11.1 Онтология как учение о бытии
В философии учение о бытии называют онтологией. Категория «бытие» – исходная в философском осмыслении мира. С нее начинается философия. Можно сказать, что вся философия – это учение о бытии и мышлении, о том, как они соотносятся. В широком смысле Бытие – это всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о том, что существует. Различные формы Бытия, например, звезды, растения, животные, с точки зрения познающего, как бы возникают из небытия и становятся сущим, т.е. актуальным бытием. Но бытие сущего, сколько бы оно ни продолжалось, рано или поздно заканчивается, возвращается в небытие. Поэтому в истории философии при рассмотрении сущностных характеристик бытия оно рассматривается через небытие и подчеркивается, что бытие как объективная реальность вечно, отдельные его формы конечны.
Бытие означает совокупность объективной и субъективной реальности, иными словами, это все, что существует. Объективная реальность – это материальный социоприродный мир, мир физических явлений. Субъективная реальность – духовный мир человека, мир сознания, мир психических состояний.
В истории философии проблема бытия рассматривалась на разных уровнях, а понятие «бытие» раскрывалась через ряд других категорий – таких, как небытие, субстанция, существование, материя, сознание, пространство, время, движение, становление. К примеру, понятие объективного бытия раскрывается через категории «реальность», «материя», «существование», а субъективного бытия, как образа объективного бытия в голове человека, - через категории «сознание», «мышление», «рефлексия».
Можно выделить ряд периодов и подходов в трактовке бытия:
1 этап – рассмотрение бытия самого по себе – это натуралистическая онтология от античности до немецкой классической философии;
2 этап – начиная с Канта, бытие трактуется как нечто связанное с познавательной деятельностью человека;
3 этап – в современной философии бытие рассматривается через существование человека, бытие человека.
Различают также основные формы бытия, неразрывно взаимосвязанные между собой:
1) бытие вещей (тел), процессов «первой природы» и бытие вещей «второй» (т.е. созданной человеком) природы;
2) бытие человека, которое подразделяют на бытие человека в мире вещей и специфическое бытие человека;
3) духовное (идеальное) бытие, которое делится на индивидуальное духовное и объективированное (т.е. воплощенное в реальности) внеиндивидуальное духовное бытие. С появлением компьютеров в философии появилось понятие «виртуальная реальность» - как разновидность субъективного бытия;
4) социальное бытие (отдельного человека и общества в целом).
Таким образом, в истории философии – от античности до наших дней,- понятие «бытие» трактовалось по-разному, углублялось и все больше наполнялось содержанием. Раскрывалось оно через другие философские категории.
Категория «субстанция» означает то, что является основанием многообразного и целостного мира.
Категория «материя» была введена для обозначения объективной реальности. Это фундаментальное философское понятие формировалось в несколько этапов. На первых порах, - с античности до Нового времени (от Демокрита до Гольбаха и Гельвеция), - материя отождествлялась веществом, ей приписывались его свойства (протяженность, вес, непроницаемость и т.д.). С ХХ в. это понятие трактуется как абстракция, отражающая предельно общие свойства объективного мира, имеющая под собой объективное основание – реальная действительность существует независимо от воли и сознания человека. Иными словами, не существует «материи вообще», как и «человека вообще».
Философия как наука имеет сложную структуру, которая расширяется и углубляется по мере развития самой философии. Структура включает онтологию, гносеологию, методологию, логику, аксиологию и другие разделы. Исторически первой формой философского знания является онтология - учение о бытии, т.е. объективной и субъективной реальности в их совокупности. Вопрос о том, что есть бытие - вечный вопрос, он присутствует, и будет присутствовать, углубляясь, в любом типе философствования.
Онтологией (учением о сущем) назвали «первую философию», сведя ее объект к объяснению сущего, его начала, свойств и форм. Потребность в этом основополагающем понятии, глубина которого неисчерпаема, возникла в метафизике, воспринимавшейся как форма философии, более развитая, чем натурфилософия. Собственно понятие «онтология» как содержательное объяснение реальной действительности в целом, было введено в научный оборот Р. Гоклениусом в 1613 году. Содержанием данного понятия можно считать универсальное, позитивное, соответствующее действительности знание о сущем.
Любая онтология, в том числе и универсальная, - система прошлых мнений о действительности, представленная в целом историей мысли по данному вопросу, в которых категории «материя», «движение», «взаимосвязь», «отражение» характеризуют различные стороны бытия. При этом «материей» называют объективный мир, противостоящий идеальному. Движением называют одно из состояний материи, взаимодействие указывает на причину процессов, «отражение» описывает результат или элемент взаимодействия. Учение о бытие человека называют философской антропологией, которая ставит перед собой задачу осмысления проблем человеческой природы и основных модусов человеческого бытия.
Противоречивая сущность человека заключается в том, что он и погружен в мир, и возвышается над ним, что дает возможность ему взглянуть на мир и с точки зрения мгновения и вечности. Уникальность человека как космического существа, способного к самосознанию, требует изучать его и как объект, и как субъект своей жизни.
- Тема 5 Средневековая арабо-мусульманская философия
- 1. Неопозитивизм
- 2. Философский иррационализм
- 3. Экзистенциализм.
- 1.Оонтология.
- 2. Философская антропология.
- 1. Философия политики.
- 1. Специфика культуры.
- 2. Философия образования.
- 1. Эпистемология
- 2. Теории диалектики
- 15. Философия техники и глобалистики
- 1. Философия техники
- 2. Гобалистики
- Тема 2. Философия Древнего Востока
- Тема 3. Античная философия
- Тема 3. Средневековая европейская философия
- Тема 5. Арабо-мусульманская средневековая философия
- Тема 6. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
- Философия Реформации. Феномен веры. Вера как способ оправдания людей. Разум и вера.
- Тема 7. Западноевропейская философия конца XVIII-xiх вв.
- Конец XIX и хх в. – эпоха неклассической философии. Главные особенности:
- 9 Русская и казахская философия XIX - начала XX веков русская философия
- 9 .1 Русская философия XIX века: славянофильство и западничество;
- 9.2 Русская религиозная и марксистская философия
- 9.3 Философские взгляды, антропоцентризм и гуманизм классиков казахского Просвещения XIX (ч. Валиханов, и. Алтынсарин, Абай).
- 9.4 Социально- философские, общественно-политические и этико-гуманистические взгляды писателей и поэтов Казахстана конца XIX - первой половины хх веков
- 10 Западная философия XX - начала XIX веков
- 10.1 Традиции и инновации позитивизма
- 10.2 Психоаналитическая философия
- 10.3 Экзистенциализм: новая постановка проблемы человека в новейшей философии
- 10.4 Философская герменевтика, постмодернизм, поструктурализм
- 11 Философия бытия и антропологии
- 11.1 Онтология как учение о бытии
- 11.2 Связь онтологии с антропологией
- 12 Философия политики и истории
- 12.1 Предмет философии политики
- 12.2 Философия истории
- 13 Философия культуры и образования
- 13.1 Возникновение и развитие философии культуры
- 13.2 Предмет философии образования
- 13.3 Философия любви
- 14 Проблемы теории диалектики и эпистемологии
- 14.1 Основные категории диалектики
- 14.2 Эпистемология. Специфика познавательного отношения человека к миру
- Тема 15 Философия техники и глобалистики
- 15.1 Техника как объект философского исследования
- 15.2 Философия глобальных проблем
- Сегизбаев о.А. История казахской философии и социально-политической мысли (От архаичных представлений древних до учений развитых форм х1х – первой половины хх века.). Алматы. 2005.