logo search
Асмус_Логика_2001

§ 1. В логическом мышлении понятие обычно встречается не само по себе, но в составе суждения в связи с другими понятиями, входящими в суждение.

Отношение понятия к суждению подобно отношению отдельного слова к предложению. Рассматривая предложение, мы различаем в нём отдельные слова – отдельные части речи. Но говорим мы обычно не отдельными словами, а целыми предложениями.

Сходным образом обстоит дело и при логическом мышлении. Мы мыслим не отдельными понятиями, но целыми суждениями. Только анализируя состав суждения, мы начинаем выделять входящие в это суждение понятия.

Мы уже знаем (глава III, § 3–4), что в суждении могут быть выделены: 1) субъект, или мысль о некотором предмете; 2) предикат, или мысль об известной части содержания предмета, которую мы рассматриваем в этом суждении; 3) мысль об отношении между предметом и выделенной частью его содержания. Все эти мысли являются частями суждения и называются понятиями.

Так, в суждении «героизм есть доблесть» мы можем выделить: 1) понятие «героизм», 2) понятие «доблесть» и 3) понятие отношения между ними. Отношение это состоит в том, что героизм заключает в себе все существенные признаки доблести, а потому заключает в себе основание для причисления его к доблестям. Иными словами, отношение между субъектом и предикатом есть в данном примере отношение принадлежности; героизм принадлежит к числу доблестей.

Однако все эти понятия, выделенные нами в этом суждении, существуют в нём не отдельно друг от друга: логический смысл они получают только в целом суждении.

Бывают случаи, когда предметом нашей мысли, невидимому, является отдельное понятие, взятое независимо от суждения. Но и в этих случаях само понятие представляет результат предшествующих ему суждений. Так, я могу мыслить понятие «героизм» и независимо от суждения. Но тогда это понятие само является результатом суждений и заменой уже ранее образованных суждений. Это понятие я могу мыслить отдельно только потому, что ещё до этого я мыслил ряд суждений, например: «существуют поступки высшего мужества, отваги, стойкости, преданности долгу, проявляемые в борьбе с трудностями или в борьбе с врагом. Такие поступки справедливо называются героическими, а поведение человека, совершившего подобные поступки, называется героизмом и т. д.»

Что понятие имеет смысл только как результат суждений и только в связи с суждениями, видно из следующего. Понятие, которое мы не можем развернуть в суждение, не имеет для нас никакого логического смысла. Ученик, никогда не изучавший астрономии, не может связать никакой ясной для него мысли с понятием, например, «эклиптика». Для него это даже не понятие, а просто незнакомое слово. Незнакомо же оно потому, что понятие, выражаемое этим словом, никогда не встречалось ему ни в каких известных ему предложениях. Только после того как учитель разъяснит, что эклиптикой называется большой круг на небесной сфере, по которому происходит видимое годовое движение солнца между звёзд, слово «эклиптика» станет для ученика понятием. Но оно стало понятием только потому, что учитель раскрыл смысл термина «эклиптика» посредством суждения.

Суждение есть основная форма логического мышления. Как уже было отмечено, всякая научная истина выражается в форме суждения. Не только прочно обоснованная и проверенная истинная мысль, но даже простое мнение или догадка высказывается в виде суждения. Даже неверное, ошибочное высказывание о предмете принимает форму суждения.