logo search
filosofija

5.2. Онтология как философское учение о бытии

Приблизительно с XVI в. наряду с термином «метафизика» в равном с ним значении мыслителями применялся термин «онтология». В настоящее время принято считать, что метафизика включает онтологию как свою основополагающую часть, но в целом ей не тождественна.

Онтология (от греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии как таковом. Это раздел философии, который изучает фундаментальные принципы бытия, наиболее общие, универсальные связи, законы, решает вопрос о происхождении мира. Термин «онтология» ввел немецкий философ Р. Гоклениус в 1613 г. при подготовке «Философского лексикона» (философского словаря).

В онтологии и философии в целом мир осмысливается с помощью философских категорий как предельно общих понятий. Наиболее общими понятиями онтологии являются категории «бытие» и «небытие». В философской литературе синонимами терминов «бытие», «быть» являются понятия «существование», «реальность», «существовать», «находиться в наличии». Термин «небытие» означает несуществование.

Проблема бытия осмысливалась уже первыми античными философами. Они пытались выделить первоначала мира, которые составляли его предельные основания и обеспечивали стабильность мироздания. К таким первоначалам натурфилософы Античности относили абстрактно понимаемые стихии – огонь, воду, воздух.

Впервые термин «бытие» ввел античный философ Парменид (ок. 540–470 гг. до н. э.) в целях определения и решения проблемы обеспечения веры людей в космическую силу, которая способна сохранить их жизнь. Он понимал бытие предельно широко, абстрактно, фактически отождествляя его с неким вселенским мышлением, безликим божеством. Основная идея представлений Парменида заключалась в том, что бытие есть, а небытия нет. Бытие им рассматривалось как единое и неизменное. Оно не возникает и не уничтожается, всегда тождественно самому себе, абсолютно.

На основе идей Парменида о неизменности бытия и взглядов Гераклита о бытии как абсолютно изменчивом существовании свою, особую, концепцию бытия создал Платон. Он считал, что истинно сущим бытием являются идеи, а им противостоит материя или мир небытия.

Многие философы пытались объяснить бытие, сводя его к понятию «сущее», т. е. рассматривали их как синонимы. Другие полагали, что «сущее» есть часть бытия. Существует также взгляд, что «сущее» является основой бытия, неизменным ее началом – субстанцией.

Категория «субстанция» (от лат. substantia – сущность, нечто, лежащее в основе) обозначает внутреннее единство, общность многообразных вещей, явлений и процессов, посредством которых и через которые субстанция существует. Природа (сущность) субстанции была положена в основания понимания трех различных концепций бытия. В истории философской мысли были сформированы: монистическая, дуалистическая и плюралистическая интерпретации бытия.

Представители монизма (Платон, Г. Гегель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза и др.) утверждали, что в основе мира лежит всего лишь одно начало либо материальное, либо идеальное.

Последователи дуализма (лат. dualis – двойственный), основоположником которого был Р. Декарт, утверждали, что в основе мира лежат два самостоятельных начала – материя и дух.

Плюралистическую концепцию разработал Г. Лейбниц. Он считал, что в основе каждой вещи в мироздании лежит самостоятельная субстанция (монада).

В зависимости от оснований выделяют различные уровни, формы и виды бытия. К уровням организации бытия относятся: актуальное (действительное) и потенциальное (возможное). Актуальное бытие – это наличное бытие, т. е. наличие существования в данный момент или в конкретно пространственно-временном интервале. Существует и такая часть бытия, которая превращается в настоящее. Это потенциальная форма действительности, которая является зарождающимся или потенциальным бытием.

Виды бытия могут быть представлены в качестве объективной и субъективной, материальной и идеальной реальности. К объективной реальности относятся различные явления и процессы, существующие вне и независимо от сознания человека. Субъективная реальность включает в себя сознание людей, их мышление, индивидуализированную и общечеловеческую духовность.

Формы бытия отражают природное бытие и бытие социальное. Природное бытие – это материализованные, т. е. видимые, ощущаемые, осязаемые и тому подобные состояния, объекты, явления, процессы природы. Социальное бытие – это бытие общества как саморазвивающейся системы. К нему относится существование коллективов, личностей, их связи, а также процессы – реформы, революции, войны, миграции людей, смена власти и форм государства, появление и исчезновение стран, городов, цивилизаций и т. д. В последнее десятилетия XX в. благодаря развитию информационных технологий складывается новая форма бытия. Это виртуальное, или компьютерное, бытие, которое существует и развивается в электронной среде – киберпространстве.