4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
Еще одна характерная черта философии Возрождения – наличие большого количества общественных теорий. В них также проявился общий поворот мыслителей Возрождения от Бога к человеку. Если раньше источником происхождения власти признавался Бог, и в соответствии с этим обоснование государственной власти опиралось на теологию, то теперь появилась возможность подкрепления доводами светских взглядов на государство.
Самой значительной теорией государства того времени стала теория итальянского мыслителя Н.Макиавелли (1469 – 1527). С 1498 по 1512 г. он состоял на государственной службе во Флорентийской республике. В эпоху Возрождения Северная и Средняя Италия достигли весьма интенсивной городской жизни по сравнению с другими странами Западной Европы. Развивая ремесленную и торговую экономику и совершенствуя коммунальную государственность, Милан, Венеция, Флоренция, Генуя, Пиза, Лукка, Болонья и другие итальянские города-республики начиная еще с ХІІ –ХІІІ вв. успешно преодолевали сопротивление феодалов (нобилей) своей округи, нередко заставляли их переселяться в города и покупали их земли. В этих городах процветали торговля, банковское дело, появились шерстяные и другие мануфактуры, формировалась раннекапиталистическая экономика. Высоких постов Н. Макиавелли не занимал, но хорошо узнал “кухню” и “пружины” большой политики. В результате этого мыслитель полностью отказался от религиозных представлений и морали в политике. Его учение достаточно цинично. Среди высказываний мыслителя есть такие: “Тот, кто желает сохранить власть, должен прибегнуть к злу”; “Человеку, который желает при всех обстоятельствах оставаться добропорядочным, остается лишь гибнуть среди множества тех, кто не добропорядочен” (Цит. по: Таранов П.С. 106 философов: жизнь, судьба, учение: В 2 т. – Т.2 – Симферополь, 1995.– С. 105).
Н. Макиавелли выражал глубочайшее убеждение в том, что самый могущественный стимул человеческих действий составляет интерес. Проявления его многообразны, но более всего он определяется желаниями людей сохранять свое имущество, свою собственность, что наилучшим образом обеспечивается стремлением к приобретению новой собственности. Отсюда еще одно крылатое изречение мыслителя: “Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества” (Макиавелли Н. Избранные произведения. – М., 1982). Неискоренимый эгоизм человеческой природы с необходимостью требует учреждения государственной организации как высшей силы, способной поставить ему более или менее жесткие пределы, свести его к должной норме.
Итак, согласно теории государства и права Н. Макиавелли, и государство, и право должны быть основаны на силе. Флорентийский мыслитель обосновывал теорию светского государства, противопоставляя право религии и морали. Взгляды на то, которым должен быть правитель, изложены в его наиболее известной книге “Государь”. Н. Макиавелли считал, что политик должен соединять в себе льва и лисицу, кнут и пряник. Еще одно его характерное высказывание: “Если государь пытается искоренить лесть, он рискует навлечь на себя презрение” (Цит. по: Таранов П.С. 106 философов: жизнь, судьба, учение: В 2 т. – Т.2 – Симферополь, 1995. – С. 109).
Из своей уверенности в том, что людей вынуждают быть хорошими лишь затруднительные обстоятельства, мыслитель делал вывод, что нужно им эти обстоятельства создавать: “Хорошие примеры порождаются хорошим воспитанием, хорошее воспитание – хорошими законами, а хорошие законы – теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются” (Цит. по: Таранов П.С. 106 философов: жизнь, судьба, учение: В 2 т. – Т.2 – Симферополь: Таврия, 1995. – 512 с – С. 107).
Н. Макиавелли считал, что судьба распоряжается лишь половиной наших поступков, но половиной – мы. Лучше всего это удается тому, кто идет в ногу со временами. Но таких мудрецов, по мнению Макиавелли, мало, и потому судьба распоряжается людьми, держа их под своим гнетом.
Кроме учений, которые обосновывали крепкую светскую государственную власть (что было вполне естественным в период преодоления феодальной раздробленности), эпоха Возрождения породила много учений, на первый взгляд противоположных взглядам Н. Макиавелли, – социальных утопий. Один из авторов такой утопии, Т. Кампанелла, даже остро критиковал Н. Макиавелли. Но в действительности это тот случай, когда противоположности сходятся. Сами авторы этих утопий, к сожалению, не понимали, что идеализируют несвободу человека, регламентацию государством всех проявлений личности, то есть это – та же тирания, только еще худшая, поскольку прикрывается лозунгами общего равенства.
“Утопия” (греч. u – частица отрицания, topos – место; т.е. “нет такого места”, “нигде”) – название произведения английского философа и юриста Т.Мора (1478 – 1535), ставшее впоследствии нарицательным. Автор “Утопии” еще в 1504 г., в возрасте 26 лет, избирался в английский парламент. Но парламентская карьера Т. Мора была непродолжительной. После своего смелого выступления против введения новых налогов под угрозой королевских репрессий он вынужден был надолго оставить политику и возвратиться к судебным делам. Изданная в 1516 г. “Утопия” отражает конкретные исторические условия, сложившиеся в Англии в ХVІ веке. Т. Мор глубоко сочувствует страданиям широких масс английских крестьян, которые путем так называемого огораживания прогонялись помещиками с их земель; многие земли превращались в пастбища для овец, разведение которых сильно увеличилось ввиду резкого роста текстильного производства. Основной причиной бедствий народа и всех социальных зол английский гуманист видел частную собственность.
Поэтому основными чертой изображенной в “Утопии” модели “идеального государства” является отсутствие частной собственности и всеобщий обязательный труд. Труд в Утопии выступает в двух обычных в ту эпоху разновидностях – ремесленной и сельскохозяйственной (начавшееся развитие мануфактур не получило здесь никакого отражения). Ремесленный труд специализирован и утопийцы готовятся к избранной (или наследуемой) профессии с детства в рамках семьи, которая формируется, таким образом, не только по принципу родства, а по профессиональной принадлежности и является основной хозяйственной единицей Утопии. По своей сути она представляет собой идеализированный вариант средневековой ремесленной общины – цеха. Сельскохозяйственный же труд, являющийся более жизненно необходимым, не специализирован, и в нем поочередно обязаны принимать участие все без исключения утопийцы, проводя минимум два года в условиях деревенской жизни.
В Утопии достигнуто изобилие материальных благ (что было принципиально невозможно даже в самом идеальном государстве при изображенном Т. Мором крайне низком уровне развития техники и шестичасовом рабочем дне), которые централизованно учитываются в масштабах всего государства (прообраз плановой экономики) и их оказывается вполне достаточно для удовлетворения потребностей всех утопийцев. Поэтому в Утопии нет денег, из золота изготовляются наручники, кандалы и др. Власть является выборной, имеются механизмы контроля за ней со стороны народа. Несмотря на то, что Т. Мор был убежденным католиком, в его Утопии – широкая веротерпимость. Выборность власти распространяется и на священников.
Однако нельзя не отметить антииндивидуализма этой, по сути, первой коммунистической утопии. За жизнью утопийцев постоянно наблюдают должностные лица (сифогранты), следящие как за тем, чтобы “никто не сидел в праздности”, так и за тем, чтобы никто “не работал бы с раннего утра до поздней ночи” и не утомлялся “подобно вьючному скоту”. Освободиться от регламентированной государством поочередной смены ремесленных и сельскохозяйственных работ можно лишь на время углубленного изучения наук и после него, став ученым. Законов в Утопии мало, профессиональные юристы отсутствуют, наказание за преступления – рабство (рабами выполняются самые тяжелые работы, об их количестве Т. Мор умалчивает).
В произведении итальянского мыслителя Т. Кампанеллы (1568 – 1639) “Город Солнца”, по своим литературным достоинствам значительно уступающем произведению предшественника, “идеальное государство” приобретает еще более тоталитарные черты. У жителей Города Солнца, который находится на острове, ячейкой общества выступает не семья, а производственная бригада. Там господствует аскетизм, суровая регламентация одежды, жилья, еды, жители города везде ходят строем. Немногочисленные законы, которые предписывают островитянам именно такую жизнь, прибиты у входа в столовую.
Таким образом, социальные утопии Возрождения – это словно продолжение традиций “Государства” Платона по обезличиванию человека. Против учения Т. Мора выступал его современник М. Нострадамус, который предвидел, что в будущем “закон Мора” будет воплощен в жизнь во многих странах, хотя впоследствии постепенно угаснет.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература