49.Понятие информационной цивилизации. Постиндустриальное общество.
Смену мировоззрения на рубеже третьего тысячелетия подготовила революция в области коммуникаций и информации, достигшая таких масштабов, каких не могли себе представить предшествующие поколения. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейшей информационной технологии привели к впечатляющему рывку вперед в сферах образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований и социальной жизни. Информация превратилась в глобальный, в принципе неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации - эпоху интенсивного освоения этого информационного ресурса и неслыханных возможностей феномена управления. Человечество входит в новую , общую для всех народов, единую постиндустриальную (информационную, технологичную) цивилизацию. Появилась проблема, которая широко дискутируется среди философов: правомерна ли марксистская теория общественно-экономической формации и формационного подхода к анализу развития общества? Не предпочтителен ли так называемый цивилизационный подход? Эти два подхода не исключают, а наоборот предполагают друг друга. Человечество идет в одном направлении «доиндустриальная цивилизация» «индустриальная цивилизация» «постиндустриальная цивилизация». Для постиндустриальной цивилизации характерна не механическая система машин, а автоматизация пр-ва, основанная на электронике и информатике, новейшей интеллектуальной технологии: эта новая техническая и технологическая база меняет весь образ жизни общества и человека. Постиндустриальная (п-и.) цивилизация формируется современной НТР. Под воздействием НТР оказываются все все основные периоды деятельности человека :подготовка и обучение, время труда, время творчества и досуга. Информатика революционизирует эти периоды: увел. время проф. подготовки и обучения, выдвигаются требования мобильности по отношению к условиям и характеру труда. Сокращается время труда, что содействует улучшению условий труда и благополучию работника. Наблюдается тенденция включения ранее безработных в производство путем перераспределения рабочего времени, сокращением рабочего дня и рабочей недели. Высвобождается время на творчество и досуг. Развитие постиндустриальной цивилизации , вхождение в нее через рынок связаны с тем, каким способом происходит овладение новыми материальными и духовными ценностями, прежде всего новыми технологиями, электроникой, автоматизацией, информатикой. Постиндустриальная цивилизация явилась, с точки зрения технологического базиса общей для всех стран, будет иметь свою специфику применительно к отдельным народам, их культурам. Конвергенции теория (от лат. сбли-жаюсь, схожусь), одна из осн. концепций совр. зап. социологии, политэкономии и политологии, усматривающая в обществ, развитии совр. эпохи преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем —капитализма и социализма с их последующим синтезом в некоем «смешанном обществе», сочетающем в себе положит, черты и свойства каждой из них. К. т. выдвинули II. Сорокин, Дж. Голбрейт, У. Ростоу(США), Ж. Фурастьс п Ф. Перру (Франция), Я. Тинбергев(Нидерланды), X. Шельскпй и О. Флехтхейм (ФРГ) и др.Она получила распространение в зап. обществ, мысли в до — со-х гг. К. т. включает широкий диапазон филос., социологич.,экономич. и политпч. взглядов и футурологич. прогнозов—от бурж.-реформистских и соцпал-демократич. стремлений совершенствования гос.-монополистич. регулирования социально-экономических процессов до откровенно антикоммунистических концепций и попыток «ассимиляции» капитализмом социалистических стран (3. Бжезинскпи, Р. Хантпнгтон, К. Менерт и др.). Вместе с тем среди нек-рых слоев зап. интеллигенции получила распространение идея т. н. негативной конвергенции (Р. Хеплб-ронер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.), согласно к-рой обе социальные системы якобы усваивают друг у друга не столько положит., сколько отрицат. элементы каждой, что ведет к «кризису совр. ндустриальной цивилизации» в целом. Сторонники К. т., п т. ч. нек-рые представители Римского клуба, пытаются обосновать её ссылками на объективную тенденцию к интернационализации экономич., политпч. п культурной деятельности в совр. эпоху, на всемирный характер науч.-техипч. революции, на настоят, необходимость в совместном решении общечелонеч. глобальных проблем и т. п. С позиции нового политич. мышления обнаруживается как несостоятельность К. т., так и примитивность догматич. критики её в прошлом нек-рыми марксистами, акцентировавшими внимание лишь на противоположности двух социальных систем. Становление взаимосвязанного и целостного мира, приоритет общечеловеч. ценностей не приводят к отказу от классового подхода во внутр. и внешней политике, но делают необходимым диалог, поиски баланса интересов, форм взаимодействия в рамках общего мирового развития в науч.-технич., экономич., социальной областях, в области человеч. отношений, в решении глобальных проблем.
- 4.Основной вопрос философии, его мировоззренческое и методологическое значение.
- 13. Немецкая классическая философия: г.В.Ф. Гегель.
- 24. Категория материи и ее методологическое значение. Понятие субстанции. Основные типы материальных систем и структурных уровней материи.
- 28.Законы диалектики.
- 40. Материалистическое и идеалистическое понимание общественной жизни.
- 42. Сущность и проявления социального детерминизма. Необходимость и свобода, сознательное и стихийное в деятельности общества, в политике, социальном управлении.
- 44. Сущность культуры, закономерности ее развития и функционирования.
- 50. Кризис современной цивилизации. Глобальные проблемы как выражение противоречивости развития современной цивилизации.
- 1.Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека.
- 2.Философия и мировоззрение.
- 3.Специфика философии. Основные компоненты и категории философского знания. Основные функции философии.
- 5.Древнегреческая философия. Натурфилософия.
- 7.Философия Средневековья: патристика, схоластика, номинализм, реализм.
- Философия эпохи Возрождения: персоналии, базисные категории, важнейшие идеи.
- 9.Философия Нового времени: эмпиризм (ф. Бэкон, т. Гоббс, Дж. Локк).
- 10.Философия Нового времени: рационализм (р. Декарт).
- 11.Философия Нового времени: субъективный идеализм (д. Беркли, д. Юм).
- 12.Немецкая классическая философия: и. Кант.
- 15.Возникновение, развитие и основные проблемы философии марксизма.
- 20.Славянофильство и западничество в русской философии.
- 21.Русская религиозная философия.
- 23.Бытие как фундаментальная категория философии. Основные формы бытия.
- 26.Диалектика как учение и метод, ее структура и функции.
- 31.Познание, знание. Субъект, объект, результат познания. Знание и вера.
- 33.Истина как процесс, ее аспекты и формы. Критерий истины.
- 34.Научное знание, его особенности и структура. Основные формы научного познания: факт, идея, проблема, гипотеза, теория.
- 36.Философский анализ сущности человека. Биологическое и социальное в человеке.
- 37.Человек, индивид, индивидуальность, личность. Личность и условия ее формирования. Структура личности.
- 45.!!!!Культура и природа. Культура и общество, деятельность, человек.
- 46.Материальная и духовная культура.
- 47.Основные положения теорий взаимодействия культуры и цивилизации.
- 49.Понятие информационной цивилизации. Постиндустриальное общество.
- 19.Особенности русской философии.
- 18.Современная западная философия: религиозная философия (неотомизм, тейярдизм).
- 35.Научный метод и методология. Классификация методов. Общенаучная методология.
- 24.Категория материи и ее методологическое значение. Понятие субстанции. Основные типы материальных систем и структурных уровней материи.