logo search
filosofia_mishi

3.Гносеологические проблемы философии. Проблема истинного познания, практика как критерий истинности.

Теория познания, или гносеология, – раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности и условия, отношение знания к реальности (греч. гносис – знание и логос – учение, т.е. «учение о знании»).

Познание – усвоение чувственного переживания того или иного положения вещей с целью нахождения истины.

Основные понятия гносеологии: истина; заблуждение; сознание; познание; чувственное и рациональное познание; интуиция; творчество и т.д.

В гносеологии отношения мира и человека трансформируются в отношения субъект-объект познавательной деятельности. (S ß> O)

Предмет познания – все, что интересует познающего субъекта в объекте.

Основные вопросы гносеологии:

- познаваемы ли окружающие человека предметы (вещи, отношения, процессы)

- как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру

- в состоянии ли наше мышление познавать действительность (можем ли мы получить абсолютное знание о мире или наши знания всегда относительны?)

Главная проблема познавательного отношения – возможность достоверного познания сущности (проблема истинного познания). Весь процесс познания мира движется в позициях «реализм-агностицизм».

Познавательно-реалистическая позиция мировоззрения – признает возможность достоверного познания сущности предметов. Агностицизм – учение, убеждение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Истина – категория познания и человеческая ценность. Адекватное познание действительности.

Истинность – гносеологическая характеристика отношения объективного содержания знания к объективной реальности. Объективность истины – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Истина может быть и абсолютной (полное знание обо всем, вечные истины) и относительная (т.е. субъективность формы познания истины, неполнота научных теорий, приблизительность суждений «истинность-ложь», ограниченность области применения суждений).

Истина имеет объективную (конкретная, не зависящая от индивида) и субъективную (она субъективна, не существует помимо человека и человечества) стороны.

Практика – основа процесса познания, главный критерий (абсолютный – достоверный и относительный – не окончательный) истинности наших знаний. Это действие, предметно-преобразующая деятельность, опыт.

Практика первична по отношению к познанию:

- как источник информации, основа познания

- определяет содержание познания

- определяет цель познания

- создает условия познавательной деятельности

Знание выступает предпосылкой практики как: знание о свойствах объекта, знание цели деятельности, знание программы, которая ведет к цели.