1.5. Учебно-методическая карта дисциплины _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
для студентов образовательного вузовского компонента цикла ГОС (ГСЭ.Ф.10) по очной форме обучения
Модуль | Трудоемкость | Лекционный курс | Занятия (номера) | Индивидуальные занятия | Самостоятельная работа студентов | Формы контроля | ||||||
В кредитах | В часах | №№ темы раздела, | Вопросы, изучаемые на лекции | Часы | Семинар | Лаборат. | Содержание | Часы | Содержание заданий | Часы | ||
№ 1 | 4 | 2 | Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества | Мировоззрение и его историко-культурный характер. Предмет философии. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества. | 2 | 1 занятие |
|
|
|
| 4 | 1. Проверка конспектов 2. Поверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре |
№ 2 | 4 | 2 | Тема 2. Философия Древнего мира | Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Ее основные школы и направления. Характерные черты философии Древнего Китая. Основные школы. | 2 |
|
|
|
|
| 2 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре |
№ 3 | 5 | 2 | Тема 3. Античная философия | У словия возникновения и развития философии в Др. Греции и Др. Риме. Начальный этап развития античной философии. Значение творчества Сократа. Классический период философии античности. Эллино-римский период античной философии. Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии, ее место в историко-культурном развитии человечества. | 2 | 2 занятие |
|
|
|
| 4 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре |
№ 4 | 6 |
| Тема 4. Средневековая философия | Теоцентризм - системообразующий принцип философии Средневековья. Основные этапы средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика. Классическая философия средневековья. Философская мысль в Византии. Арабская философия. Мистика. Основные философские проблемы средневековой философии. | 1 |
|
|
|
|
| 1 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции 5. Промежуточный тест |
№ 5 | 4 | 2 | Тема 5. Философия эпохи Возрождения | Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм - отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Проблемы человеческой индивидуальности. Формирование новой картины мира. Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики. Философские аспекты концепции “открытости” истории; утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования. | 1 |
|
|
|
|
| 1 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос. 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре |
№ 6 | 4 | 2 | Тема 6. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) | Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм и рационализм. Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Обоснование новой картины мира и ее динамика. Философия эпохи Просвещения. | 2 | 3 занятие |
|
|
|
| 4 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос. 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре |
№ 7 | 4 | 2 | Тема 7. Классический и неклассический этапы философии Нового времени | Максима философского сознания XIX века - принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX века. Социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. | 2 | 4 занятие |
|
|
|
| 4 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос. 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре |
№ 8 |
|
| Тема 8. Русская философия | Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Формирование, основные периоды и проблемы развития русской философской мысли. Русская философия в контексте мировой философской мысли. | 4 | 5 занятие |
|
|
|
| 6 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции |
№ 9 | 6 | 2 | Тема 9. Современная западная философия | Роль философии как интегрирующего фактора культуры. Сциентизм как способ преодоления “кризиса” классической философии при помощи ее же методов. Антропологизм иррационалистической направленности. Сближение позиций религиозной философии и философии науки. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации. | 2 | 6 занятие |
|
|
|
| 4 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре |
№ 10 |
|
| Тема 10. Учение о бытии (онтология) | Бытие, небытие, ничто. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Материальное и идеальное. Пространство и время: сущности или свойства. Проблема жизни. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. | 2 | 7 занятие |
|
|
|
| 4 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре |
№ 11 |
| 2 | Тема 11. Учение о развитии | Идея развития и ее исторические изменения. Хаос и порядок; упорядоченности и гармоничность. Диалектика и метафизика - два противоположных подхода к развитию. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности. | 2 | 8 занятие |
|
|
|
| 4 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре 5. Итоговый тест |
№ 12 |
|
| Тема 12. Проблема сознания | Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Сознание, подсознательное, бессознательное. Самосознание и личность. Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание. | 2 | 9 занятие |
|
|
|
| 4 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре 5. Итоговый тест |
№ 13 |
|
| Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология) | Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Логика как наука о принципах правильного мышления. Вненаучные формы познания. | 2 | 10 занятие |
|
|
|
| 4 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре 5. Итоговый тест |
№ 14 |
|
| Тема 14. Научное познание и его специфика | Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки. Этапы и уровни научного познания. Специфика социального познания. Рост научного знания. Проблема классификации наук. Логико-гносеологические проблемы современной науки. Онтологические проблемы современной науки. Аксиологические проблемы современной науки. Научное познание и инженерия: общее и особенное. Технические науки. | 2 | 11 занятие |
|
|
|
| 4 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре 5. Итоговый тест |
№ 15 |
|
| Тема 15. Природа человека и смысл его существования | Проблема человека в историко-философском контексте. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Основные характеристики человеческого существования. Человек, индивид, личность. | 2 | 1 2 занятие |
|
|
|
| 4 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре 5. Итоговый тест |
№ 16 |
|
| Тема 16. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология) | Ценности, их природа и принципы классификации. Мораль и нравственность: общее и особенное. Модификации эстетических ценностей. Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. | 2 | 13 занятие |
|
|
|
| 4 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре 5. Итоговый тест |
№ 17 |
|
| Тема 17. Учение об обществе (социальная философия) | Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Логика истории и ее смысл. Космопланетарные факторы социального развития. | 2 | 14 занятие |
|
|
|
| 4 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре 5. Итоговый тест |
№ 18 |
|
| Тема 18. Будущее человечества (философский аспект) | Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. | 2 | 15 занятие |
|
|
|
| 4 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре 5. Итоговый тест |
- Философия
- Часть II
- Философия
- Пояснительная записка
- Место курса в системе социогуманитарного образования
- Требования к уровню освоения содержания курса
- 1.2. Содержание курса Содержание государственного образовательного стандарта (гсэ.Ф.10)
- Темы и краткое содержание
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- I. История философии
- Тема 2. Философия Древнего мира
- Тема 3. Античная философия
- Тема 4. Средневековая философия
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения
- Тема 6. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Тема 7. Классический и неклассический этапы философии Нового времени
- Тема 8. Русская философия
- Тема 9. Современная западная философия
- II. Философские проблемы
- Тема 10. Учение о бытии (онтология)
- Тема 11. Учение о развитии
- Тема 12. Философская проблема сознания
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Тема 15. Природа человека и смысл его существования
- Тема 16. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- Тема 17. Учение об обществе (социальная философия)
- Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- 1.3. Распределение часов по темам и видам работ
- 1.4. Форма итогового контроля
- 1.5. Учебно-методическая карта дисциплины _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины вузовского компонента цикла гос (гсэ.Ф.10) Философия с другими дисциплинами
- 1.7. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- Обязательная литература
- Дополнительная литература
- 1.8. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.9. Карта обеспечения дисциплины оборудованием _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 2. Дидактические материалы
- 2.1. Практические занятия
- 2.1.1. Формы проведения практических занятий
- 2.1.2. Темы и материалы по проведению семинарских занятий
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- 1. Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение.
- 2. Основной вопрос философии. Структура философского знания.
- 3. Философия и частные науки.
- 4. Функции философии.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 3. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 4. Немецкая классическая философия.
- 1. Философия и. Канта. Априорные формы чувственности и рассудка.
- 2. Философия г. Гегеля.
- 3. Философия л. Фейербаха как учение о сущности человека.
- 4. Философия к. Маркса. «Тезисы о Фейербахе».
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 5. Современная западная философия.
- 1. Критика, обновление и защита в западной философии классических философских традиций XIX века (неотомизм, неокантианство, неогегельянство).
- 2. Проблема знания, языка и методологии. Неопозитивизм, герменевтика, структурализм. Их значение в понимании и толковании языка и науки.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Русская философия.
- 2. Идеология славянофилов и западников
- 3. Философия русской радикальной демократии и идея «русского социализма»
- 6. Русская философия XX века
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7. Учение о бытии (онтология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 8. Учение о развитии
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Проблема человека в философии
- 1. »Человек есть тайна». Образ человека в истории философской мысли.
- 2. Проблема антропосоциогенеза.
- 3. Смысл человеческого существования.
- 4. Свобода и ответственность.
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Учение об обществе (социальная философия)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 11. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Ценности, их природа и принципы классификации
- 2. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики
- 3. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности
- 4. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 12. Проблема сознания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 15. Будущее человечества (философский аспект)
- Контрольные вопросы
- Литература
- 2.2. Словарь основных понятий и терминов
- Вопросы по философским проблемам
- Вопросы на понимание курса:
- 3.2. Тесты по всему курсу
- 3.3. Рейтинг-контроль
- 3.3.1. Технологическая карта дисциплины
- 3.3.2. Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Темы контрольных работ для студентов-заочников (темы на выбор)
- Литература
- 4.2. Методические рекомендации по написанию контрольной работы
- Структура работы
- Оформление контрольной работы
- Оценка контрольной работы.
- 4.3. Методические рекомендации по работе с первоисточниками
- 4.4. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)