logo search
Filosofia / Filosofia

Государство как важнейший компонент политической организации общества.

Государство — основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов и других социальных групп и слоев населения. Характерными признаками государства являются: а) наличие системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти; б) право, закрепляющее определенную государством систему норм и отношений; в) территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства; г) народ, населяющий эту территорию; д) суверенность, т. е. исключительное право представлять официально все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и творить правосудие. Для государства характерно наличие гражданства и, кроме абсолютных монархий, конституции; только государство может устанавливать и собирать налоги. Государство имеет собственный герб, флаг, гимн. Основными элементами государства являются территория, население, власть. Территория составляет физическую, материальную основу государства. Население государства — совокупность людей, проживающих на данной территории. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Важным атрибутом государства является наличие отделенной от общества публичной власти. Так как государства существенно отличаются друг от друга, то для отражения особенностей их устройства и функционирования в социальной философии используется понятие «форма государства». Под формой государства понимается единство трех основных компонентов: а) формы правления, т. е. способа организации и порядка образования верховной государственной власти. Они проявляются в структуре высших государственных органов, в особенностях их формирования и взаимодействия. В качестве форм правления можно назвать: монархическое, республиканское государство; монархии парламентские, абсолютные; парламентские президентские, и другие республики; б) формы государственного устройства, т. е. территориально-организационная структура государства. По форме государственного устройства выделяются унитарные, федеративные и конфедеративные государства; в) политического режима, т. е. совокупности приемов и методов осуществления и сохранение власти. По политическому режиму существуют демократические, авторитарные, тоталитарные, либеральные государства. Важное место при характеристике государства занимает категория «гражданского общества», под которым понимается сфера жизни, неконтролируемая государством, т. е. сфера реализации частных интересов отдельных личностей. Эти интересы могут касаться экономической, социальной, культурной сфер жизнедеятельности человека. Для реализации данных интересов люди формируют различные институты гражданского общества: а) разнообразные производственные объединения, создаваемые по личной инициативе; б) общественные организации; в) органы самоуправления; независимые средства массовой информации и т. д. Становление эффективных структур гражданского общества является несомненной ценностью современной цивилизации. Данный процесс характеризуется ростом роли самоуправления в жизни общества, эффективным контролем граждан за деятельностью государства, высокой политической активностью, установлением гражданского мира и социальной стабильности. Важнейшим элементом гражданского общества выступает построение и эффективное функционирование правового государства. В качестве основных его признаков называют следующие: господство права, разделение властей, неотчуждаемость прав и свобод личности, ответственность не только личности перед государством, но и государства перед личностью, наличие эффективных форм контроля за государственной властью. В своей совокупности эти признаки свидетельствуют о том, что государственная власть должна быть ограничена правом. С учетом этого правовое государство можно определить в самом общем виде как государство, где господствует право. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: 1) защита существующего способа производства, экономической и социально-политической системы; 2) регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений; 3) культурно-воспитательная функция; 4) обеспечение законности и правопорядка. Внешние функции государства составляют: 1) защита интересов данного государства на международной арене; 2) обеспечение обороны страны; 3) развитие взаимовыгодного