logo search
философия эконом

3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры

Попыткой примирить номинализм и реализм явилась философия Пьера Абеляра (1079 – 1142). По происхождению Абеляр был французским дворянином. Для своего времени он был образованнейшим человеком. Жизнь его была неприкаянной, и он даже написал автобиографическую повесть, которую назвал «История моих бедствий». Если Ориген сам себя оскопил, чтобы чувства не мешали ему наслаждаться идеями, то Абеляра оскопил дядя Элоизы – любимой женщины, с которой его разлучили и сослали в разные монастыри. Сохранилась их переписка. Таким же мятущимся было и философское мышление Абеляра, поскольку он все время пытался примирить противоположные точки зрения.

Теория Абеляра называется концептуализм: единичные вещи существуют реально, общие признаки между ними – тоже, общие же понятия существуют лишь для тех, кто хочет эти общие признаки увидеть. Такая психологическая, релятивистская точка зрения была для того времени непонятна, ее оценили лишь в ХIХ веке.

Другая теория, за которую он и был осужден как еретик, связана с проблемой соотношения разума и веры. Вся предыдущая европейская средневековая философия была основана на примате веры над разумом, из-за чего она и не была философией в полном смысле этого слова – между философскими рассуждениями и миром, как некий буфер, стояли догматы церкви, которые проверять разумом запрещалось. Абеляр считал, что верить нужно лишь в то, что понимаешь: «понимать, чтоб верить». Абеляр пытался примирить христианские догматы с разумом, рационально их обосновать. Фактически он уравнивал веру и разум, в связи с чем выходил за рамки теологии.