I. Прививка герменевтики к феноменологии
Существует два способа обоснования герменевтики в феноменологии.
...Короткий путь — это путь онтологии понимания... она, отказываясь от споров о методе, сразу устремляется к онтологии конечного бытия, чтобы здесь найти понимание уже не как способ познания, но как способ существования. В эту онтологию понимания не входят постепенно, углубляя методологические возможности истолкования исторической науки или психоанализа — туда переносятся внезапно, резким поворотом проблематики. Вопрос, при каком условии познающий субъект может понять текст или историю, заменяется вопросом: что есть существо, бытие которого заключается в понимании? Таким образом герменевтическая проблематика становится областью Аналитики этого бытия, Dasein, которое существует, понимая (1.309-310).
Мы видим, как радикально поставлены проблемы понимания и истины. Вопрос об историчности не является более вопросом об историческом познании, понятом как метод; он обозначает способ, каким существующий «существует вместе с» существующими; понимание не является более возражением наук о духе на естественнонаучное объяснение, оно касается способа существования возле бытия до встречи с отдельными существами. Способность жизни свободно отдаляться от самой себя, трансцендироваться становится структурой конечного бытия. Если историк может соизмерять себя с объектом, сравнивать себя с познанным, то это потому, что он и его объект — оба являются историческими. Познание историчности бытия из предела науки превращается в основание бытия, а знание о принадлежности интерпретатора своему объекту из парадокса становится онтологической чертой (1.312—313).
Как бы ни была привлекательна эта фундаментальная онтология, я, однако, предлагаю исследовать другой путь, иначе сочленить герменевтическую проблематику с феноменологией. ...Не лучше ли отныне исходить из производных форм понимания и показать в нем признаки их производности? Следовательно, отсчет взят в том самом плане, где осуществляется понимание, т.е. в плане языка (1.313).
...Трудность перехода от понимания как способа познания к пониманию как способу существования заключается в следующем: понимание, которое есть результат Аналитики Dasein, является пониманием, через которое и в котором это бытие понимает себя как бытие. Не в самом ли языке надо искать указания, что понимание является способом бытия? (1.313—314).
...таким образом мы будем постоянно сохранять контакт с дисциплинами, которые пытаются методически осуществить интерпретацию, и будем сопротивляться попытке отделить истину, свойственную пониманию, от метода, свойственного дисциплинам, исходящим из истолкования.
...понимание многозначных или символических выражений является моментом понимания себя; семантический подход связывается, таким образом, с рефлексивным. Но субъект, который, интерпретируя знаки, интерпретирует себя, больше не является Cogito: это существующий, который через истолкование своей жизни открывает, что он находится в бытии до того, как полагает себя и располагает собой. Так герменевтика открывает способ существования, который остается от начала и до конца интерпретированным бытием: Лишь рефлексия, уничтожая сама себя как рефлексию, может привести к онтологическим корням понимания. Но как раз это и происходит в языке и в движении рефлексии. Таков трудный путь, которым мы будем следовать (1.314).
- Введение
- Современная западная философия
- Философия — век XX
- Артур шопенгауэр (1788—1860)
- Огюст конт (1798-1857)
- Серен кьеркегор (1813—1855)
- Фридрих ницше (1844-1900)
- Анри бергсон (1859—1941)
- Эдмунд гуссерль (1859-1938)
- Зигмунд фрейд (1856-1939)
- Макс вебер (1864—1920)
- Эрнст кассирер (1874-1945)
- Людвиг витгенштейн (1889-1951)
- Бертран рассел (1872—1970)
- Карл раймунд поппер (1902-1994)
- Глава 3. Эпистемология без познающего субъекта2
- Карл ясперс (1883-1969)
- Мартин хайдеггер (1889—1976)
- § 12. Внутренние пороки традиционного понятия метафизики
- Альбер камю (1913-1960)
- Макс шелер (1874—1928)
- Мартин бубер (1878-1965)
- Гастон башляр (1884—1962)
- Майкл полани (1891-1976)
- Каод леви-стросс (род. В 1908 г.)
- Альфред айер (1910—1989)
- Пьер тейяр де шарден (1881-1955)
- 3. Духовная энергия
- Жак маритен (1882—1973)
- Карл барт (1886—1968)
- Пауль тиллих (1886-1965)
- Дитрих бонхеффер (1906—1945)
- Альберт швейцер (1875-1965)
- Эрих фромм (1900-1980)
- Ганс-георг гадамер (род. В 1900 г.)
- Мишель фуко (1926-1984)
- На пороге XXI века поль рикер (род. В 1913 г.)
- I. Истоки герменевтики
- I. Прививка герменевтики к феноменологии
- III. Семантический план
- IV. Рефлексивный план
- V. Экзистенциальный план
- Томас сэмюэл кун (1922—1996)
- Карл-отто апель (род. В 1924 г.)
- 1. Исходный пункт: феноменологический кризис из-за дискредитации оснований очевидности.
- 2. Критика основополагающей феноменологической очевидности и апоретика этой критики в современной философии.
- 3. Трансцендентальная семиотика как снятие (Aufhebung) очевидности феноменального сознания истиной интерпретации знаков, утверждаемой интерсубъективно.
- Хилари патнем (род. В 1926 году)
- Жак деррида (род. В 1930 г.)
- Ричард рорти (род. В 1931 г.)
- Часть 1. Прагматизм
- Часть II. Релятивизм
- Часть III. Иррационализм
- Андре глюксман (род. В 1937 г.)
- Жак пулен (род. В 1942 г.)
- 1. Прагматическая трансформация философии
- 2. Прагматические катастрофы слова
- Аурелио печчеи (1908-1984)
- Содержание
- 117571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 214020, Г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1.