logo search
Студентам-заочникам Философия

Глоссарий (краткий словарь философских терминов)

Абсолют – основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности.

Абсолютная идея – основная категория гегелевской философии, обозначающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, совершенное, вечное начало бытия.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности, которое выступает лишь как цель научного познания. К абсолютным истинам относятся сведения, которые правильно отражают те или иные свойства исследуемых объектов и не могут быть опровергнуты дальнейшим развитием науки, а также твёрдо установленные частные факты и знания о свершившихся событиях.

Абстракция – процесс отвлечения от каких-либо свойств. связей объекта с целью выделения его общих. специфических или универсальных свойств. их рассмотрения в «чистом виде» по ходу решения теоретических и практических задач. Это также и результат процесса абстрагирования. выступающий в форме общего понятия.

Абсурд – (от лат. аbsurdum – бессмыслица, нелепость, что означает буквально: «исходящее от глухого», т.е. разговор невпопад). По-видимому, первоначально это понятие фиксировало ситуации рассогласованности в речи и поступках, а затем перешло в логику и математику и стало обозначать рассогласованность каких-либо рассуждений (действий) с результатами, выводами. Совершенно иной статус понятие приобрело в философии второй половины XIX–начала XX века. В философии экзистенциализма оно используется для характеристики человеческого существования в условиях смыслоутраты, связанной с отчуждением личности от общества, от истории. от себя самой. Абсурд становится обозначением изначального, неустранимого, трагического разлада человека с миром. Особенно часто использовал это понятие А. Камю.

Автономная воля – категория в философии Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, традиций, ценностей и т.п.

Агностицизм (греч. agnostos – непознаваемый)- учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь достоверное знание о них. Термин был введен в научный оборот Т.-Х. Хаксли (1825-1895), английским биологом, сторонником теории эволюции.

Адекватность – соответствие, соразмерность, верность, точность. В теории познания этот термин служит для обозначения верного воспроизведения в представлениях, понятиях, суждениях и в других формах знания объективных связей и отношений действительности.

Академия (платоновская ) основана Платоном в 85 г. до н.э. Просуществовала шесть веков. Ее название происходит от имени мифического героя Академа, по имени которого был назван сад близ Афин. Руководил Академией схоларх, избиравшийся из ее членов. Члены Академии во многом добровольно ограничивали себя в мясоедении, плотской любви, во сне. Они занимались разработкой таких дисциплин, как философия, астрономия, естествознание, геометрия, особая роль которой была подчеркнута в девизе Академии: «Не геометр да не войдет!».

Аксиология – философское учение о природе ценностей, их связях между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Аксиома – исходное положение научной теории, которое используется в качестве истинного без логического доказательства и лежит в основе доказательства других положений этой теории.

Алогизм – отрицание логического мышления.

Аморализм – отрицание всякой морали.

Анализ (от греч. расчленение) – в теории познания процедура мысленного расчленения явления, процесса, предмета. Противоположным ей является синтез. Это первая стадия исследования , когда теоретик переходит от общего описания предмета или явления к характеристике его структуры и свойств.

Аналитическая философия – направление в западной философии ХХ в., считающее собственно философией исключительно употребление языковых средств и выражений, толкуемое как подлинный источник постановки философских проблем. В аналитической философии два направления: лингвистическая философия и философия логического анализа. Философия логического анализа, применяющая аппарат современной математической логики, представляет линию сциентизма в современной философии, тогда как лингвистическая философия, отвергающая логическую формализацию в качестве основного метода анализа, выступает против культа научного знания и отстаивает «естественное» отношение к миру.

Аннигиляция (от позднелатинского annihilatio – уничтожение, исчезновение) – один из видов превращения частиц при столкновении частицы с античастицей, когда они обе исчезают, превращаясь в другие формы материи. Эти процессы лимитируются законами сохранения.

Антиномия (от греч. противоречие закона самому себе) - одно из понятий «Критики чистого разума» Канта. Антиномии, по Канту, возникают при попытке мыслить мир как единое целое. Противоречия возникают от того, что имеет место попытка нашего разума экстраполировать приложимые только к миру «вещей в себе», понятия абсолютного и бесконечного на мир опыта и явлений.

Антропология философская – сформировавшееся в конце XIX–начале XX века самостоятельное направление в философии. Основной его задачей считается разработка целостного учения о происхождении и развитии человека, об особенностях человеческого образа жизни, месте и роли человека в мире, его познавательных, коммуникативных и творческих возможностях.

Антропоморфизм (греч. anthropos – человек, morphe – форма, вид) – мировоззренческое, культурологическое и философское понятие, выражающее способности людей уподоблять явления живой и неживой природы (планеты и созвездия, растительный и животный мир, мифологические персонажи) себе, своим свойствам и отношениям. Согласно принципу антропоморфизма, космос, любые явления природы наделяются биологическими и психическими качествами человека. Им приписываются человеческие свойства действовать, жить, умирать, переживать, общаться, рассуждать.

Антропоцентризм – один из философских и мировоззренческих принципов, в соответствии с которым понятие о человеке используется в качестве «системы отсчёта». Согласно антропоцентризму, человек помещается в центр мира, приобретая тем самым свой онтологический статус. Человек рассматривается не только в значении высшей цели эволюции мира, но и как творческий субъект, созидатель. Он играет ключевую роль в познании и изменении мира.

Апейрон (греч. бесконечный) - термин древнегреческой философии, означающий бесконечное, отсутствие внутренних границ. Первым его употребил в VI в. до н. э. представитель Милетской философской школы Анаксимандр.

Апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества.

Апология – оправдание, защита, защитная речь на суде, «Апология Сократа» - произведение Платона.

Апория (греч. aporia – затруднение, недоумение) – термин, которым древнегреческие философы обозначали трудноразрешимые или неразрешимые проблемы (чаще всего связанные с противоречиями между данными наблюдения и опыта и попытками их мысленного анализа). Наиболее известны апории, исходящие от Зенона Элейского «Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела», «Стадион».

Априори – знание, получаемое независимо от опыта. Встречаются у Декарта и Лейбница, наиболее часто употребляются Кантом. Априорной, по Канту, является только форма, способ организации знания. Заполняясь апостериорным содержанием, априорная форма придает научному знанию характер всеобщности и необходимости.

Аргумент – суждение или совокупность взаимосвязанных суждений, приводимых для доказательства истинности какого-либо другого суждения, закона, теории.

Архетип – понятие, широко использовавшееся в аналитической психологии К.Г. Юнга. Это некий всеобщий образ поведения и мышления, универсальный образец коллективного бессознательного, который ещё не подвергся никакой сознательной обработке.

Аскетизм – умерщвление плоти для возрастания духа.

Атеизм (греч. – отрицание Бога, безбожие) – система взглядов, отвергающая религиозные представления (веру в Бога, в бессмертие души, воскресение из мертвых и т.д.). Как система взглядов атеизм не сводится только к исторической, философской, естественнонаучной критике религии, объясняет причины возникновения, источники веры у людей, изучает социальную природу религии

Атом (от греческого atomos – неделимый) – понятие для обозначения мельчайшей, неделимой частицы вещества, которая вплоть до конца XIX века рассматривалась в качестве «строительного материала всех вещей». В современной науке атом рассматривается как мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая его свойства, состоящая из положительно заряженного ядра и его оболочки.

Атомизм – (греч. atomos – неделимый) – первоначально представляет собой одну из концепций древнегреческой философии, сформулированную Демокритом. Согласно ему, происхождение и строение мира связывается с понятием об атоме как его первооснове (предельной и далее неделимой основе мира).

Атрибут (от латинского attribuo – придаю, наделяю) – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.

Аутентичный – подлинный, достоверный, соответствующий собственной природе.

Бессознательное – в широком смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Биосфера - целостная геологическая оболочка Земли, заселённая и преобразованная жизнью.

Богопознание – процесс постижения человеком Бога как высшей истины и ценности бытия.

Богочеловечество – категория, показывающая достижение всеми народами состояния слияния с Богом, высшего нравственного духа, всеобщей любви и братства между народами. Особое значение термин имеет в русской религиозной философии и понимается как особый уровень бытия, восстанавливающий ранее утраченную связь «твари» и творца в историко-эволюционном процессе.

Боддхисатва (санскр. «существо, стремящееся к просветлению») – в буддийской мифологии и философии человек, решивший выйти из круга сансары и достигающий состояния Будды.

Брахман (Атман) в древнеиндийской философии понятие, обозначающее первопричину и первооснову бытия.

Буддизм – древнеиндийское религиозно-философское учение. Его основателем считается индийский принц Сиддхартха из рода Гаутама (560 – 480 гг. до н.э.) Именно он был назван Буддой, т.е. «Просветлённым». Исходный принцип буддизма заключается в утверждении, что мир (в том числе и человек) находится в постоянном круговороте изменений и перерождений.

Бытие – философская категория, обозначающая всю существующую реальность. Ключевое понятие философии. Оно было выдвинуто греческими досократиками, одни из которых рассматривали его как единое, неподвижное, самодостаточное и самотождественное (Парменид), другие – как перманентное становление (Гераклит). Они различали бытие по истине и по мнению, т.е. идеальную сущность бытия и его реальное существование.

Вера – эмоционально-личностный способ отношения человека к миру, при котором знание о нём принимается без индивидуальной проверки и независимо от его обоснованности.

Вера, надежда, любовь – понятия в христианской философии, являющиеся выражением в области чувств традиционных высших морально-ценностных идеалов мировых религий – Добра, Истины, Красоты. Вера показывает связь человека с Богом и людьми, надежда – устремлённость человека и общества к новому состоянию, а любовь означает синтезирующую способность материи.

Верификация – процесс установления истинности научных утверждений путём их эмпирического подтверждения.

Вещество – вид материи, который, в отличие от физического поля, обладает массой покоя.

Вещь – отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования.

«Вещь в себе» - одно из основных понятий философии Канта, согласно которому теоретическое познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно непознаваемой их основы, рассудочно мыслимых предметов. Адекватный перевод с немецкого языка «вещь сама по себе».

Взаимодействие – философская категория, выражающая всеобщую форму взаимосвязи объектов, состоящую в их взаимообусловленном изменении.

Взаимосвязь – философская категория, выражающая отношение, при котором наличие, отсутствие или изменение одних объектов является условием наличия, отсутствия или изменения других объектов, и наоборот, изменения во второй группе объектов и само их наличие или отсутствие являются условием изменений в первой группе.

Витализм – учение о качественном отличии живой природы от неживой, о принципиальной невозможности сведения жизненных процессов к силам и законам неорганической природы, о наличии в живых системах особой «жизненной силы». Выделяют философский витализм и естественнонаучный. Последний противостоит механицизму, согласно которому все жизненные процессы можно без остатка разложить на силы и факторы неживой природы.

Возможность – философская категория, обозначающая совокупность предметов, явлений, процессов, которые ещё не стали наличным бытием, но предпосылки их возникновения уже имеются в действительности.

Волюнтаризм – философское направление, в котором воля рассматривается в качестве первоосновы всего сущего. В более узком смысле – это характеристика социально-политической практики, не считающейся с общественно-историческими законами и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц.

Воля – способность к выбору цели, деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Ключевое понятие философии Шопенгауэра, для которого воля является предельным основанием бытия.

Вопрос – поисковая форма научного знания, фиксирующая его неполноту и содержащая установку (команду) на дополнение знания о предмете мысли в определённом аспекте.

Восприятие – форма чувственного познания, представляющая собой целостный образ предмета, полученный в результате воздействия этого предмета на разные органы чувств человека.

Время – всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем в мире.

Всеединство – категория, показывающая единство трёх миров: природного, социального и духовного.

Всемирная церковь – категория в философии В.С. Соловьёва, означающая образованную в результате постепенного сближения общность людей, верующих в общечеловеческие религиозные идеалы – Благо, Красоту, свободу личности и в единого Бога.

Вульгарный материализм – понятие, закрепившееся традицией изучения сознания и психики, согласно которой их свойства, структуры и функции отождествляются со свойствами, структурами и функциями человеческого мозга, поведения или уподобляются работе механических или вычислительных устройств. Квинтэссенцией вульгарного материализма стал весьма известный в конце XIX - начале XX века тезис Л.Бюхнера (1824-1899) и Я.Молешотта (1822-1893), наглядно демонстрирующий причинную зависимость сознания от мозга – «мозг выделяет сознание, так же как печень выделяет желчь».

Гелиоцентризм – система взглядов, считающая Солнце центром Вселенной.

Генезис – философская категория, выражающая возникновение, происхождение и становление развивающихся объектов.

Геоцентризм – система взглядов, считающая Землю центром Вселенной.

Герменевтика (от греч. истолковываю) – теория толкования текстов. В древнегреческой философии – искусство понимания, у неоплатоников – интерпретация произведений Гомера, в христианской традиции – искусство толкования Библии. Современное направление западной философии, основными представителями которого являются Бетти, Гадамер, Рикёр.

Гипотеза – научное предположение или допущение, вероятность которого обоснована фактическими данными, с учётом уже известных закономерностей, присущих объекту.

Глобализация – процесс всестороннего сближения различных стран и становления единой глобальной системы технологических, финансовых, экономических, социально-политических и культурных связей на основе новейших информационно-коммуникационных технологий.

Гносеология – (греч. gnosis-знание, logos-учение) – раздел философского знания, изучающий природу человеческого познания, так называемая «теория познания». Гносеология изучает природу познавательных способностей человека. разнообразные виды и способы познания. Задачами гносеологии являются анализ предельных, необходимых и всеобщих условий познания, отношений знаний и реальности. проблемы истины, познания и практической деятельности людей.

Гностицизм – религиозно–философское движение поздней античности. Притязал на знание особого тайного смысла Библии, часто противоположного прямому, а также на синтез иудаизма, зороастризма, религий Вавилона и Египта.

Государство – организация политической власти, официально представляющая всё общество, обладающая аппаратом принуждения, суверенитетом и придающая своим велениям общеобязательный характер.

Гражданин – человек, характеризующийся своей правовой принадлежностью к тому или другому государству.

Гуманизм (от лат. Humanus) – движение, возникшее к концу периода средневековья, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся обосновать идеал человека на основе вновь открытых произведений античности, ещё в римскую эпоху – высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в сочетании с мягкостью и человечностью, система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство. Уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношения между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека.

Даосизм – направление древнекитайской философии, основателем которого является Лао-Цзы (V век до н.э.). Он разработал принцип «дао» как всеобщий закон и источник происхождения мира. «Дао» регулирует изменения, происходящие в природе и обществе, и указывает путь, направление, согласно которому они должны осуществляться.

Движение – способ существования материи, её всеобщий атрибут, «это изменение вообще» (Ф.Энгельс).

Дедукция (от лат. выведение) – понятие, обозначающее процесс логического вывода, перехода от общего к частному. Термин впервые употребил Боэций, но понятие дедукции как доказательство данного предложения посредством силлогизма ввел Аристотель.

Деизм (от лат. Deus – Бог) учение, которое признаёт Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Родоначальником деизма считается лорд Чербери, развивший идею религии разума.

Действительность – философская категория, выражающая объективную реальность как актуально наличное бытие, реализующее определённые возможности.

Демиург (греч. изготавливающий вещи для народа, ремесленник. мастер) – термин древнегреческой философии для обозначения «творца», «мастера», введен в философский лексикон Платоном. Демиург – творец и отец Вселенной, создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеческой души. Он творит космос из со-вечной ему материи, наделённой вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообраз – эйдос.

Демократия – форма государственно-политического устройства общества, при котором народ является источником власти, а личность обладает широким кругом гражданских прав и свобод.

Детерминизм (от лат. определяю) - философское учение, в основе которого лежит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) порождает с необходимостью другое (следствие).

Дефиниция – определение.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Диалектика (от греческого искусство вести беседу, спор) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

Диалектический материализм – направление в философии, в котором мир рассматривается как саморазвивающаяся материальная система, не нуждающаяся для своего существования ни в каких потусторонних силах.

Добро, истина, красота – три высших моральных и ценностных идеала человечества, показывающих связь морально-духовной, познавательно-идейной и эстетически-духовной среды, в которой живёт человеческая личность.

Догматизм – абсолютизация устойчивости и неизменности выводов, полученных в ходе познавательной деятельности.

Достоверность – характеристика знаний как обоснованных, доказанных, истинных. В экспериментальном естествознании достоверными знаниями считаются те, которые получили эмпирическое подтверждение в ходе наблюдений и экспериментов.

Дуализм (от лат. два) – философское учение, признающее равноправными два начала: идеальное и материальное. Противостоит монизму.

Дух – философское понятие, означающее невещественное начало в отличие от материального, природного начала. Вопрос о соотношении духа и материи есть основной вопрос философии.

Душа – одно из основных понятий философской антропологии, часто соотносимое с понятием о человеческом теле. Душа традиционно рассматривалась в оппозиции телу. На протяжении всего развития истории философии термин «душа» приобретает различные значения: совокупность психических (сознательных и бессознательных) способностей человека; совокупность уникальных, неповторимых и уникальных черт личности.

Евразийство – направление в философско-социологической мысли, провозглашающее Россию континентом Евразии, отличным и от Европы, и от Азии своей особой культурной духовностью. Ведущими факторами социального бытия евразийство объявляет территорию и климат.

Единичное – философская категория, выражающая свойства и связи, присущие отдельным предметам (явлениям, процессам) и отсутствующие у других предметов (явлений, процессов).

Жертва – в религиозной философии умерщвление чего-либо с целью расположения к себе божества и искупления грехов; безвозмездная отдача какой-либо ценности. Смерть Христа рассматривалась как жертва Богу за людские грехи. В русской философии часто говорили о жертве революционеров в пользу народа, в пользу счастья человечества.

Жизненный мир человека – одно из понятий философии, выражающее особенности повседневной жизни человека в её индивидуально-личностных свойствах.

Жизнь – одно из самых распространённых понятий не только в философии и науке, но и в повседневном общении людей. С философской точки зрения жизнь отождествляют с понятием бытия. Тем самым в философии ставится и обсуждается один из наиболее сложных вопросов – вопрос о смысле жизни. Среди важнейших сторон понятия о человеческой жизни обычно выделяют социальную, культурную, историческую, индивидуально-личностную стороны; форма существования материи, закономерно возникающая при определённых условиях в процессе её развития.

Закон – характеристика необходимых, устойчивых, существенных, повторяющихся связей между явлениями. Закон выражает связь между предметами, между составляющими сущность предмета элементами, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют законы функционирования и законы развития.

Законы диалектики – законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления. Г.В.Ф. Гегелем сформулированы три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Западники – сторонники западноевропейского пути развития России в истории, опирающиеся на идеи позитивизма, вовлечённости России в западную культуру.

Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения).

Знание – проверенный исторической практикой и логикой результат познания, выраженный в виде представлений, понятий, законов, теорий и в других знаковых формах. Это информация, которая понята и усвоена человеком.

Идеализм – общее обозначение филос.учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Не путать со словом «идеал». В философском смысле идеализм в этической области означает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности.

Идеализм объективный – направление идеализма, представители которого утверждают первичность всеобщего, мирового, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала.

Идеализм субъективный – направление идеализма, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта.

Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определённых слоёв и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Это – объединяющий систематизированный способ социально–группового мышления.

Идея – форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Понятие выдвинуто в античной философии. Демокрит называл идеями (неделимыми умопостигаемыми формами) атомы. Для Платона идеи – это идеальные сущности, лишённые телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений; они составляют особый идеальный мир.

Индетерминизм – философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке.

Индивидуализм (франц. individualizme) - тип мировоззрения, сутью которого является в конечном счете абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу.

Индивидуальность – совокупность специфических свойств человека, позволяющая отличать его от других людей.

Индукция (от лат. наведение) – логическое умозаключение от единичных данных к общему выводу. По своему характеру индукция противоположна дедукции. Индукция бывает полной, когда для получения общего вывода рассмотрены все сходные случаи, и не полной, когда все сходные случаи не представляется возможным рассмотреть.

Интуиция (от лат. пристально смотрю) – способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. У разных философов в истории философии это понятие включало разное содержание: интуиция как форма непосредственного интеллектуального знания у Декарта; как инстинкт – у Бергсона, как бессознательный первопринцип творчества – у Фрейда.

Информация (от лат informatio – ознакомление, разъяснение, представление, понятие) – сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемые людьми; уменьшаемая, снимаемая неопределённость в результате получения сообщений; сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).

Инь и Янь (кит., букв. – темное и светлое) - категории китайской философии, выражающие идею универсального дуализма мира: пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, женское и мужское, земное и небесное.

Иррационализм (от лат. «Irrationalis» – неразумный бессознательный) - направление философии, в котором ограничивается или вообще отрицается познавательная сила разума. Сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него. Чаще всего к иррационализму принадлежат субъективно–идеалистические учения, например, философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон), экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер и т.д.).

Искупление – категория христианской философии, отражающая заглаживание вины человека и человечества перед Богом и историей за свои грехи и слабости.

Истина – адекватное воспроизведение реальности в форме знаний.

Карма (санскр. – действие, дело, жребий) - закон воздания, одно из центральных понятий индуистской философии, дополняющее доктрину перерождения.

Картезианство – совокупность взглядов Декарта и его последователей.

Катарсис – очищение.

Категории (от греч. высказывание) – предельно общие философские понятия, отражающие наиболее существенные связи и отношения действительности и познания. Первые категории возникли в философских учения древности, и их авторы пытались с помощью этих категорий выявить принципы бытия: бытие, идея, сущность, количество, качество, отношение и т. д.

Категории диалектики – основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира. Например: возможность и действительность, причина и следствие и т.п.

Качество – существенная определённость объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Благодаря качеству объект мыслится как нечто отграниченное от других объектов, и одновременно характеризует весь класс однородных объектов.

Квинтэссенция (от лат. пятая сущность) – пятый элемент у Аристотеля (эфир), сущность.

Кинизм – учение, основателем которого был древнегреческий мыслитель Антисфен (учение Сократа). Своё название кинизм получил по тому месту, где находилась философская школа киников. Сторонники кинизма отвергали нравственную культуру и общественные нормы отношений между людьми, проповедуя естественный (природный, животный) образ жизни и поведения.

Количество – общее в вещах, которое безразлично к конкретному содержанию и качественной определённости объекта; позволяет сравнивать сопоставимые элементы действительности.

Коммуникация – понятие, характеризующее разнообразные способности людей к общению и обмену информацией, знаниями, опытом.

Конфуцианство – древнекитайское учение, основателем которого является Конфуций (552-479 до н.э.). Основа его учения – проблема взаимоотношений человека и общества. Этико–религиозная система Конфуция предлагала рационалистические предписания для организации жизни человека в обществе и нормировала его поведение. Конфуция интересовала не столько проблема истины, сколько проблема морального блага. Он полагал, что знание является личным достоянием, которое открывается и проверяется в человеческих поступках. Его теория познания подчинена нравственно-социальным целям.

Концептуализм (от лат. conceptus - понятие) – философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят обьединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. Пьер Абеляр утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом. Джон Локк обьяснял происхождение универсалий, общих понятий деятельностью разума.

Концепция – определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление; руководящая идея для их систематического освоения; ведущий замысел или конструктивный принцип.

Космология – учение о происхождении мира, о процессе его становления, который привел к его современному состоянию.

Космос – в переводе с древнегреческого означает «порядок». Космос или порядок в античной философии противопоставлялся Хаосу как беспорядку, смещению.

Космоцентризм – мировоззрение, согласно которому космос мыслится как структурно организованное и упорядоченное целое, а человек как часть этого мира, как микрокосм.

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Существует более 500 определений этого слова.

Лингвистическая философия – одно из основных направлений современной философии. Сторонники её обсуждали философские проблемы в зависимости от возможностей того языка, на котором они были сформулированы. Другими словами, они ставили успехи философского познания мира, человека, общества, истории и культуры в зависимость от того, насколько их можно выразить, представить в форме языка.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Носителем личности является человек как индивид в биологическом смысле слова. Любого человека можно назвать индивидом.

Логос – термин древнегреческой философии, под которым подразумевают одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»); при этом «слово» берётся не в чувственно–звуковом, а исключительно в смысловом плане. Логос – это одновременно и объективно данное содержание, в котором ум должен отдавать себе отчёт, и сама эта «отчитывающаяся» деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчётному и бессловесному, бессмысленному и бесформенному в мире и в человеке. Термин введен в философский язык Гераклитом.

Любовь – в философии Л. Фейербаха рассматривается как главное средство изменения социальной действительности, поскольку она является нравственным чувством, помогающим находить духовную связь между «Я» и «Ты».

Манихейство – религиозно–философское учение, возникшее на Ближнем Востоке в III веке. Основатель – перс Мани. Учение характеризуется дуализмом и развёртывается в системе «трёх времён», связанных с существованием и борьбой двух вечных и противостоящих принципов – добра и зла, света и тьмы. В средние века оказало значительное влияние на формирование ересей.

Марксизм – одно из основных направлений современной философии, создателями которого были К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1825-1895). Они обратили внимание на то, что ранее философы только объясняли мир, тогда как необходимо говорить о его изменении. Поэтому ключевым принципом марксизма становится принцип практики как человеческой преобразующей деятельности. Практика считается исходным способом общественного бытия и конкретизируется в своих экономических, политических и культурологических значениях. Кроме того, практика рассматривается как конкретно–историческая деятельность людей. Основа философии марксизма –диалектико-материалистический подход к миру, признание формационного подхода к истории, согласно которому развитие общества обеспечивается за счёт диалектики производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, общественного бытия и общественного сознания.

Материализм – философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание – вторичным.

Материя (от латинского materia - вещество) – «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И.Ленин).

Менталитет – совокупность осознаваемых и неосознаваемых, рациональных и внерациональных представлений индивидуального человека и общность людей о мире о своём месте в нём, определяющая особенности их мышления в исторически конкретный период, своего рода «общий фон» индивидуальных и групповых мыслительных стереотипов.

Мера – философская категория, выражающая диалектическое единство количественных и качественных характеристик объекта. Интервал, в пределах которого количественные изменения не влекут за собой качественные изменения.

Мессианизм – черта русской философии, показывающая её пророческий характер, её способность предвидения хода истории и предугадывания средств для контроля над нею и управления процессами социальной жизни.

Метаморфоза (греч) – превращение форм, изменение, преобразование.

Метафизика (от греч. после физики) – учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Термин был введен систематизатором произведений Аристотеля Андроником Родосским в I в. до н.э. В истории философии долгое время употреблялся как синоним философии.

Метод – приём, средство, способ познания.

Методология – форма рефлексивного осмысления предпосылок, средств и методов рационализации и оптимизации деятельности; в более узком смысле – учение о методах познания, структуре и динамике научного знания.

Микрокосм – «малый космос», т.е. человек, рассматривался в античной философии в качестве аналога большого космоса – макрокосмоса, т.е. всей Вселенной.

Мировоззрение – система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Миссионизм – учение об исторической миссии. Предназначении человека, целого народа или какой-либо общественной организации. В русской философии исторической миссией русского народа была сначала роль народа-богоносца, а позднее – освобождение трудящихся всего мира от гнёта и эксплуатации. «Москва – третий Рим» – доктрина, в которой Московскому государству (царству) приписывалась роль спасителя христианского мира в его противоборстве с исламским обществом.

Мистицизм – религиозно-философская концепция, допускающая возможность непосредственного знания каким-либо человеком познаваемых им оригиналов (трансцендентных сущностей или феноменов) путём прямого пребывания в них его души.

Мифология – возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя веру в сверхъестественное, вымысел, фантазию, систему ценностей, зачатки научных знаний, эстетического мироощущения.

Младогегельянцы – последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод.

Монада – философский термин, обозначающий в учении Лейбница бестелесные простые субстанции, духовные атомы.

Монизм - философское учение, в котором признается существование только одного первоначала бытия. Монистами являются все последовательные материалисты (Демокрит, Дидро, Гольбах, Маркс) и все последовательные идеалисты (Августин, Фома Аквинский, Гегель).

Мораль – важнейший способ регуляции поведения человека в обществе с помощью сложившихся в нём принципов, норм, правил и ценностей.

Мышление – высшая форма активного отражения реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщённом познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.

Натурализм – направление в философии, отождествляющее социальные процессы с природными явлениями, распространяющее принципы и методы естественных наук на область социального познания.

Натурфилософия (от лат. natura - природа) - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Наука – особого рода деятельность с целью получения и производства знаний; совокупность знаний (процесс познания), отвечающих определенным критериям; социальный институт, т.е. совокупность организаций, занимающих самостоятельное место в общественной структуре и служащих выполнению соответствующих общественных функций.

Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов. Различают общенаучную картину мира, картины мира наук, близких по предмету исследования, и картины мира отдельных наук.

Научный метод – система предписаний (правил, норм, принципов), регламентирующих познавательные действия (операции, процедуры) исследователя.

Необходимость – философская категория, выражающая устойчивую регулярную связь явлений.

Неопозитивизм – популярное в XX в. направление в философии, которое отрицает способность познавать мир, продолжая в новых условиях традиции субъективно–идеалистического эмпиризма. Но в отличие от своих предшественников XIX в. сводит задачи философии к анализу языковых форм познания.

Неотомизм – философия современного католицизма, претендующая на универсализм, на синтез веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практичности, индивидуальности и соборности. Однако основой этого объединения всё равно остаётся религиозная догматика, опирающаяся на божественное откровение.

Нигилизм – мировоззренческая система и социально-философская концепция абсолютного отрицания ценностей культуры, религиозных и нравственных норм, общественных институтов, исторического прошлого.

Нирвана (исчезновение, прекращение существования) – понятие философии буддизма, обозначающее состояние угасания, затухания сознания, остывания страстей и желаний.

Новация (от латинского novatio - обновление, изменение) – что-либо новое, только что вошедшее в обиход, новшество.

Номинализм (от лат. имя) – философское учение, отрицающее онтологическое знание общих понятий. Сторонники номинализма утверждают, что общие понятия-универсалии существуют только в мышлении и не существуют в действительности. Возникнув в древнегреческой философии киников и стоиков, номинализм получил свое специфическое развитие в эпоху Средневековья, когда главными его представителями были Дунс Скот, Оккам. В Новое время номиналистами были Гоббс и отчасти Локк.

Ноосфера – сфера разума; целенаправленное, разумное развитие биосферы, осуществляемое в интересах человека и его будущего.

Нравственный идеал (Ф. Скорина) – христианская гуманистическая концепция жизни, в центре которой находится понятие блага.

Общее – философская категория, выражающая свойства и связи, присущие определённому множеству предметов (явлений, процессов).

Общественное бытие – объективная общественная реальность, своего рода социальная материя, которая отражается в общественном сознании, определяет его и обусловливает тенденции его развития.

Общественное сознание – осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.

Общественно-экономическая формация – общество, находящееся на определённой ступени исторического развития. В основе каждой формации лежит определённый способ производства, а производственные отношения образуют её сущность. История (по К.Марксу) может рассматриваться как процесс развития сменяющих друг друга формаций – первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической.

Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей; определённый этап человеческой истории (раннефеодальное, буржуазное, социалистическое общество); общность людей, связанных отношениями между ними, складывающимися в процессе деятельности.

Объект – предмет направленности человеческой деятельности; то, на что направлена деятельность.

Объект познания – понятие философии, выражающее то, на что направлена активная познавательная деятельность человека как субъекта познания.

Объективная диалектика – царящие в действительности (природе и обществе) объективные законы развития.

Объективная истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом; знание, содержание которого не зависит от познающего субъекта.

Объективная реальность – совокупность независимых от человеческого сознания объектов, связей, отношений, взаимодействий, процессов, объединённых в неживые, живые и социально организованные системы.

Объяснение – раскрытие сущности изучаемого объекта через установление закона или системы законов, которым подчиняется данный объект, либо путём установления тех отношений и связей объекта, которые определяют его существенные характеристики.

Онтогенез – индивидуальное развитие.

Онтология (от греч. сущее и учение) – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Часто понятие онтология отождествляется с понятием метафизика. Впервые термин появился в 1613 г. в «Философском лексиконе» Р. Роклениуса.

Определение – логическая операция, раскрывающая содержание понятия, в результате чего достигается возможность формулировать критерии отличия изучаемого объекта среди других объектов, а также возможность формировать и уточнять значения терминов.

Органическое целое – понятие в философии Н.О. Лосского, показывающее системное строение материи с приоритетом в ней целостного, гармонического начала, существующего до составляющих его частей и определяющего их бытие.

Органон – орудие, инструмент (наименование труда по логике у Аристотеля).

Ортодоксия (греч.) – правоверие, согласие с учениями, проповедуемыми церковью.

Особенное – философская категория, обозначающая связи и отношения, которые отличают отдельные предметы друг от друга.

Отношение – философская категория, выражающая способ бытия предметов как взаимообусловленных и взаимосвязанных.

Отражение – всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними тел.

Отрицание – философская категория для обозначение определённого типа отношений между двумя последовательными стадиями развивающегося объекта. Отрицание является необходимым моментом процесса развития, поскольку любой объект рано или поздно достигает стадии собственного отрицания, т.е. становится иным. Но, становясь иным, развивающийся объект в определённом смысле остаётся тем же самым. Диалектическое отрицание – это не голое, зряшное отрицание, тождественное уничтожению, а творческое отрицание, когда старое не отбрасывается, а «снимается», сохраняя в новом качестве положительные черты старого.

Ощущение – форма чувственного познания, при которой человек отражает отдельные свойства познаваемого объекта.

Панлогизм – философское учение, согласно которому всё в мире является осуществлением разума, подчинено его логическим законам.

Пантеизм ( греч. все и бог) – философское учение, отождествляющее мир и Бога. Термин был введен практически одновременно идейными противниками английским философом Дж. Толандом (1705) и нидерландским теологом Й. Фаем (1709). Однако с содержанием этого понятия мы встречаемся значительно раньше. Особенно ярко пантеистические тенденции проявились в творчестве мыслителей эпохи Возрождения, таких как Н. Кузанский, Д. Бруно, Т. Кампанелла.

Парадигма (от греч. пример, образец) – способ постановки и решения научных проблем; в широком смысле – совокупность идей, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование и поддержание познавательной традиции.

Персонализм – философская позиция, полагающая личность и личностное существование основным предметом философии и главной проблемой истории и культуры.

Плюрализм (лат. pluralis – множественный) – наличие множества несводимых друг к другу начал. Он отличается от монизма, пытающегося объяснить многообразие мира, исходя из одного начала. Примером плюрализма может служить философия Лейбница, согласно которой мир состоит из неделимых монад (духовных атомов), по природе своей индивидуальных и автономных, активных и самодостаточных.

Позитивизм – философское направление, считающее, что «положительное» знание есть результат частных наук и их синтеза и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет право на существование. Сам термин «позитивизм» стал употребляться О. Контом как синоним положительной философии, ориентированной на идеалы и стандарты естественных наук.

Познание – общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека.

Политика – деятельность и складывающиеся в её процессе общественные отношения, связанные с взаимодействием классов, наций и других социальных групп, а также государств. Ядром политики выступает проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. особая сфера общественной жизни, сфера отношений между большими социальными группами по поводу установления. организации, функционирования и изменения власти в обществе и государстве.

Понятие – форма мысли, отражающая предметы и явления действительности посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.

Постмодернизм – явление, характерное в последние десятилетия XX века для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления.

Постулат – положение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное в силу очевидности и поэтому играющее в данной теории роль аксиомы.

Право – совокупность норм и правил поведения, которые носят обязательный характер, устанавливаются или санкционируются государством. Право всегда соответствует, в конечном счёте, интересам господствующего в данном обществе класса.

Прагматизм – субъективно-идеалистическое философское учение, считающее философию не учением о наиболее общих законах бытия, а общим методом решения проблем. Прагматизм не ставит своей целью познать мир, главное для него – успех, польза, материальная выгода. Отсюда полное устранение познавательного отношения к миру. Согласно прагматизму, философия должна превратиться в совокупность способов решения проблем, с которыми люди встречаются на протяжении всей своей жизни.

Практика – материальная чувственно-предметная деятельность человека, преобразующая природные и социальные объекты на основе истинного познания.

Представление – форма чувственного познания; мысленное воспроизведение ранее воспринимаемого предмета с помощью памяти, фантазии и воображения.

Принцип – основа, первоначало, руководящая идея, основное правило поведения и деятельности; то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний; в логическом смысле центральное понятие, основание системы знания, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения данной системы на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Природа – совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Причина – философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, называемое следствием.

Проблема – поисковая форма научного знания(возникающий в ходе познания вопрос или целостный комплекс вопросов), посредством которой фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейших исследований.

Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Пространство – всеобщая форма бытия материи, характеризующая её протяжённость, структурность, сосуществование и взаимодействие во всех материальных системах.

Противоположности – такие стороны, тенденции целого изменяющегося предмета, которые одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга.

Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, находящихся одновременно во внутреннем единстве и взаимопроникновении, которое выступает источником самодвижения и развития. Всякое развитие есть возникновение противоречий, их разрешение и возникновение новых противоречий.

Психика (от греческого psyche – душа) – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.

Психоанализ – метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания психические процессы и мотивации.

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, который выступает как изменение его состава или структуры. Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

Рассудок и Разум – философские категории, выражающие два уровня мыслительной деятельности. Разум ставит цели познания и деятельности, а рассудок ищет способы их реализации. Первый отвечает на вопрос «Во имя чего?», второй – отвечает на вопрос «Как?».

Рационализм (от лат. разум) - философское направление, признающее разум основой познания. Рационалистическая традиция возникает ещё в Древней Греции, со времен Парменида, различавшего знание «по истине» (полученное посредством разума), и знание «по мнению» (полученное посредством чувственного восприятия). Однако самим термином «рационализм» начинают пользоваться лишь в XIX в.

Революция – развитие, осуществляющееся путём скачкообразного перехода к новому качеству в природе, обществе или познании. Революция означает перерыв постепенности, качественный скачок в развитии. Революции могут быть социальными, культурными, научными и т.п.

Регресс – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. Содержанием регресса являются процессы деградации, понижения уровня организации, застой, возвращение к изжившим себя формам и структурам.

Редукция (лат. возвращение к прежнему состоянию) – термин, обозначающий процесс, приводящий к упрощению структуры объекта, а также методологический приём сведения каких-либо данных к более простым, исходным началам. Особое значение этот термин имеет в феноменологии Гуссерля.

Реинкарнация (лат.) – перевоплощение, возрождение.

Релятивизм (лат. relativus – относительный) – отражение принципиальной изменчивости знания, его утверждений и выводов, а также фиксация достаточно сложного акта мышления, допускающего быстрый переход от одного доминирующего звена в познании к другому.

Рефлексия ( от лат. отражение) – размышление, осмысление и осознание самого себя, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая строение и специфику духовного мира человека.

Риторика (греч.) – ораторское искусство.

Ритуал – одна из форм символического действия, выражающая связь субьекта с системой социальных отношений и ценностей и лишенная какого-либо утилитарного и самоценного значения.

Русская идея – национальный идеал русского народа, определяющий цели его исторического развития и его задачи.

Русский философский ренессанс – период развития русской философии, начинающийся с 90-х годов XIX века и оканчивающийся 50-ми годами XX века. В этот период наряду с развитием марксистско-ленинской философии были разработаны философско-социальные концепции всеединства, философии хозяйства, свободы, ненасилия, исторической судьбы России и т.п.

Сайентизм – философская концепция, абсолютизирующая роль науки в жизни общества (в системе производства, культуры, идейной сфере, в решении социальных проблем).

Самосознание – осознание человеком своего сознания, нравственного облика и интересов. Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу в целом.

Сансара (санскр. – блуждание, круговорот) - одна из основных концепций индийской философии и религии, в том числе индуизма, буддизма, джайнизма. Восходит к первоначальным анимистическим верований. Суть - в бесконечном перерождении души.

Свобода – способность и возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями в условиях наличия выбора и познания объективной необходимости этих интересов и целей. Свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия и поступки. Свобода без ответственности превращается в произвол.

Сенсуализм (от лат. чувство) – философское направление, по которому чувства являются главным источником достоверного знания. В противоположность рационализму сенсуализм выводит всё содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок к эмпиризму, считающим чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Силлогизм – форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух высказываний (посылок) следует новое высказывание той же логической структуры. Силлогистика была разработана Аристотелем и явилась исторически первой логической теорией дедуктивного рассуждения.

Символ (греч. symbolon - знак, опознавательная примета; symballo - соединяю, сталкиваю, сравниваю) – в широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия. С. имеет знаковую природу, и ему присущи все свойства знака.

Синтез – в гегелевской философии соединение тезиса и антитезиса в некоем единстве, где сохраняются их некоторые черты, но в то же время утверждается нечто новое (определённое бытие).

Система (от греч. – целое, составленное из частей, соединение) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенность целостность, единство.

Скептицизм (от греч. исследующий) – философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности. Направление было основано древнегреческим философом Пирроном в IV в. до н.э. Скептики отвергали существование причин явлений, движение и возникновение. Для них видимость была единственным критерием истины.

Славянофилы – сторонники особого пути России в истории, который обусловлен религиозностью её народа, общинным характером его собственности и быта, тягой его к нравственным ценностям.

Следствие – философская категория, обозначающая явление, порождаемое или изменяемое действием другого явления, называемого причиной.

Случайность – философская категория, выражающая связь явлений, не обладающую чётко обозначенной регулярностью и устойчивостью.

Смысл жизни – результат определения главных жизненных целей индивида, которые связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей, заложенных природой в человеке.

Снятие – характеристика диалектического отрицания, при котором некоторые элементы старого сохраняются в новом качестве как подчинённые новой целостности.

Соборность – специфическое понятие в некоторых течениях русской религиозно-философской мысли, осмысливающееся как объединяющее начало в сознании, поведении, требующее коллективного обсуждения при принятии решений, выборе путей развития общества. Противопоставляется ассоциации, т.е. механической общности людей.

Содержание – философская категория, обозначающая совокупность элементов, образующих вещь (явление, процесс), взаимодействий элементов и результатов взаимодействий.

Сознание – высший уровень психической активности человека как социального существа, свойство высокоорганизованной материи, субъективный образ объективного мира.

Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, намеренное выдавание лжи за истину. Софистика абсолютизирует принцип релятивизма в познавательном процессе.

Софисты (греч. sophistеs – хитроумный, мудрый) – сторонники одного из направлений древнегреческой философии. Свою задачу они видели в том, чтобы обосновать различными логическими и риторическими приёмами ту точку зрения, которую необходимо было отстоять. Софисты могли преднамеренно нарушать требования логики, идти на подмену понятий, использовать ложные доводы, выдавать неправильные аргументы за истинные положения.

Социальная философия – система научного знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.

Социальное познание– это познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний и потребностей.

Спиритуализм – объективно-идеалистическое философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую вне материи и независимо от неё. Спиритуалистическими называют ряд направлений философии XIX –XX веков.

Стоицизм (греч. stoa – портик) – школа древнегреческой философии, получившая название от портика (стоя) – архитектурного сооружения в Афинах, где она была основана Зеноном из Китиона. Согласно стоицизму, задача философа заключается в том, чтобы освободиться от страстей и влечений, жить, повинуясь разуму. С понятием стоицизма ассоциируются идеалы твёрдости, мужественности, стойкости в любых жизненных обстоятельствах, несчастиях и испытаниях.

Структура – философская категория, обозначающая совокупность устойчивых связей элементов, обеспечивающих целостность системы и сохранение её основных свойств при внешних и внутренних изменениях.

Структурализм – научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х годах XX века и получившее позднее различные философские и идеологические интерпретации. Возникновение структурализма связано с переходом ряда гуманитарных наук от преимущественно описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования. В более узком смысле под структурализмом понимают комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода и получивших наибольшее распространение в 60-х годах во Франции.

Сублимация (от лат. возносить) – утончение, одухотворение, в психоанализе Фрейда преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность.

Субстанция – (лат. substantia – сущность, то, что обусловливает, лежит в основе). Понятие субстанции наиболее часто употребляется в классической философии, в которой этом понятию приписывались разные значения. Обычно субстанцию рассматривали как субстрат, причину, функцию, свойство.

Субстрат (от позднелатинского substratum – основа, буквально: подстилка) – общая материальная основа явлений. Субстратом всех существующих явлений и процессов в мире является движущаяся материя.

Субъект – личность, социальные группы, общество, осуществляющие духовную и практическую деятельность в соответствии с необходимостью, потребностями, целью.

Субъективная диалектика – отражение в сознании субъекта (человечества) объективных закономерностей; диалектическая логика может рассматриваться как такая субъективная диалектика, сознательное применение которой в различных сферах познания превращает её в диалектический метод.

Субъективный дух – категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания.

Субъективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «я».

Судьба – идущее от мифологии и развитое в иррациональной философии представление о неразумной и непостижимой предопределённости событий и поступков человека.

Суждение – форма рационального познания; высказывание, выражающее мысль, которая является либо истинной, либо ложной.

Сущность – философская категория, обозначающая совокупность внутренних, необходимых, наиболее устойчивых свойств и связей предметов и процессов, определяющих их бытие и тенденции развития.

Схоластика (от греч. школьный) – тип философии, которую характеризуют соединение догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Такой тип философии был доминирующим в Западной Европе в средние века.

Сциентизм (от лат. scientia — знание, наука) - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.

Танатология (от. греч. смерть) – учение о смерти, ее причинах, механизмах и признаках.

Творчество – интеллектуально-эмоциональная деятельность человека, связанная с созданием качественно нового и реализующая себя во всех видах духовной и практической деятельности.

Тезис (от греч. утверждение) – в философии Гегеля исходный момент в процессе развития , составляющий вместе с антитезисом и синтезисом триаду.

Тело – понятие, сложившееся в классической философии и науке. Биологическая характеристика тела воплощается в понятии организма. с которым связывают механизмы жизни вообще, особенности жизни отдельных видов и особей, а также, в частности, и естественный образ жизни человека. Понятие о теле широко использовалось в различных философских, теологических и культурологических концепциях. Особое значение это понятие приобретает в учении об антропогенезе, в исследованиях по истории и культуре человеческих обществ.

Теология – (от греч. бог и учение, слово) – учение о боге, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического мировоззрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

Теория – система взглядов, представлений, идей, целью которой является объяснение какого-либо явления; высшая форма организации знания, которая даёт целостное представление о существенных, закономерных связях какой-либо области действительности, выступающей объектом изучения.

Теоцентризм – мировоззрение, согласно которому в центре мироздания помещается Бог.

Тождество – категория в философии Шеллинга, Гегеля и их последователей, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя объект и субъект.

Томизм – направление в теологии католицизма, опирающееся на учение Фомы Аквинского. Попытка соединить религиозную догматику с уважением к правилам разума.

Трансцендентальный (от лат. выходящий за пределы) - термин философии Канта - изначально, априорно присущий рассудку, априорный, не приобретённый из опыта и не обуславливающий его, предшествующий опыту. Трансцендентальными, априорными формами рассудка, по Канту, являются пространство, время, причинность, необходимость и другие категории.

Триада – метод гегелевской философии, показывающий трёхзвенную структуру любого диалектического процесса.

Труд – целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на окружающую среду с целью удовлетворения своих потребностей.

Умозаключение – форма рационального познания, мысленный вывод из одного или нескольких суждений.

Универсалии (от лат. universalis – общий) – общие понятия. В явном виде учение об универсалиях появляется вместе с теорией идей и концепцией формы и материи Аристотеля. Платон считал, что общим понятиям соответствует истинное бытие («идеи»), единичные же вещи чувственного мира – это результат дробления общего при взаимодействии его с небытием. Аристотель подчёркивал, что для познания общее вторично и обнаруживается только в единичных объектах, данных в чувственном опыте.

Универсум – философский термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и пространстве.

Утилитаризм (от лат. utilitas польза, выгода) – 1) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Получил распространение в Великобритании в XIX веке, основоположник – И. Бентам.

Утопия – (греч. место, которого нет) – изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования. Термин ведёт происхождение от названия книги Т. Мора. Понятие «утопия» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в расширительном смысле всех учений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований.

Факт – основная форма эмпирического знания, выраженная в особого рода предположениях, истинность которых определяется непосредственно результатами наблюдений и эксперимента.

Фатализм (от лат. роковой) – мировоззрение, рассматривающее каждое событие как неотвратимое осуществление изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

Феномен – понятие, означающее явление предмета в сознании. Понятие феномена соотносительно с понятием сущности и противопоставляется ему. В классической философии феномен противопоставляется ноумену, в современной философии наиболее характерно для феноменологии.

Философия – наука об универсальных законах и принципах бытия; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Форма – философская категория, обозначающая совокупность относительно устойчивых отношений и связей элементов, образующих предмет (явление, процесс).

Формации общественные – формы связи людей, выработанные в процессе социальной эволюции.

Фрейдизм – общее обозначение различных школ в психоанализе, применяющих психоанализ для объяснений явлений культуры, общества, творчества.

Функция (от лат. исполнение) – философское отношение двух объектов, в котором изменение одного сопутствует изменению другого. Понятие в научный оборот ввел Лейбниц. С развитием в науках функциональных методов исследования интерес к функции как к философской категории постоянно возрастал. Функциональный подход к теории познания особенно развернуто проявился в работах Кассирера, считавшего, что познание направлено не на изучение субстанции изолированных предметов, а на установление зависимостей (функций), позволяющих осуществлять закономерный переход от одного объекта к другому.

Футурология – совокупность различных исследований будущего Земли и человечества. Она охватывает также область научных знаний о перспективах социальных процессов, т.е. социальное прогнозирование.

Холизм (от греч. целое) – учение о целостности.

Целое – философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), включающие в себя в качестве составных частей другие предметы (явления, процессы).

Цивилизация (от лат. гражданский, государственный) – понятие, появившееся во Франции в XVIII в. как характеристика просветителями общества, основанного на началах разума и справедливости. С этого времени цивилизация стала фактически синонимом культуры. Вместе с тем это понятие употребляется в философской литературе как характеристика ступени материальной и духовной культуры. В более узком значении оно употребляется как характеристика следующей за варварством ступени общественного развития.

Часть – философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), образующие другие, более сложные предметы (явления, процессы).

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, отличается от остальных живых существ тем, что адаптируется к среде путём её преобразования в соответствии со своими потребностями; субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Философия рассматривает человека во взаимосвязи его природных, социальных, исторических, культурных и индивидуально-личностных качеств.

Чистый разум – теоретический разум в философии Канта.

Эволюция – развитие, осуществляемое в пределах данного качества за счёт количественных изменений сторон объекта.

Эйдос – прообраз, форма вещей, идея вещи.

Экзистенциализм – философия существования в отличие от классической философии сущности. Существование в отличие от сущности постигается не разумом, а чем-то вне- или надрациональным. Поэтому познавательные функции философии и науки для постижения экзистенции не применимы. Сама экзистенция, по Сартру и Хайдеггеру, есть бытие, направленное в ничто и сознающее свою конечность. Поэтому философия экзистенциализма глубоко трагична.

Эклектика (от греч. выбирающий) – термин был введен во II в. Потамоном из Александрии, назвавшим свою школу «эклектической». Это соединение разнородных взглядов, принципов, идей, теорий. Эклектика коренится в подмене одних логических оснований другими, в абсолютизации относительности человеческого познания.

Элемент – философская категория, обозначающая составную часть системы.

Эманация (от лат. истечение, распространение) – разработанное в неоплатонизме (Плотин) философское понятие, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип размышления эманация – нисхождение, противоположна восхождению, совершенствованию.

Эмпиризм (от греч. опыт) – направление в философии и теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть предоставлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Эстетика (от греч. чувствующий) – философская дисциплина, изучающая сферу художественной деятельности людей и ценностное отношение человека к миру.

Эсхатология (греч. – последний, крайний), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Этика (от греч. нрав, обычай) – философская наука, предметом которой является мораль, нравственность как важнейшая сторона человеческой жизни. Этика анализирует природу морали, её структуру, происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ее различные концепции.

Явление – философская категория, обозначающая внешние, наблюдаемые, обычно наиболее подвижные и изменчивые характеристики (свойства и отношения) предметов и процессов.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности, он является специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.

«Я» – категория в философии Фихте, показывающая центральную роль субъекта в мире.