logo search
Филос / Лекц комплекс

12 Философия политики и истории

В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая занимается изучением человека. Она получила название философской антропологии. Это определение используется в двух значениях: как самостоятельная философская дисциплина, занимающаяся исследованием человека как биологического существа; и более развернутое, не только научное, но и ценностное видение человека. В последнее время философская антропология занимается изучением человека с учетом всех его характеристик – природных и социальных, в контексте человеческих представлений об устройстве мира, места и роли в нем человека.

Повышенный интерес к проблеме человека в философии начала ХХ в. закономерен. Это следствие поэтапного наращивания знаний о нем в предшествующей философии: рассмотрения человека в философской рефлексии; исследования его сущности и природы в рамках «учения о природе», «учения о социуме», «учения о сознании», «учения о познании» мыслителей ренессансного гуманизма, французского Просвещения, немецкой классической философии, русской религиозной философии, философии жизни, персонализма и экзистенциализма.

Предтечами философской антропологии стали Кант, Фейербах, Чернышевский, Бердяев, «космисты» - Шарден, Чижевский, Вернадский и многие другие. С середины ХХ века в неклассической и постклассической философии произошел «антропологический разворот», появились антропологические концепции, в которых рассматривалось не бытие как таковое, а бытие человека в мире, когда человек «сам для себя рассматривается как последняя цель» (Кант). Антропологический принцип провозгласил человека исходным пунктом и конечной целью философии.

Основоположником философской антропологии как цельной системы взглядов, дающей ответ на вопросы «что есть человек и каково его положение в бытии» выступил немецкий философ М.Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внесли Г.Плесснер, А.Гелен и ряд других исследователей. В своей главной работе - «Положение человека в космосе» - Шелер разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Философская антропология, по его мнению, должна соединить конкретно-научное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. Философская антропология изучает происхождение человека, его физические, духовные и психические начала, а также силы и потенции, которые им движут и которые он приводит в движение. Шелер считает, что предназначение современной философии заключается в расшифровке «тайны человека», ибо «только исходя из человеческой сущности, …идя навстречу актам духа, проистекающим из самого ядра человека, - можно сделать вывод об истинных атрибутах конечной основы вещей».