logo search
философия эконом

Литература

1. Августин. Сповідь. – К., 1997.

2. Боргош Ю. Фома Аквинский / Пер. с польск. М. Гуренко. – Изд. 2-е. – М., 1975.

3. Краткий очерк истории философии. Под ред. М.Т. Иовчука. – М.: Мысль, 1975.

4. Мир философии: Кн. для чтения. Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – Ч. I. – М., 1991.

5. Рабинович В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. – М., 1991.

6. Религиозные традиции мира. – М., 1996. – Т.1.

7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 736 с.

8. Таранов П.С. 106 философов: жизнь, судьба, учение. – Т.2 – Симферополь, 1995

9. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.Л. Лутченко. – М., 1997.

10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М, 1991.

11. Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб. – М., 1995.

ТЕМА 4

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

4.1. Характерные черты эпохи, их отражение в философской мысли.

4.2. Философия Возрождения.

4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения.

4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения.

4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии М. де Монтеня.

4.3. Идеи Реформации в учениях М. Лютера, Ж. Кальвина, Т. Мюнцера

4.1. Характерные черты эпохи, их отражение в философской мысли

ХV – ХVІ века в истории философской мысли принято называть эпохой Возрождения или Ренессанса (франц Renaissance – возрождение). Возникает вопрос: возрождением чего именно можно считать это время? Сами мыслители эпохи Возрождения считали, что они возрождают античную культуру. Действительно, они очень высоко ценили античных философов. Но в большей степени это было возрождение свободной мысли, не связанной с догматами церкви.

Главной чертой философии Возрождения было то, что она повернулась лицом к человеку, что получило название антропоцентризма. В центре внимания этой философии был уже не Бог, как в средневековой схоластике, а человек. Это было реакцией на принижение в схоластике роль человека, и особенно его тела, что, кстати, не имело ничего общего с ранним христианством. И, снова-таки как реакция на это, характерная черта эпохи Возрождения – ориентация на искусство, в котором как раз и воспевалась красота человека, телесная и душевная.

Прежде всего, это, конечно, изобразительное искусство Леонардо да Винчи, Микеланджело и других, которым с помощью изобразительных средств удавалось передать не только красоту тела, но и содержание духовного мира человека. Но это также и художественная литература. Как характерный пример здесь можно назвать «Декамерон» Боккаччо. Состоит он из отдельных новелл, и многие из них имеют достаточно фривольное содержание. Но глубинный смысл “Декамерона” в том, что простые человеческие чувства – любовь, дружба противопоставляются здесь лицемерию и ханжеству церковников, высмеивается “отпущение” ими грехов, которое в действительности не имеет ничего общего с настоящим покаянием. В “Декамероне” явственно звучит призыв человека к гармонии, к красоте как душевной, так и телесной.

Из-за того, что философия Возрождения повернулась лицом к конкретному человеку, ее еще называют гуманизмом. Именно тогда впервые появился этот термин. Настоящий гуманизм философии Возрождения заключается в том, что человек в нем рассматривается в единстве со всем миром. Человек считался микрокосмом, в котором содержится макрокосм, то есть весь мир, и потому человек ему подобен. А поскольку философы Возрождения считали, что весь мир – это и есть Бог, то значит, в человеке также содержится Бог. Это было сформулировано еще одним из первых мыслителей Возрождения Николаем Кузанским: “Человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек, он – человеческий Бог” (Цит. по: Мир философии: Кн. для чтения. Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – Ч. II: Человек, общество, культура. – М., 1991. – С. 9).

Вторая черта философии Возрождения – натурализм, то есть в ней уделялось большое внимание природе. Сыграли в этом роль, конечно, успехи в развитии естественных наук, в изучении природы. Потому вместе с человеком природа тоже была объектом пристального внимания философов, многие из них соединяли философскую деятельность с научной, например, Джордано Бруно. Так сложилось, что важнейшим полем боя, на котором происходила битва между старым и новым мировоззрением, была астрономия. Именно к этому времени относится открытие Н. Коперником того, что Земля и все планеты вращаются вокруг Солнца, позже подтвержденное Дж. Бруно и Галилеем. Изменения в научной картине мира, предположение о том, что населенных миров, возможно, много, вызывало у мыслителей Возрождения мысли о величии природы. Их взглядом на природу был пантеизм – идея о том, что природа – это и есть Бог, или что Бог растворен в природе.

Еще одна черта философии эпохи Возрождения – рационализм связана с первыми двумя. Поскольку в центре философии Возрождения стояли человек как микрокосм и природа как макрокосм, то естественно, что большое внимание в философии Возрождения уделялось разуму человека, с помощью которого он познает природу как единое с собой целое. Философы Возрождения отстаивали теорию двойственной истины, в которой обосновывали право человеческого ума на самостоятельные исследования, независимые от авторитета теологии.