35. Деятельная концепция познания. Чувственное и рациональное познание.
Познавательные отношения - это отношения, включающие в себя проведение процедур, операций, деятельности, приводящей к получению истинного знания. Классическое представление (особенно материалистические) сложились в основные принципы:
объект познания - внешний мир;
знание адекватно объектам мира;
процесс становления знания - диалектический.
Существуют различные подходы, связанные с различными пониманиями субъект-объектными отношений.
S O
S - общественно представленный человек,
O - все то, на что направлено познание субъекта.
Классическая гносеология долгое время отдавала определяющую роль объекту (S - O) - объектно-натуралистический подход.
1) Субъект - естественно-природное существо;
2) он взаимодействует с природой по природным законам.
Следовательно, познание рассматривается как зеркальное отражение, т.е. гносеологические характеристики предмета полностью совпадают с его онтологическими характеристиками. Чувственные образы обрабатываются, обобщаются и возникает понятие об объекте.
Парадоксы Беркли.
1. Перцепции- если встать на позицию этой модели, то нельзя доказать существование самого объекта. Производится сенсорный контакт. Происходит, если объект попадает в поле ощущения объекта, то он лишь сравнивает предыдущие знания. Следовательно, источник знаний - сам опыт и выйти за его пределы невозможно.
2. Рациональности- невозможно показать, каким образом из ощущений появляются вещи. Для этого объяснения возможна вторая модель -рефлексивно - субъектная модель. (Р.Декарт).
S O
Рациональным в этой модели является идея активности человеческого разума. Процесс познания - процесс производства знания. Необходимо ввести понятие априоризм.
Третья модель - активно - деятельностная модель.
направленное отношение (доминирует)
S O
S O
практическое (деятельностное) отношение
Новое прочтение субъекта познания - субъект - социальный феномен (индивид и часть целого). Будучи природным существом, человек является деятельным существом. В этом качестве он преобразует среду и создает искусственную среду обитания, но социокультурную реальность, человек творит и самого себя. При этом человек выступает как субъект истории. В основе этой теории лежит новая концепция человека. Познание рассматривается как исторически развитая система. Человек приобретает двойственную природу - природное тело и некое неорганическое тело цивилизации.
Деятельность субъекта детерминирована потребностями, действиями, социокультурными ценностями. Это позволяет сформировать социально-культурную цель. Затем он выбирает средства деятельности, затем - происходит воздействие на объект - предмет.
цель средства
S O
потребности предмет
интересы
соц. культурные цели
В процессе познания происходит опредмечивание и распредмечивание.
Деятельность субъекта упорядочена социокультурной программой. Объект познания задан субъектом в форме деятельности. познание и его результат - это единство субъективного и объективного. Примером является объективные характеристики предмета выявляются через субъектив-ную деятельность объекта.
Структура познавательного процесса.
Уровни:
Живое созерцание (чувственное познание) - абстрактное мышление (логическое познание) - практика
Формы человеческого познания - ощущение, восприятие, представление.
Ощущение - (Ленин) - способ познания, требующий непосредственного контакта.
Восприятие - когда объект воспринимается всем комплексом ощущений.
Представление - образ предмета, который возникает при отсутствии предмета на основе понятий об имеющемся в прошлом опыте, но сам предмет отсутствует.
Понятие - отражение сущностных свойств и отношений мира. Через понятие возникает возможность суждения - формы мышления, в которой выражается законченная мысль (нечто утверждается или отрицается). Постепенно соединяясь, суждения дают умозаключения - форму мышления, благодаря которой из 1 или нескольких суждений формируется новая мысль.
Возникает 2 позиции:
Сенсуализм- учение, которое свидетельствует, что знание своим источником имеет опыт - абсолютизация чувственного познания. Сенсуализм может быть материалистическим и идеалистическим. Материалистический - признает, что источником знания выступает внешний мир. Идеалистический - считает, что с достоверностью обозначить источник знания невозможно.. Реальным источником выступает человеческий опыт.
Рационализм- учение, которое утверждает, что знание - продукт деятельности мышления. Всегда включает в систему своих рассуждений учение об априорных знаниях. Новое может возникнуть только через различия. В процессе познания чувственное и рациональное сосуществуют и находятся в неразрывном единстве.
Единство чувственного и рационального обусловлено практической деятельностью человека. Практика- это предметная материальная деятельность человека по преобразованию окружающего мира.
практика:
- непосредственный опыт
- социально -преобразовательная деятельность
- научный эксперемент.
Праксеология- общая теория организации деятельности. Центральное понятие в праксеологии - понятие метода. Взяло из марксизма идею практического отношения к миру, но преобладающей является идея эффективности деятельности. Основным критерием выступает целесообразность. (Маркс заложил в основу - целеполагание, а праксеология - целесообразность).
- 1. Философия, ее предмет и структура, функции в культуре.
- 2. Основной вопрос философии как историко-философская проблема.
- 3. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 4. Философия традиционных обществ Индии и Китая.
- 5. Античная философия: этапы становления и специфика.
- 6. Философия средневековья: патристика и схоластика. Номинализм и реализм.
- 7. Философия Возрождения; ее основная направленность, проблематика, социальная роль.
- 8. Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм. Теория общественного договора т. Гоббса.
- 9. Философия эпохи Просвещения. Естественный материализм и.Ньютона и французских энциклопедистов. Социальная философия Вольтера и Руссо.
- 10. Проблема познавательных возможностей человека в философии Канта.
- 11. Диалектика, идеализм и материализм в воззрениях представителей немецкой классической философии.
- 12. Идейные источники и социально-экономические предпосылки философии марксизма.
- 13. Классический и современный марксизм. Франкфурская школа и ее социально-философские идеи.
- 14. Позитивизм и прагматизм и их роль в становлении современной философии науки
- 15. Философия экзистенциализма: отчужденный человек и пограничные ситуации.
- 16. Современная философия истории в воззрениях о. Шпенглера, п. Сорокина, к. Ясперса, ф. Фукуямы.
- 17. Проблема человека в религиозной философии хх века: неотомизм и персонализм
- 18. Русская философия. Её основная тематика и этапы развития.
- 19. Белорусская философская мысль xyi-xXвв.
- 20. Бытие, его философский смысл и основные формы
- 21. Категории субстанции и материи. Ленинское определение материи и его методологическое значение.
- 22. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Механицизм. Редукционизм. Витализм.
- 23. Субстанциальная и реляционная концепции пространства-времени. Концептуальное, перцептуальное и социальное пространство и время.
- 24. Философия монизма и проблема единства мира. Современная научная картина мира.
- 25. Диалектика как теория и метод познания и освоения действительности
- 26. Диалектические законы развития бытия, их статус, функции.
- 27. Философские концепции детерминизма и их естественнонаучная аргументация. Причинность и теологизм. Детерминизм и синергетика.
- 28. Философские категории, выражающие ценность и структурную организованность бытия (система, структура, элемент, часть, целое)
- 29. Проблема сознания в философии и естествознании.
- 30. Индивидуальное и общественное сознание, их структура, взаимосвязь, функции.
- 31. Эволюция сознания: основные этапы и социокультурная обусловленность. Сознание и отражение.
- 32. Проблема идеального в философии. Сознание и самосознание.
- 33. Мышление и язык. Аналитическая философия и герменевтика.
- 34. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм и скептицизм.
- 35. Деятельная концепция познания. Чувственное и рациональное познание.
- 36. Проблемы истины в философии. Основные концепции истины.
- 37. Многообразие видов и форм практической деятельности. Научный эксперимент и социальная практика как критерии истины.
- 38. Субъект-объектные отношения в познании. Основные гносеологические модели.
- 39. Наука как предмет философского анализа и специфика научного знания.
- 40. Структура научно-познавательной деятельности. Эмпирический и теоретический уровни познания
- 41. Формы и методы эмпирического познания
- 42. Формы и методы теоретического познания.
- 43. Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза.
- 44. Проблема метода в философии. Методология, ее предмет и задачи.
- 45. Методология в сфере инженерной деятельности. Техникознание и конструктивистская методология.
- 46. Основания науки: научная картина мира, идеалы и нормы науки.
- 47. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс.
- 48. Человек как предмет философского анализа. Проблема сущности и существования.
- 49. Эволюционная теория человека. Антропосоциогенез и его исторические формы. Роль труда в возникновении человека.
- 50. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
- 51. Проблема гуманизма. Гуманизм и антропоцентризм.
- 52. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль личности в истории.
- 58. Философия свободы и ее взаимосвязь с формами общественного сознания.
- 59. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс.
- 60. Культура и цивилизация.