logo search
Ответы на экзаменационные билеты / Билеты-- Examination

35. Деятельная концепция познания. Чувственное и рациональное познание.

Познавательные отношения - это отношения, включающие в себя проведение процедур, операций, деятельности, приводящей к получению истинного знания. Классическое представление (особенно материалистические) сложились в основные принципы:

объект познания - внешний мир;

знание адекватно объектам мира;

процесс становления знания - диалектический.

Существуют различные подходы, связанные с различными пониманиями субъект-объектными отношений.

S O

S - общественно представленный человек,

O - все то, на что направлено познание субъекта.

Классическая гносеология долгое время отдавала определяющую роль объекту (S - O) - объектно-натуралистический подход.

1) Субъект - естественно-природное существо;

2) он взаимодействует с природой по природным законам.

Следовательно, познание рассматривается как зеркальное отражение, т.е. гносеологические характеристики предмета полностью совпадают с его онтологическими характеристиками. Чувственные образы обрабатываются, обобщаются и возникает понятие об объекте.

Парадоксы Беркли.

1. Перцепции- если встать на позицию этой модели, то нельзя доказать существование самого объекта. Производится сенсорный контакт. Происходит, если объект попадает в поле ощущения объекта, то он лишь сравнивает предыдущие знания. Следовательно, источник знаний - сам опыт и выйти за его пределы невозможно.

2. Рациональности- невозможно показать, каким образом из ощущений появляются вещи. Для этого объяснения возможна вторая модель -рефлексивно - субъектная модель. (Р.Декарт).

S O

Рациональным в этой модели является идея активности человеческого разума. Процесс познания - процесс производства знания. Необходимо ввести понятие априоризм.

Третья модель - активно - деятельностная модель.

направленное отношение (доминирует)

S O

S  O

практическое (деятельностное) отношение

Новое прочтение субъекта познания - субъект - социальный феномен (индивид и часть целого). Будучи природным существом, человек является деятельным существом. В этом качестве он преобразует среду и создает искусственную среду обитания, но социокультурную реальность, человек творит и самого себя. При этом человек выступает как субъект истории. В основе этой теории лежит новая концепция человека. Познание рассматривается как исторически развитая система. Человек приобретает двойственную природу - природное тело и некое неорганическое тело цивилизации.

Деятельность субъекта детерминирована потребностями, действиями, социокультурными ценностями. Это позволяет сформировать социально-культурную цель. Затем он выбирает средства деятельности, затем - происходит воздействие на объект - предмет.

цель средства

S O

потребности предмет

интересы

соц. культурные цели

В процессе познания происходит опредмечивание и распредмечивание.

Деятельность субъекта упорядочена социокультурной программой. Объект познания задан субъектом в форме деятельности. познание и его результат - это единство субъективного и объективного. Примером является объективные характеристики предмета выявляются через субъектив-ную деятельность объекта.

Структура познавательного процесса.

Уровни:

Живое созерцание (чувственное познание) - абстрактное мышление (логическое познание) - практика

Формы человеческого познания - ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - (Ленин) - способ познания, требующий непосредственного контакта.

Восприятие - когда объект воспринимается всем комплексом ощущений.

Представление - образ предмета, который возникает при отсутствии предмета на основе понятий об имеющемся в прошлом опыте, но сам предмет отсутствует.

Понятие - отражение сущностных свойств и отношений мира. Через понятие возникает возможность суждения - формы мышления, в которой выражается законченная мысль (нечто утверждается или отрицается). Постепенно соединяясь, суждения дают умозаключения - форму мышления, благодаря которой из 1 или нескольких суждений формируется новая мысль.

Возникает 2 позиции:

Сенсуализм- учение, которое свидетельствует, что знание своим источником имеет опыт - абсолютизация чувственного познания. Сенсуализм может быть материалистическим и идеалистическим. Материалистический - признает, что источником знания выступает внешний мир. Идеалистический - считает, что с достоверностью обозначить источник знания невозможно.. Реальным источником выступает человеческий опыт.

Рационализм- учение, которое утверждает, что знание - продукт деятельности мышления. Всегда включает в систему своих рассуждений учение об априорных знаниях. Новое может возникнуть только через различия. В процессе познания чувственное и рациональное сосуществуют и находятся в неразрывном единстве.

Единство чувственного и рационального обусловлено практической деятельностью человека. Практика- это предметная материальная деятельность человека по преобразованию окружающего мира.

практика:

- непосредственный опыт

- социально -преобразовательная деятельность

- научный эксперемент.

Праксеология- общая теория организации деятельности. Центральное понятие в праксеологии - понятие метода. Взяло из марксизма идею практического отношения к миру, но преобладающей является идея эффективности деятельности. Основным критерием выступает целесообразность. (Маркс заложил в основу - целеполагание, а праксеология - целесообразность).