logo search
философия эконом

4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения

Первый выдающийся пантеист, Николай Кузанский (1401 – 1464), родом из Германии, был итальянским кардиналом. С одним из его высказываний мы уже познакомились. Он приписывает природе божественные атрибуты, и в первую очередь бесконечность.

Будучи рационалистом, он создал свою теорию познания. Познание, по Николаю Кузанскому, это бесконечное совершенствование человеческого знания. При этом он выделяет такие степени познания: ощущение – дает лишь неясные образы вещей; рассудок (ratio) – дает вещам имена, он присутствует и в ощущении как деятельность внимания и ощущения; ум (интеллект) – преодолевает противоположности, и синтезирует знание в единое целое; интуиция – высшая степень познания. Николай Кузанский – автор диалектического учения о совпадении противоположностей.

Как антропоцентрист, он считал человека единством света человеческой природы и инаковости телесной темноты. Это – своеобразное продолжение идеи Платона о том, что человек причастен как к истинному миру идей, так и к неистинному вещественному миру. Большое значение Николай Кузанский придавал творчеству человека, именно его он и считал настоящей природой человека, выражением его сущности: “Творчество человека не имеет никакой цели, кроме самого человека” (Цит. по: Мир философии: Кн. для чтения. Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – Ч. II: Человек, общество, культура. – М., 1991. – С. 10).

Эразм Роттердамский (настоящие имя и фамилия – Герхардт Герхардс, 1466/69 – 1536) – нидерландский гуманист. Он занимался сравнением Библии с произведениями античных философов, пытаясь создать христианскую философию. Но самое известное его произведение – “Похвала глупости”, где он в юмористической форме разоблачает человеческие пороки, которые представлены в качестве тех или иных форм глупости. Написан он от имени Глупости, которая сама себя хвалит: “Кому, однако, как не глупости, подобает явиться трубачом собственной славы и самой себе подыгрывать на флейте?” (Эразм Роттердамский. Похвала глупости: Пер. с лат. – Калининград, 1995. – С. 14).

Дж. Бруно (1548 – 1600) был самым последовательным пантеистом. Он говорил: “Бог в вещах”. Собственные астрономические исследования привели его к гипотезе о бесконечности пространства и времени и бесчисленности миров. Дж. Бруно считал, что мир физически однороден, состоит из пяти элементов и мирового эфира. Пустоты при этом нет – все заполнено или телами, или эфиром. Поскольку Дж. Бруно был пантеистом, то он считал, что весь мир пронизан мировой душой. Однако вне тел ее не существует; если христианское мировоззрение считает, что непроявленная ипостась Бога существует вне нашего мира, а природа по отношению к нему вторична, то для Дж. Бруно Бог живет непосредственно в самой природе и ее одухотворяет. Философ придерживался взглядов Аристотеля о существовании материи и формы: считал их неразрывными, но ведущая роль у него принадлежит материи.

В своей теории познания Дж. Бруно развивает диалектику Николая Кузанского. Дж. Бруно считал, что противоположности сходятся между собой в бесконечно большом и бесконечно малом. В целом же его теория познания похожа на теорию Николая Кузанского, только он на место интуиции ставил дух. Но суть от этого не меняется – выше познания отдельных вещей Дж. Бруно ставил познания целого, а оно может осуществляться лишь интуитивно.

За свои взгляды философ был сожжен инквизицией на костре.