33. Сущность культуры. Многообразие культур
Что же такое культура в ее философском понимании, то есть взятая в ее существенных связях, зависимостях? Начнем с того, что сам термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, т.е. ее «культивирование». В дальнейшем слово «культура» получило более обобщенное значение и им стали обозначать все созданное человеком. Там, где есть человек, его деятельность, там есть и культура. Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделялась, в конечном счете, сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных, ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе. Принято различать материальную и духовную культуру.
К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Материальная культура, уровень и характер ее развития тесно связаны и определяются производственными отношениями, господствующими в данном обществе. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.
К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия.
Таким образом, культура охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Однако понятие культуры трудно поддается однозначному определению. Не случайно в философской литературе существует множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Поэтому целесообразно выделить четыре главных аспекта понятия культуры:
1. Культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера творчества. Она предоставляет человеку возможность свободно развиваться в духовном плане, осуществлять свои идеи, проекты, творческие замыслы. Культура не является внешней по отношению к человеку. Ее смысл в том, чтобы человек жил жизнью культуры, воспринимал ее достижения как часть своей души. В культуре как особой сфере человек выявляет и реализует свои неограниченные возможности познания и творчества, он обнаруживает способность превосходить все заранее установленные масштабы, ощущает себя существом творческим. Однако во многих случаях человек вынужден быть не творцом, а исполнителем. Поэтому наряду со сферой свободы существует и сфера необходимости, которой подчиняется человек. Таким образом, в обществе существуют две сферы – сфера свободы и сфера необходимости. Однако в человеке живет неистребимая тяга к тому, чтобы выйти за пределы необходимости, свободно и самостоятельно создавать то, что ему нравится, реализовывать свои познавательные и творческие возможности. Именно поэтому в обществе существует сфера культуры – сфера свободного творчества. Культура как сфера свободного творчества дает возможность человеку реализовывать свою тягу к самореализации, проявлению своей индивидуальности.
2. Культура есть ценностное отношение к реальности. Она раскрывается как совокупность представлений о ценностях и идеалах. Идеал – это представление о должном, а, следовательно, образ совершенства. В большинстве случаев ценности и идеалы имеют религиозное происхождение. Как идеалы, так и ценности во многом обусловлены особенностями той или иной национальной культуры, культурной эпохи. Однако можно выделить и универсальные (общечеловеческие) ценности. К ним в первую очередь относятся: уважение к жизни и достоинству личности, долг, честь, справедливость, совесть, уважение к предкам, а, следовательно, к истории своей страны, милосердие и сострадание. В современном обществе универсальные ценности подвергаются мощному отрицательному давлению под действием многих факторов. Утрате ценностей способствует, в частности, массовый характер современного общества, а также усложнение условий человеческого бытия в целом.
3. Культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от природы. Будучи концентрированным выражением ценностного отношения, к реальности, культура в большинстве случаев связана с утонченностью и изяществом. В этом смысле культура противоположна грубости и примитивности. Утонченность культуры – это наличие в ней не только тонов, но и полутонов, тончайших изгибов мысли, оттенков настроений и чувств. Подлинная культура берет не громадностью форм, а их выразительностью, соразмерностью, гармоничностью, т.е. изяществом.
4. Философский анализ культуры не может обойтись без еще одного аспекта культуры, а точнее вопроса о многообразии культур. Источник различия надо искать в исторических условиях формирования тех или иных культур. Культурные различия – один из источников многообразия исторического процесса, придающий ему многокрасочность, многомерность. Каждая культура как некая целостность неповторима, уникальна. И эта неповторимость, незаменимость каждой культуры означает, что в определенном отношении разные культуры равны между собой. Конечно, нельзя отрицать развития в сфере культуры, а, следовательно, и того факта, что есть более развитые, более мощные и менее развитые, менее распространенные и сильные культуры. Так что же такое многообразие культур? Многообразие культур – объективная реальность, и к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из них стимулируется своими принципами и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами.
- 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- 2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
- 3. Основные философские направления, их основания и различия
- 4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
- 5. Материалистическая теория Демокрита
- 6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
- 7. Философия Аристотеля
- 8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
- 9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
- 10. Английская философия XVII XVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)
- 11. Философия французского Просвещения
- 12. Гносеология и этика Канта
- 13. Система и метод философии Гегеля
- 14. Философия марксизма и ее место в истории философской мысли
- 15. Западная философия науки: от позитивизма к постпозитивизму
- 16. Экзистенциализм и его место в истории философии и культуры
- 17. Духовное своеобразие русской религиозной философии (Соловьев, Бердяев, Булгаков)
- 18. Проблема бытия в развитии философской мысли (бытие, субстанция, материя)
- 19. Основные законы диалектики
- 20. Категория движения, пространства, времени в философии и науке
- 21. Проблема развития в философии. Диалектика и метафизика
- 22. Сознание, его происхождение и сущность
- 23. Сознание и бессознательное. Сознание и язык
- 24. Познание как философская проблема. Критика эмпиризма, рационализма и агностицизма
- 25. Проблема истины в теории познания
- 26. Соотношение эмпирического и теоретического в познании. Факт и теория
- 27. Человек как философская проблема
- 28. Личность. Свобода личности
- 29. Общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция)
- 30. Общество как система. Основные подходы в современном философском познании общества
- 31. Формационный анализ общества (Маркс)
- 32. Цивилизационный подход к анализу общества. Цивилизация и культура (Данилевский, Тойнби, Шпенглер)
- 33. Сущность культуры. Многообразие культур
- 34. Философские основы теоретических учений о государстве (Платон, Аристотель, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс)
- 35. Направленность общественного развития и проблема прогресса. Смысл истории
- 36. Понятие субъекта исторического прогресса (личность, народ, классы, элиты, этнос)
- 37. Общественное сознание и его структура
- 38. Философский смысл глобальных проблем современности