logo search
Ответы на экзаменационные билеты / Билеты-- Examination

36. Проблемы истины в философии. Основные концепции истины.

Классическое понимание истины. Ограниченность этого понимания. Аристотель-автор классической концепции истины: Сущность истины как соответствие знания об объекте объективному содержанию этого объекта. Именно с Аристотеля истина - как отношение, а не как самостоятельная сущность. S=O , то - это истина, если между S и O нет тождества - заблуждение.

Нормативное (традиционное) понимание истины исходит из установки, что O и S познания находятся в жесткофиксированном состоянии и относятся к разным полюсам, отсюда познаваемое жестко отделяется от познающего субъекта. Такой подход имеет отрицательные черты: 1. Сковывает широту поиска познающего. Творчеству (познанию нового ) места нет. 2. Есть признание зеркальности наших познавательных усилий.

Идея нормативной истины прижилась в марксизме. Ленинская теория отражения полностью базируется на этом.

Классическая:

1. Корреспондентскаяконцепция - считается, что знание истинно - полное соответствие мысли действительности.

Неклассические:

1. Когерентная- считается. что знание истинно, если оно непротиворечиво, согласовано и выведено из другого истинного знания. (пример - понятие прибавочной стоимости на основе покупательной стоимости)

2. Прагматическая- истина, это то, что лучше всего работает на нас (выгода). Подобное согласие с конкретной действительностью, (пример – know-how).

3. Дескриптивнаяконцепция - фиксируется внимание на субъективной стороне истины.(Знание истинно для конкретной познавательной ситуации). Поэтому любой подход к истине обозначает, что речь идет о знании с какой-либо стороны, (пример - социализм в Швеции и СССР - специфика - истина в определенных условиях).

Проблема разнообразия истины. Классически истина может быть только одна. Истина - понятие однозначное. Истина объективно может быть разнообразна. Впервые удар был нанесен естественными науками - убрали грань между О и S. Знание может быть разнообразно, т.к. S в процессе познания получает субъективные знания (само положение субъекта может влиять на получение знания - вспышка на Солнце и Земле). При познании О мы не просто должны включать знание S, мы не можем исключить субъекта из результата знания. (Н-р, изучение электрона в камере Вильсона: электрон не ведет себя естественно, т.к. соприкасается с газом, истина искажена прибором).

Сам факт многообразия истины подводит нас к многомерности истины- одна истина может иметь множество измерений (толкований) (Н-р, рац.число изображаем на оси в пределах от.. и до …, пределы разные, но все толкования истинны). Но истина должна быть однозначной. Истина не определяется фиксированным набором познавательных актов. Истина - не результат, а истина-процесс. Очень близко к пониманию истины примыкает понимание плюрализма (множественности) истины. Именно плюрализм позволяет ввести в научный оборот мнение как содержательный компонент истинного знания.

Истина и идеология. Сталкиваемся с пограничными понятиями. Идеология находилась всегда рядом с наукой и претендовала на истинное знание (ислам, христианство, марксизм и др) - все идеологии заявляли право на истину.

Идеология - истина, но с конкретной точки зрения - адекватное отражение действительности, но зависящее от положения субъекта в системе социальных отношений, отражает положение человека в данном обществе. "Недостаток" идеологии в том, что она всегда субъективна.

в науке - истина * в идеологии - идеологема * в искусстве - правда

Истина и правда. Правда - не ложь, но правда не есть истина. Правда подразумевает в первую очередь правду жизни, ее находят в искусстве. Правда - как отражение мира, но в особой форме. "В науке добытое знание выражается в понятиях, а в искусстве - в образах". Искусство не несет функцию познания, но что?

Правда художественного произведения заключается в том, что если художник (поэт, музыкант и т.д.) зафиксировал свои чувства и мы это переживаем, то это - художественная правда. Когда мы говорим о правде художественного произведения, то речь идет о соответствии художественных форм тем эмоциям, которые испытал автор с изображаемым объектом. Правда - когда автор способен вызвать у нас ответные адекватные чувства, пробудить эстетические чувства.

Проблема критерия истины - до конца не разрешена. Критерии истины делятся на внешние и внутренние.

Внешние. Истинность знания, теории. Проверять теорию на истинность необходимо за пределами этой теории - на практике. Но практика - не достаточный критерий истинности. Некоторые теории практически проверить просто нельзя (измерить расстояние от Земли до Солнца), и практика сама постоянно меняется. Что было прежде истинно, теперь ложно. Если внешних критериев недостаточно, то мы говорим о вторичных - внутренних критериях.

Внутренние. 1. Критерий логики: по свойству непротиворечивости (изучив логический квадрат, можно делать выводы о об истинности данной теории, не имея знаний в данной области). 2. Эстетический критерий. 3.Экономности мыслей. 4. Симметричности. 5. Научной рациональности.

Проблема научного и философского понимания истины. Наука определяет истину как отношение. Эта точка зрения получила распространение и в нашей философии. Истина сама по себе может являться сущностью. ("Вот это истинный человек" - это высказывание не метафора, а сущность). С точки зрения философской концепции истины: истина - то, чем предмет должен стать (а не есть). Истина - знание, адекватное объекту, в зависимости от того, что понимается под объектом.