4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
Французского философа М. де Монтеня (1533 – 1592) называют иногда последним гуманистом – конечно, не в том смысле, что он был последним гуманным человеком, а в том, что он был последним из философов Возрождения, которых называли гуманистами за большое внимание к человеческой личности. Но Монтень очень сильно от них отличается.
Как мыслитель он сформировался в конце эпохи Возрождения. Ему были хорошо известны антропоцентристские традиции этой философии. Несмотря на это, мыслитель в своем единственном произведении “Опыты” (так дословно переводится с французского слово “эссе”) этот антропоцентризм решительно отбрасывает. Монтень не верит ни в то, что весь мир, Солнце, звезды и т.д. созданы для человека, ни в то, что человек – венец творения. Он считает, что Бог не мог поставить управлять Вселенной существо, которое не может даже управлять собой, и потому человек такой же, как и другие животные, не лучше и не хуже.
Философ считал, что человек не способен сам познать истину. Природу он не может познать из-за противоречивости и изменчивости всех явлений, а также из-за несовершенства своих органов чувств, область морали – из-за ее относительности. Мыслитель сделал вывод, что мир непознаваем.
Но в отличие от других скептиков и агностиков, для М. де Монтеня – это не конечная цель его философии, а точка, которую нужно преодолеть. Для этого он пытается найти еще один объект познания – самого себя: “Тот предмет, который я изучаю больше всего другого, – это я сам” (Монтень М.Э. де. Опыты: Пер. с франц. – М., 1991. – С.572). Он понимает, что человек проявляется лишь по отношению к другим, но это отношение для него сугубо негативное: “Люди не видят моего сердца, они видят лишь одетую мной маску” (Монтень М.Э. де. Опыты: Пер. с франц. – М., 1991. – С. 20). Отсюда готовность философа углубиться в себя, но и таким образом познать себя невозможно – в каждое мгновение личность разная.
Но оказывается, что несмотря на кажущийся скептицизм, М. де Монтень в действительности имеет очень крепкие убеждения. В любом случае, невозможно быть добродетельным для самого себя, потому мир “других” все же лучше. Все наши качества, хорошие и плохие, проявляются лишь по отношению к другим. Кратко этику Монтеня можно передать такими его словами: “Я жестоко ненавижу жестокость, наихудший из пороков” (Монтень М.Э. де. Опыты: Пер. с франц. – М., 1991. – С. 246). Отсюда его идеал – идти в мир, утверждая добро, “довериться природе” и таким образом “улучшать несовершенное состояние” человека.
Таким образом, он возвращается к гуманизму, причем возвращается на более высоком уровне. Отличие философии М. де Монтеня от “традиционной” философии Возрождения в том, что, во-первых, если “традиционные” гуманисты утверждают, что человек – “изначально прекраснейший, благороднейший, мудрейший, сильнейший, и наконец, могущественнейший”, то М. де Монтень считает, что для достижения совершенства человеку необходимо прикладывать постоянные усилия; во-вторых, если нравственные трактаты Ренессанса построены на убеждении читателя и доказательствах определенных истин, то автор “Опытов” ничего не доказывает, а призывает читателя искать истину вместе с ним.
Эти различия очень существенны. Миро- (или Бого-) подобие человеку не дано, а лишь задано. И искать ответ на вопрос, как достичь совершенства, каждый может лишь самостоятельно. В целом идеи гуманистов Возрождения существенно повлияли на последующее формирование философской антропологии, то есть учение о человеке.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература