32. Проблема идеального в философии. Сознание и самосознание.
Проблема идеального. Все учения разделяются на материалистические и идеалистические. Идеалисты выделяют субстанцией бытия - духовное начало. Понятие идеального оперирует и в рамках материалистической философии. Идеальное не имеет четкого определения ввиду множества подходов.
Идеальное в современном представлении определяется через понятия сознания, психики, иногда как космический разум, информационные поля, но идеальное не является синонимом этих понятий. Понятие идеального соотносят с духовными монадами. Понятие идеального используется для характеристики специфического бытия объекта, в первую очередь - чтобы отличить мысль объект объекте от самого объекта. С точки зрения материалистической философии: бытие определяет сознание. Сознание-синоним идеального - это неверно. Три точки зрения на природу идеального: Природу идеального ищут на стороне субъекта (Дубровин) – идеальное - внутренний духовный мир человека. Природу идеального ищут на стороне практики (Ильенков) – идеальное - объективированные мыслительные формы - как схема предметно-практической деятельности. Природу идеального ищут на стороне объекта (Лившиц) – идеальное - объективный эталон- образец, каким должен быть предмет либо явление (перепев с философией Платона). Необходимо синтезировать эти три позиции.
Абсолютизация индивидуальности человечества приводит к поиску общего. Этим общим становится разум. Одновременное развитие науки, особенно биологии, привело к появлению целого ряда теорий, которые объясняют идею сознания через природную революцию.
Философы нового времени утверждают, что сознания нет без самосознания. Сознание есть самосознание.
Сознание: - способ существования (знание); - характер (активность); - формы существования (идеальность).
К. Маркс: Сознание – осознанное бытие; сознание есть то мое отношение к моей собственной среде.
Основная идея – идея вторичности сознания по отношению к бытию. Сознание не только отражает мир, но и творит.
Постмарксистский период: Человеческая субъективность изначально онтологически встроена в мир.
Возникает проблема осмысления мира, наделения мира смыслом и значением.
Кант: Пока в голове нет идеи, глаза не видят факта.
Мир видится нами, людьми, в горизонте мыслей, которые уже наработаны нашим сознанием. Жизнь сознания сводится к конструктивной деятельности. Наши мысли определяют способ существования предмета и характер его присутствия в мире культуры.
Работа сознания есть то, что обеспечивает возможность как преемственности исторического развития, так и возникновения новых явлений и форм в культуре.
1) Сознание встроено в мир; 2) Сознание - это способ вырывания из мира детерминизма; 3) Сознание способно это делать, поскольку оно абсолютно свободно.
Сознание формируется благодаря деятельности. Материальной основой сознания выступают нервные процессы и общественно-предметная деятельность человека.
Бессознательное – это совокупность психических процессов, операций и состояний не представленных в сознании субъекта.
Р. Декарт: Сознание и психическое – тождественно.
Лейбниц: Бессознательное – низшая форма душевной деятельности, лежащая за порогом осознанных представлений.
Кант: Бессознательное, как проблема, связана с миром неких чувственных интуиций.
Фрейд: Учение о психоанализе.
Бессознательное – временно и иррационально.
Сублимация – «переключение» - процесс переориентации, влечение на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, и преобразования энергии инстинкта в социально приемлемую нравственно одобряемую деятельность.
Э. Фромм: Тема коллективного бессознательного. Вводит понятие «социальный характер», «социальное действие». Сознание – отношение, единственное в своем роде, к своей самости. Сознание не обладает вещной реальностью, оно выступает как интегральный момент психического.
Сознание – словесно оформленный феномен психики.
1. Сознание не субстанциально. Будучи таковым, оно всегда нуждается в чем-то другом, что является языком и телом сознания.
2. Сознание всегда существует не как тождественная себе данность. Оно постоянно себя выбирает и делает себя тем, чем будет.
3. Сознание – это единственная область бытия, которая для себя содержание собственного опыта.
Сознание – это идеальная форма деятельности, ориентированная на преобразование действительности вообще.
Сознание и самосознание – Тема «Я» - Это субъект психических явлений в их интегральной целостности. Самосознание и возникает как соотнесенность «Я» с самим собой. Самосознание есть осознание, оценка своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения. Это целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.
- 1. Философия, ее предмет и структура, функции в культуре.
- 2. Основной вопрос философии как историко-философская проблема.
- 3. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 4. Философия традиционных обществ Индии и Китая.
- 5. Античная философия: этапы становления и специфика.
- 6. Философия средневековья: патристика и схоластика. Номинализм и реализм.
- 7. Философия Возрождения; ее основная направленность, проблематика, социальная роль.
- 8. Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм. Теория общественного договора т. Гоббса.
- 9. Философия эпохи Просвещения. Естественный материализм и.Ньютона и французских энциклопедистов. Социальная философия Вольтера и Руссо.
- 10. Проблема познавательных возможностей человека в философии Канта.
- 11. Диалектика, идеализм и материализм в воззрениях представителей немецкой классической философии.
- 12. Идейные источники и социально-экономические предпосылки философии марксизма.
- 13. Классический и современный марксизм. Франкфурская школа и ее социально-философские идеи.
- 14. Позитивизм и прагматизм и их роль в становлении современной философии науки
- 15. Философия экзистенциализма: отчужденный человек и пограничные ситуации.
- 16. Современная философия истории в воззрениях о. Шпенглера, п. Сорокина, к. Ясперса, ф. Фукуямы.
- 17. Проблема человека в религиозной философии хх века: неотомизм и персонализм
- 18. Русская философия. Её основная тематика и этапы развития.
- 19. Белорусская философская мысль xyi-xXвв.
- 20. Бытие, его философский смысл и основные формы
- 21. Категории субстанции и материи. Ленинское определение материи и его методологическое значение.
- 22. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Механицизм. Редукционизм. Витализм.
- 23. Субстанциальная и реляционная концепции пространства-времени. Концептуальное, перцептуальное и социальное пространство и время.
- 24. Философия монизма и проблема единства мира. Современная научная картина мира.
- 25. Диалектика как теория и метод познания и освоения действительности
- 26. Диалектические законы развития бытия, их статус, функции.
- 27. Философские концепции детерминизма и их естественнонаучная аргументация. Причинность и теологизм. Детерминизм и синергетика.
- 28. Философские категории, выражающие ценность и структурную организованность бытия (система, структура, элемент, часть, целое)
- 29. Проблема сознания в философии и естествознании.
- 30. Индивидуальное и общественное сознание, их структура, взаимосвязь, функции.
- 31. Эволюция сознания: основные этапы и социокультурная обусловленность. Сознание и отражение.
- 32. Проблема идеального в философии. Сознание и самосознание.
- 33. Мышление и язык. Аналитическая философия и герменевтика.
- 34. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм и скептицизм.
- 35. Деятельная концепция познания. Чувственное и рациональное познание.
- 36. Проблемы истины в философии. Основные концепции истины.
- 37. Многообразие видов и форм практической деятельности. Научный эксперимент и социальная практика как критерии истины.
- 38. Субъект-объектные отношения в познании. Основные гносеологические модели.
- 39. Наука как предмет философского анализа и специфика научного знания.
- 40. Структура научно-познавательной деятельности. Эмпирический и теоретический уровни познания
- 41. Формы и методы эмпирического познания
- 42. Формы и методы теоретического познания.
- 43. Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза.
- 44. Проблема метода в философии. Методология, ее предмет и задачи.
- 45. Методология в сфере инженерной деятельности. Техникознание и конструктивистская методология.
- 46. Основания науки: научная картина мира, идеалы и нормы науки.
- 47. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс.
- 48. Человек как предмет философского анализа. Проблема сущности и существования.
- 49. Эволюционная теория человека. Антропосоциогенез и его исторические формы. Роль труда в возникновении человека.
- 50. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
- 51. Проблема гуманизма. Гуманизм и антропоцентризм.
- 52. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль личности в истории.
- 58. Философия свободы и ее взаимосвязь с формами общественного сознания.
- 59. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс.
- 60. Культура и цивилизация.