logo search
otvety_k_zachyotu_po_filosofii

49.Понятие информационной цивилизации. Постиндустриальное общество.

Смену мировоззрения на рубеже третьего тысячелетия подготовила революция в области коммуникаций и информации, достигшая таких масштабов, каких не могли себе представить предшествующие поколения. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейшей информационной технологии привели к впечатляющему рывку вперед в сферах образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований и социальной жизни. Информация превратилась в глобальный, в принципе неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации - эпоху интенсивного освоения этого информационного ресурса и неслыханных возможностей феномена управления. Человечество входит в новую , общую для всех народов, единую постиндустриальную (информационную, технологичную) цивилизацию. Появилась проблема, которая широко дискутируется среди философов: правомерна ли марксистская теория общественно-экономической формации и формационного подхода к анализу развития общества? Не предпочтителен ли так называемый цивилизационный подход? Эти два подхода не исключают, а наоборот предполагают друг друга. Человечество идет в одном направлении «доиндустриальная цивилизация»  «индустриальная цивилизация»  «постиндустриальная цивилизация». Для постиндустриальной цивилизации характерна не механическая система машин, а автоматизация пр-ва, основанная на электронике и информатике, новейшей интеллектуальной технологии: эта новая техническая и технологическая база меняет весь образ жизни общества и человека. Постиндустриальная (п-и.) цивилизация формируется современной НТР. Под воздействием НТР оказываются все все основные периоды деятельности человека :подготовка и обучение, время труда, время творчества и досуга. Информатика революционизирует эти периоды: увел. время проф. подготовки и обучения, выдвигаются требования мобильности по отношению к условиям и характеру труда. Сокращается время труда, что содействует улучшению условий труда и благополучию работника. Наблюдается тенденция включения ранее безработных в производство путем перераспределения рабочего времени, сокращением рабочего дня и рабочей недели. Высвобождается время на творчество и досуг. Развитие постиндустриальной цивилизации , вхождение в нее через рынок связаны с тем, каким способом происходит овладение новыми материальными и духовными ценностями, прежде всего новыми технологиями, электроникой, автоматизацией, информатикой. Постиндустриальная цивилизация явилась, с точки зрения технологического базиса общей для всех стран, будет иметь свою специфику применительно к отдельным народам, их культурам. Конвергенции теория (от лат. сбли-жаюсь, схожусь), одна из осн. концепций совр. зап. социологии, политэкономии и политологии, усматривающая в обществ, развитии совр. эпохи преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем —капитализма и социализма с их последующим синтезом в некоем «смешанном обществе», сочетающем в себе положит, черты и свойства каждой из них. К. т. выдвинули II. Сорокин, Дж. Голбрейт, У. Ростоу(США), Ж. Фурастьс п Ф. Перру (Франция), Я. Тинбергев(Нидерланды), X. Шельскпй и О. Флехтхейм (ФРГ) и др.Она получила распространение в зап. обществ, мысли в до — со-х гг. К. т. включает широкий диапазон филос., социологич.,экономич. и политпч. взглядов и футурологич. прогнозов—от бурж.-реформистских и соцпал-демократич. стремлений совершенствования гос.-монополистич. регулирования социально-экономических процессов до откровенно антикоммунистических концепций и попыток «ассимиляции» капитализмом социалистических стран (3. Бжезинскпи, Р. Хантпнгтон, К. Менерт и др.). Вместе с тем среди нек-рых слоев зап. интеллигенции получила распространение идея т. н. негативной конвергенции (Р. Хеплб-ронер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.), согласно к-рой обе социальные системы якобы усваивают друг у друга не столько положит., сколько отрицат. элементы каждой, что ведет к «кризису совр. ндустриальной цивилизации» в целом. Сторонники К. т., п т. ч. нек-рые представители Римского клуба, пытаются обосновать её ссылками на объективную тенденцию к интернационализации экономич., политпч. п культурной деятельности в совр. эпоху, на всемирный характер науч.-техипч. революции, на настоят, необходимость в совместном решении общечелонеч. глобальных проблем и т. п. С позиции нового политич. мышления обнаруживается как несостоятельность К. т., так и примитивность догматич. критики её в прошлом нек-рыми марксистами, акцентировавшими внимание лишь на противоположности двух социальных систем. Становление взаимосвязанного и целостного мира, приоритет общечеловеч. ценностей не приводят к отказу от классового подхода во внутр. и внешней политике, но делают необходимым диалог, поиски баланса интересов, форм взаимодействия в рамках общего мирового развития в науч.-технич., экономич., социальной областях, в области человеч. отношений, в решении глобальных проблем.