logo search
фил

2.Онтологиечские проблемы философии. Бытие, материя, движение, пространство и время как предельные философские категории.

Онтология – раздел философии, учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования.

Бытие – самая общая ф категория. Она охватывает весь мир в целом. Содержание понятия «бытие» в каждой фил. системе свое.

основные формы бытия:

- бытие вещей (тел) (бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком)

- бытие человека (бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие)

- бытие духовного (идеального) (индивидуализированное духовное и объективированное духовное)

- бытие социального (индивидуальное бытие и бытие в обществе)

Три уровня бытия:

- потенциальное бытие, существование в возможности

- актуальное бытие, реализовавшаяся возможность

- нисходящее бытие, идущее к гибели.

Категории «бытие» противостоит понятие «небытие». Это уходящие в прошлое фрагменты настоящего бытия виртуальная реальность (нечто существующее, недоступное восприятию, например вакуум). Небытие разграничивает актуальное и потенциальное бытие, в таком случае потенциальное бытие близко к небытию.3 аспекта проблемы бытия:

  1. Мир есть, постоянно наличествует. Это противоречивое единство непреходящего бытия природы и переходящего бытия вещей (отдельные вещи исчезают, а мир в целом существует).

  2. Вопрос о всеобщем, общем для всего. Бытие мира есть предпосылка его единства.

  3. Мир как совокупная реальность (для сознания и действия каждого человека)

Проблема бытия – это вопрос о предельных основаниях многообразного мира.

Материя – объективная реальность (доступная человеку а опр. сфере его деятельности и на опр. этапе ист. развития). Материальными признаются не только телесные предметы, но и их свойства и отношения. (Бытие же охватывает и объективную, и субъективную реальность). При этом философское осмысление мира обычно начинается с разграничения материального и идеального. (марксизм как и дальше)

Движение – ф категория для обозначения любого изменения, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Весь мир находится в состоянии непрерывного движения. Мир – совокупность процессов. Основа соц. формы движения –целесообразная деятельность людей.

Пространство – протяженность и порядок сосуществования материальных объектов. Время – длительность и последовательность событий и состояний материальных объектов (Аристотель, Кар, Ньютон, Эйнштейн).

При этом, по Эйнштейну, время можно считать только локальным, а не всеобщим.

М. Хайдеггре опираясь на Августина, выделяет:

- «настоящее прошлого» (результаты прошлых событий, процессов и т.п в «объективной» и духовной сфере),

- «настоящее настоящего» (критерии выделения его фрагментов: по сферам действительности; по степени осведомленности о процессах и событиях и отличию реальнх знаний о них от их внешней интерпретации; по характеру эмоционального отношения к «настоящему») и

- «настоящее будущего» (способность. Человека определять цели своей деятельности)

Существуют также:

Биологическое пространство – строение организмов.

Биологическое время, различное для различных организмов.

Социальное пространство – результат предшествующей деятельности людей.

Социальное время – движение от прошлого к будущему, настоящее не только отделяет прошлое и будущее, но и объединяет их.