Вопрос 29.Русская философская мысль, ее проблематика, особенности, направления развития.
Русская философская мысль — органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним способы их осмысления носили глубоко национальный характер. В XIX в. Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли. Русская философия не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозное начало) и не космоцентрична (хотя и не чужда натурфилософским исканиям), а прежде всего антропоцентрична, историософична и привержена социальной проблематике: она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории. При характеристике особенностей развития философии в России необходимо прежде всего учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время, когда в университетах Германии свои философские системы свободно излагали И. Кант, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В. Ф. Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Отношение государственной власти к философии наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Ширинского-Шихматова «Польза философии не доказана, а вред возможен». При характеристике особенностей русской философии нужно учитывать также культурно-исторический фон, на котором она формировалась. В России в ходе ее истории произошло как бы переплетение двух различных типов культур и соответственно типов философствования: рационалистического, западноевропейского и восточного, византийского с его интуитивным мироощущением и живым созерцанием, включенного в русское самосознание через православие. Существование на перекрестке различных культур во многом определило форму философствования и проблематику русской философии. Русской философии в отличие от западноевропейской чуждо стремление к абстрактной, чисто рациональной систематике идей. В значительной своей части она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего. С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. В ней представлены в той или иной степени все основные направления философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и т.д. Однако есть и ведущие для нее темы. Одной из них, определившей саму специфику русской философии, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С этой темы начиналось становление русской философской мысли, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития. Другой ведущей темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Усиленное внимание к проблеме человека определило нравственно-практическую направленность русской философии. Особенностью русского философского мышления был не просто глубокий интерес к вопросам морали, а доминирование моральной установки при анализе многих других проблем. Самобытная русская философия в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана с религиозным миросозерцанием, за которым стояли века духовного опыта России. И не просто с религиозным, а именно с православным миросозерцанием. Ещё одна отличительная особенность русской философии заключается в её беллетристичности. Не случайно, что многие классики русской литературы являлись философами. Так, в частности, значительный импульс развитию русский философии придал Федор Михайлович Достоевский (1821-1881), во многом определив ее своеобразные черты и ту роль, которую она сыграла в развитии философии после великих немецких классиков. Усвоив дух Достоевского, русские мыслители решили задачу немецкой философии, создав философию творящего духа, философию ценностей, святынь, философию любви. Для освоения ее мало понятийного аппарата - нужно интуитивное постижение истины в ее животворной полноте. В России и на Западе в Достоевском нередко видели того, кто указал возможные пути выздоровления европейской культуры, об¬ращая внимание на то, как органично сочетается глубокий нацио¬нализм русского писателя с идеей всемирного братства. Идея всемирного братства - общая для Европы и России. Но Достоевский понимал и выражал ее по-своему, прежде всего как православный мыслитель, непосредственно связывая с самим идеалом человека. В противоположность европейскому идеалу самостоятельного и непогрешимого человека - человеко-бога, автор "Пушкинской речи" говорил о славянском "всечеловеке", который стремится к братству всех людей, лишь поскольку оно осуществляется в Богочеловечестве Христа. На этой глубоко пережитой и прочувствованной идее соборного единства во Христе основана, по Достоевскому, вся русская культура. Что для европейского человека является результатом исканий, направляемых разумом, то для русского - глубоко органично и имманентно. Отсюда - вера в спасительную миссию России и русского народа-богоносца, пусть в искаженных и превращенных чертах, но все же воплощающих то, что составляет потаенную истину европейской культуры - духовность и соборное единство всех людей. Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) по праву считается крупнейшим русским философом. В своем творчестве он попытался создать мировоззренческую систему, которая связала бы воедино достижения античной и немецкой классической философии с основами православного мышления. Свою главную цель Соловьев видел в том, чтобы "ввести вечное содержание христианства в новую соответствую¬щую ему, т. е. разумную безусловную, форму". Уже в магистерской диссертации "Кризис западной философии" (1874) русский мыслитель ратует за осуществление "универсального синтеза религии, науки, философии", за гармонию общественной и религиозной жизни человека. В диссертации"Критика отвлеченных начал" и в монографии "Чтения о Богочеловечестве" В. С. Соловьев излагает свою философию всеединства. Центральное понятие философии Соловьева - понятие всеединства, которое разрабатывалось им под непосредственным влиянием идей Шеллинга. Ставя вопрос о том, что есть истина, Соловьев прежде всего определяет истину как действительное бытие, как истинно-сущее. Истинно-сущее, по Соловьеву, это, во-первых, множество всего того, что существует, т. е. "всё". Во-вторых, истинно-сущее не есть многое, а есть единое, поскольку истина едина, а не множественна. Таким образом, достигается наиболее точное определение истинно-сущего, которое будучи единым, вместе с тем и тем самым есть и всё, точнее содержит в себе всё, или истинно-сущее есть всеединство. В своем развитии Всеединство проходит ряд ступеней. Первое единство - Логос, воплощенный в Христе, второе - София, которая трактуется как душа земного мира, "тело Божие", "божественное человечество Христа", "идеальное, совершенное человечество, вечно заключающее в цельном божественном существе или Христе". С софиологии Соловьева непосредственно связано его учение о познании истины и о природе богочеловечества. Познание истины для нас возможно только в том случае, если мы будем признавать всю действительность, беря ее в целом, т. е. максимально обобщенно и максимально конкретно. Систематически критикуя позитивистскую философию, Соловьев развивает теорию познания, сочетающую в себе рационалистические и иррационалистические подходы, близкие к концепции "живого знания" славянофилов. Как и славянофилы, Соловьев начинает с критики отвлеченного мышления, свойственного европейской философии. По Соловьеву, отвлеченное мышление - необходимый момент в жизни индивида и в развитии человечества, но его абсолютизирование заводит философию в тупик. Примером этого, по Соловьеву, может служить философия Гегеля. Целью и смыслом исторического процесса, по Соловьёву, является одухотворение человечества, единение Бога и человека, становление богочеловечества. В последний период философского творчества В. С. Соловьев выражает сомнение, что теократия в форме христианского государства приведет к царству Божиему. Это может оказаться "последним актом исторической трагедии", когда "имя Христа будет присвоено человечеству такими силами, которые по своей деятельности чужды и даже враждебны Христу и его делу", ибо истинным интересом такого правления будет не любовь к ближнему, а тщеславие. Николай Александрович Бердяев (1874-1946). Его перу принадлежат работы: "Смысл творчества", "Смысл истории", "Новое средневековье", "О назначении человека", "Судьба человека в современ¬ном мире", "Дух и реальность", "Экзистенциальная диалектика боже-ственною и человеческого", "Самопознание" и др. Находясь под влиянием творчества В.С.Соловьева и Ф.М.Достоевского, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, И. Канта, К. Маркса, он не стал заложником чьих-либо идей. Более того, он сумел воз¬выситься до подлинной самобытности, а его книги открыли совер¬шенно "новые горизонты мысли". Объектом пристального внимания русского мыслителя был человек. Но его волновало не столько трагедия человеческого существования, сколько свобода творчества человека, его способность к проектированию и самопроектированию. Творчество не оправдывается религией, а само есть религия, есть подлинное основание смысла жизни. Основание первичности духа как творческой реальности и составляет задачу философии. Философия должна соединить теоретический и практический разум, обеспечить достижение целостности в познании.
- Вопрос 1.Философия как форма духовного освоения мира. Предназначение и функции философии.
- Вопрос 2.Глобальные проблемы современности и пути их решения.
- Вопрос 3.Философия как основа мировоззрения. Виды мировоззрений.
- Вопрос 4.Методы и формы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания.
- Вопрос 5.Специфика философского знания, общие и особенные черты. Философия и наука.
- 1. Философия, её предмет и характерные черты
- 2. Философия и наука
- Вопрос 6.Поведенческий механизм человека, действие как главный критерий оценки человека.
- Вопрос 7.Философия и религия, формы их взаимоотношений.
- Сходства и различия философии и религии
- Вопрос 8. Человек как индивидуальность, его основные индивидуальные характеристики.
- Вопрос 9. Основная проблематика философии, школы и направления в философии.
- Вопрос 10. Природа как среда обитания человека, ее роль в развитии общества.
- Вопрос 11. Диалектика и метафизика как методы познания и действия. Критика софистики и эклектики.
- Вопрос 12. Сознание как высшая форма отражения действительности. Творческая роль сознания.
- Вопрос 13. Материализм и идеализм в истории философии, их позитивные и негативные черты
- Вопрос 14. Принципы, законы, категории диалектики. Диалектика как наука о развитии.
- 2. Общее понятие законов диалектики.
- 3. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 4. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 5. Закон отрицания отрицания.
- 6. Основные принципы диалектики.
- 7. Категории диалектики.
- Вопрос 15. Философия Древней Греции и Древнего Рима (философия Демокрита и Платона), ее космоцентрический характер.
- Вопрос 16. Роль народных масс и выдающихся личностей в развитии общества.
- Вопрос 17. Философия Средневековья, ее теоцентрический характер (философия Августина и ф.Аквинского.
- Вопрос 18. Диалектический процесс познания. Критика рационализма и сенсуализма.
- Вопрос 19. Классический и неклассический направления развития философии в хх веке.
- Вопрос 20. Человек как личность. Социальная характеристика человека.
- Вопрос 21. Классическая немецкая философия (и.Кант, г.Гегель, л.Фейербах).
- Вопрос 22. Природа, сущность человека. Человек как космобиопсихосоциальное, духовное существо.
- Вопрос 23. Русская религиозная философия. Философия всеединства в. Соловьева.
- Вопрос 24.Общество и человек, формы взаимоотношений общества и человека.
- Вопрос 25. Русская революционно-демократическая философия. Философия марксизма в России.
- Вопрос 26. Общественное сознание, его сущность, структура и формы.
- Вопрос 27.Философия западной, восточной и арабско-мусульманской цивилизаций.
- Вопрос 28. Истина как цель познания, критерий истинности
- Вопрос 29.Русская философская мысль, ее проблематика, особенности, направления развития.
- Вопрос 30.Экономическая сфера общества, диалектика производительных сил и производственных отношений.
- Вопрос 31. Татарская философская мысль, ее проблематика, особенности, направления развития.
- Вопрос 32.Социально-политическая сфера общества, основные социальные институты и социальные общности людей.
- Вопрос33. Культура как система материальных и духовных достижений человечества.
- Вопрос 34.Человек и общение. Межличностные отношения человека, их основные формы.
- Вопрос 35.Марксистская философия, ее особенности, позитивные и негативные черты.
- Вопрос 36.Будущее человека. Основные модели будущего человека. Всеобщая декларация прав человека (оон, 1948)
- Вопрос 37.Познание как отражение действительности. Принципы познания. Критика агностицизма.
- Вопрос 38.Смысл жизни человека. Жизнь и смерть.
- Вопрос 40.Общество как форма совместной жизнедеятельности людей.
- Вопрос 41.Философия Нового времени (XVII- XVIII в.В.), ее логоцентрический характер (р. Декарт, д. Локк).
- Вопрос 42.Общество как развивающаяся система. Формационная, стадиальная и цивилизационная теории общества.
- Вопрос 43.Бытие мира. Соотношение материального и идеального в мире.
- Вопрос 44. Философия неопозитивизма: проблемы логики и языка науки
- Вопрос 45. Будущее мирового сообщества. Основные общечеловеческие ценности.
- Вопрос 46. Практика как освоение действительности. Теория и практика.
- Вопрос 47 .Просветительская философия русских писателей. Философские идеи ф.М. Достоевского и л.Н. Толстого.
- Вопрос 48. Философия экзистенциализма: проблемы подлинности и не подлинности человеческого существования.