logo search
Ответы на экзаменационные билеты / Билеты-- Examination

38. Субъект-объектные отношения в познании. Основные гносеологические модели.

Объект познания - природа, весь мир.

Субъект- мыслящий человек, общество, либо коллектив (конкретный процесс - в голове конкретного субъекта).

Отношения между субъектом и объектом - базис практики, если нет этого отношения, то нет познания.

Объект. Ранее: кто имел свойства, состояния и действия = понятию субстанция

Понятие объекта приобрело гносеологический смысл с 17 века, т.к. объект соотносится с субъектом (самостоятельно объект уже не рассматривается), методологически - необходимо выделить ту часть объективной реальности, которая в данный момент освоена или осваивается человеком.

Помимо объекта познания - предмет познания - конкретные аспекты, стороны объекта познания, куда направлено острие человеческой мысли. Любое познание обязано иметь свой предмет познания.

Субъект. - мыслящее, чувственно предметное существо, в широком смысле - это общество, коллектив (познавательные возможности конкретного субъекта определяются обществом).

Связи между субъектом и объектом. Решалась различными философами различно. Например, механистический материализм: объект - то, что существует независимо от субъекта. Заложил понимание объекта как объективного мира, но субъект - является чем-то пассивным в познавательном отношении - фиксирует воздействия извне, не более. Субъект - как изолированный индивид.

Идеалисты - занимали более прагматичную позицию (прогрессивную) по вопросу об объекте и субъекте. Субъект - не то, что нам дано природой, а то, как он себя проявляет (человек - это его разум).

Субъективный идеализм сужал понимание субъекта - как психическую деятельность, отрицая существование субъекта независимо от объекта. Объект как психическое состояние субъекта (я могу вообразить либо реально видеть объект ).

Диалектическое представление. Марксистско-ленинская философия (диалектический материализм) - бытие определяет сознание. Субъект меняется также как и объект.

Итог: процесс познания - взаимодействие объекта и субъекта, в результате чего происходит воспроизведение объекта в знании, а также изучение его свойств, отношений, связей. Важнейшая сторона этого взаимодействия - гносеологическое отношение, которое реализуется в различных духовных сферах освоения мира: обыденном и научном познании, …