Понятие субстанции. Основные типы материальных систем и структурных уровней материи.
- 28.Законы диалектики.
- 40. Материалистическое и идеалистическое понимание общественной жизни.
- 42. Сущность и проявления социального детерминизма. Необходимость и свобода, сознательное и стихийное в деятельности общества, в политике, социальном управлении.
- 44. Сущность культуры, закономерности ее развития и функционирования.
- 50. Кризис современной цивилизации. Глобальные проблемы как выражение противоречивости развития современной цивилизации.
- 1.Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека.
- 2.Философия и мировоззрение.
- 3.Специфика философии. Основные компоненты и категории философского знания. Основные функции философии.
- 5.Древнегреческая философия. Натурфилософия.
- 7.Философия Средневековья: патристика, схоластика, номинализм, реализм.
- Философия эпохи Возрождения: персоналии, базисные категории, важнейшие идеи.
- 9.Философия Нового времени: эмпиризм (ф. Бэкон, т. Гоббс, Дж. Локк).
- 10.Философия Нового времени: рационализм (р. Декарт).
- 11.Философия Нового времени: субъективный идеализм (д. Беркли, д. Юм).
- 12.Немецкая классическая философия: и. Кант.
- 15.Возникновение, развитие и основные проблемы философии марксизма.
- 20.Славянофильство и западничество в русской философии.
- 21.Русская религиозная философия.
- 23.Бытие как фундаментальная категория философии. Основные формы бытия.
- 26.Диалектика как учение и метод, ее структура и функции.
- 31.Познание, знание. Субъект, объект, результат познания. Знание и вера.
- 33.Истина как процесс, ее аспекты и формы. Критерий истины.
- 34.Научное знание, его особенности и структура. Основные формы научного познания: факт, идея, проблема, гипотеза, теория.
- 36.Философский анализ сущности человека. Биологическое и социальное в человеке.
- 37.Человек, индивид, индивидуальность, личность. Личность и условия ее формирования. Структура личности.
- 45.!!!!Культура и природа. Культура и общество, деятельность, человек.
- 46.Материальная и духовная культура.
- 47.Основные положения теорий взаимодействия культуры и цивилизации.
- 49.Понятие информационной цивилизации. Постиндустриальное общество.
- 19.Особенности русской философии.
- 18.Современная западная философия: религиозная философия (неотомизм, тейярдизм).
- 35.Научный метод и методология. Классификация методов. Общенаучная методология.
- 24.Категория материи и ее методологическое значение. Понятие субстанции. Основные типы материальных систем и структурных уровней материи.