Античная философия
План:
1. Фундаментальные проблемы и особенности
2. Философы – натуралисты. Проблема поиска первоначала мира (Милетская школа, Пифагор, Демокрит, Платон, Аристотель)
3. Смещение направленности философских исследований с изучения космоса к проблеме человека.
4. Зарождение диалектики
Появилась в периоде с 6 в до н.э. в Древней Греции и существовала до 6 в н.э.
Структуры античной философии отражает и многообразные подходы к философскому осмыслению мира и существование различных школ и направлений. Она также отражает историческоую последовательность развития философии:
1 период «доклассический» с 7 по 5 в до н.э.
Фалес Милетский
Анаксимен
Анаксимандр
Гераклит
Пифагор
2 период «классический» с сер. 5 в до н.э. до конца 4 в до н.э.
Связан с философскими системами Сократа, Платон, Аристотеля
3 период «эллинистический» с конца 4 по 2 вв. до н.э.
4 период с 1 в. до н.э. по 5-6 в. н.э.
Скептицизм, стоицизм, кинизм и др.
Античная философия в отличие от мифологического сознания, которая, отражая мир в художественных образах, ставило вопрос «кто создал мир? Какова его первооснова?», поэтому античная философия это размышление о причинах и началах всего сущего. Ей свойственен антагонизм, который позволял философам понять, что в этом мире существует объективно, а что только кажется существенным.
Поэтому античные философы первыми пытались рационально объяснить мир.
Такой подход стал основой материалистического объяснения мира.
Античных философов интересовал мир природы. Для её обозначения появилась категория космос. Отсюда основная черта античного философского мировоззрения – космоцентризм.
Античную философию часто называют натуралистической, от «natura» - природа.
Черта античной философии: господство натуралистической философии обуславливает абстрактность, отвлеченность от конкретных фактов.
Поскольку «космос»- живой организм (как макрочеловек, а человек – микрокосмос), то это наводит на мысль о единстве человека и космоса.
Это означает, что интуитивно философы угадывали тот факт, что между миром и человеком нет непреодолимой пропасти. Человек – часть единого целого, вселенной. В нем отражены закономерности этого целого. В этом позиция наивного материализма.
1-я школа :
Милетская школа
Основатель: Фалес Милетский
Ученики: Анаксимен, Анаксимандр
Впервые поставил вопрос о первопричине, праоснове всего сущего. Как материалист, считал основу – материальной.
Фалес: «Мир произошел из воды»,
Анаксимен: «Основа – воздух»,
Анаксимандр: отрицал своих предшественников, считал основой нечто неопределенное, безграничное, начало и конец всего, вечное – «апейрон» («безграничное и неопределенное»).
Материалистический подход к пониманию мира предложил Гераклит, который считал, что в основе его – огонь.
Параллельно с материалистической тенденцией объяснения мира, складывается и идеалистический подход, который рассматривал основу мира, как некое идеальное начало.
Представители: Пифагор и его ученики
Они считали, что началом всех начал является число. Весь мир состоит из чисел, а сами числа имеют сложную структуру.
Пифагор перешел к философской концепции, в которой раскрыл его фундаментальные основы мира:
Число для Пифагора – это порядок. Число – основа сущего, следовательно, всё, что существует, есть некий порядок.
Дальше всех ушел Демокрит. Вместе с Левкиппом заложили основы и сущность атомического материализма.
Демокрит поставил задачу создать такое учение, которое соответствовало бы существующей картине мира, который человек может ощутить, но в то же время продемонстрировать рациональный подход к его осмыслению.
Лекция 4. 05.02.2012
В истории философии считается, что основателем объективного идеализма является Платон.
Дух, мышление, идеи существуют объективно, вне и независимо от человеческого сознания и первичны по отношению к природе.
Как объективный идеалист, Платон создал учение об идеях. В нем он утверждал, что существует 2 мира:
- естественный, в котором живут люди, мир отдельных вещей и предметов; он текуч, изменчив, т.к. отдельные предметы постоянно изменяются, поэтому суть его трудно уловить, он доступен только чувственном восприятию, а чувства не всегда дают верное представление о мире, значит, этот мир не истинный, т.к. он лишь копия воплощения мира идей. Мир идей доступен рациональному познанию, суть его за пределами реального мира, это множество идей, каждой из которых в реальном мире соответствует определенная вещь. Мир идей первичен, неизменчив, постоянен, а мир вещей – вторичен.
Суть концепции Платона изложена в его мифе о пещере.
Платон, дуалист, признавал как объективное идеальное начало, так и материю («хора»); и много внимания уделял этической составляющей. Ведущая идея Платона – идея Добродетели, идея Блага.
Аристотель был учеником Платона.