Литература
1. Августин. Сповідь. – К., 1997.
2. Боргош Ю. Фома Аквинский / Пер. с польск. М. Гуренко. – Изд. 2-е. – М., 1975.
3. Краткий очерк истории философии. Под ред. М.Т. Иовчука. – М.: Мысль, 1975.
4. Мир философии: Кн. для чтения. Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – Ч. I. – М., 1991.
5. Рабинович В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. – М., 1991.
6. Религиозные традиции мира. – М., 1996. – Т.1.
7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 736 с.
8. Таранов П.С. 106 философов: жизнь, судьба, учение. – Т.2 – Симферополь, 1995
9. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.Л. Лутченко. – М., 1997.
10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М, 1991.
11. Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб. – М., 1995.
ТЕМА 4
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
4.1. Характерные черты эпохи, их отражение в философской мысли.
4.2. Философия Возрождения.
4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения.
4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения.
4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии М. де Монтеня.
4.3. Идеи Реформации в учениях М. Лютера, Ж. Кальвина, Т. Мюнцера
4.1. Характерные черты эпохи, их отражение в философской мысли
ХV – ХVІ века в истории философской мысли принято называть эпохой Возрождения или Ренессанса (франц Renaissance – возрождение). Возникает вопрос: возрождением чего именно можно считать это время? Сами мыслители эпохи Возрождения считали, что они возрождают античную культуру. Действительно, они очень высоко ценили античных философов. Но в большей степени это было возрождение свободной мысли, не связанной с догматами церкви.
Главной чертой философии Возрождения было то, что она повернулась лицом к человеку, что получило название антропоцентризма. В центре внимания этой философии был уже не Бог, как в средневековой схоластике, а человек. Это было реакцией на принижение в схоластике роль человека, и особенно его тела, что, кстати, не имело ничего общего с ранним христианством. И, снова-таки как реакция на это, характерная черта эпохи Возрождения – ориентация на искусство, в котором как раз и воспевалась красота человека, телесная и душевная.
Прежде всего, это, конечно, изобразительное искусство Леонардо да Винчи, Микеланджело и других, которым с помощью изобразительных средств удавалось передать не только красоту тела, но и содержание духовного мира человека. Но это также и художественная литература. Как характерный пример здесь можно назвать «Декамерон» Боккаччо. Состоит он из отдельных новелл, и многие из них имеют достаточно фривольное содержание. Но глубинный смысл “Декамерона” в том, что простые человеческие чувства – любовь, дружба противопоставляются здесь лицемерию и ханжеству церковников, высмеивается “отпущение” ими грехов, которое в действительности не имеет ничего общего с настоящим покаянием. В “Декамероне” явственно звучит призыв человека к гармонии, к красоте как душевной, так и телесной.
Из-за того, что философия Возрождения повернулась лицом к конкретному человеку, ее еще называют гуманизмом. Именно тогда впервые появился этот термин. Настоящий гуманизм философии Возрождения заключается в том, что человек в нем рассматривается в единстве со всем миром. Человек считался микрокосмом, в котором содержится макрокосм, то есть весь мир, и потому человек ему подобен. А поскольку философы Возрождения считали, что весь мир – это и есть Бог, то значит, в человеке также содержится Бог. Это было сформулировано еще одним из первых мыслителей Возрождения Николаем Кузанским: “Человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек, он – человеческий Бог” (Цит. по: Мир философии: Кн. для чтения. Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – Ч. II: Человек, общество, культура. – М., 1991. – С. 9).
Вторая черта философии Возрождения – натурализм, то есть в ней уделялось большое внимание природе. Сыграли в этом роль, конечно, успехи в развитии естественных наук, в изучении природы. Потому вместе с человеком природа тоже была объектом пристального внимания философов, многие из них соединяли философскую деятельность с научной, например, Джордано Бруно. Так сложилось, что важнейшим полем боя, на котором происходила битва между старым и новым мировоззрением, была астрономия. Именно к этому времени относится открытие Н. Коперником того, что Земля и все планеты вращаются вокруг Солнца, позже подтвержденное Дж. Бруно и Галилеем. Изменения в научной картине мира, предположение о том, что населенных миров, возможно, много, вызывало у мыслителей Возрождения мысли о величии природы. Их взглядом на природу был пантеизм – идея о том, что природа – это и есть Бог, или что Бог растворен в природе.
Еще одна черта философии эпохи Возрождения – рационализм связана с первыми двумя. Поскольку в центре философии Возрождения стояли человек как микрокосм и природа как макрокосм, то естественно, что большое внимание в философии Возрождения уделялось разуму человека, с помощью которого он познает природу как единое с собой целое. Философы Возрождения отстаивали теорию двойственной истины, в которой обосновывали право человеческого ума на самостоятельные исследования, независимые от авторитета теологии.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература