36. Философское понимание практики. Роль практики в познавательной деятельности.
Главная особенность диалектико-материалистической теории познания, ее коренное отличие от всех предшествующих эпистемологических концепций заключается в том, что практика включена в теорию познания, стала ее важнейшей категорией, а философия в целом преодолела созерцательность, стала средством не только правильного объяснения действительности, но и орудием ее изменения.
Что же такое практика, как понимать эту центральную, исходную категорию познания?
Субъективный идеалист под практикой понимает духовную деятельность субъекта, ограничивает ее сферой переживаний либо вообще игнорирует эту категорию. Объективный же идеалист рассматривает практику тоже как духовную теоретическую деятельность, реализующую цели, относящиеся к области абсолютного (к Абсолютной идее Гегеля, например).
Не смогли дать верное толкование практике и метафизически мыслящие материалисты. Они противопоставляли мысль и бытие, в лучшем случае сводя практику к опытам ученого в области эмпирического познания (наблюдение, эксперимент). Между тем основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не сама природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек изменял природу.
Интериоризация внешнепредметной деятельности оказывается условием формирования способности мыслить, которая, в свою очередь, выступает необходимым условием дальнейшей практической деятельности человека. Мышление в конечном итоге можно рассматривать как сокращенную и обобщенную (с элементами фантазии и воображения) внешнепредметную деятельность человека.
У материалистов домарксовского периода сказывалось и отсутствие понимания того, что производство, благодаря которому человек создает необходимые ему для жизни материальные блага (жилище, пишу, одежду и т. п.), является необходимой и решающей сферой практической деятельности людей.
Практика не сводится к своей главной сфере — материальному производству, в котором, конечно же, задействуется большая часть ресурсов общества. Практической и тоже материальной, по существу, является деятельность людей, направленная на преобразование общественных отношений — социальная борьба, революционное движение и т. д. К практике относится и научный эксперимент, часто предполагающий широкое использование дорогостоящего оборудования (синхрофазотрона, ЭВМ и других сложных устройств).
Итак, практика представляет собой материальные действия людей, направленные на изменение внешнего мира. Структура практики сложна и многоуровневая. Практика — это не только внешнепредметная, чувственная деятельность отдельного человека, а прежде всего общественно-исторический процесс, в котором так или иначе интегрируется деятельность миллионов людей. Впрочем, и познание только первоначально, в период становления человеческого общества, было вплетено в повседневную деятельность людей, в практику. Со временем оно тоже превращалось в особый вид духовной деятельности, обретало самостоятельность, становилось многоуровневым.
В силу того, что практика есть общественно-исторический, непрерывный, целостный процесс, где субъектом выступают сменяющие друг друга поколения людей, удается преодолеть единичность, фрагментарность отдельных действий, операций и обнаружить общие и существенные моменты действительности, которые выявляются именно благодаря, а не вопреки практическому взаимодействию человека и природы. Осуществляя свои цели, человек „сталкивает" созданные им орудия деятельности с предметами внешнего мира, „заставляя" их взаимодействовать по объективным законам и тем самым раскрывать эти законы.
Кроме того, повторение, воспроизводство, выделение в процессе практической деятельности каких-то значимых предметных ситуаций, свойств и отношений в истории общества закрепляются, фиксируются в языке, переносятся в идеальный план (категории и нормы логики).
Практика является основой и движущей силой, а так конечной целью познания. В этом смысле она выше теории. Познание, как правило, не самоцель, оно осуществляется для последующего использования полученных знаний в практической деятельности людей. Когда у общества появляется практическая потребность, то она значительно дальше продвигает науку, чем сотня университетов. И хотя любознательное желание раскрыть тайны природы, общества, мышления придают соответствующее ускорение познанию, все же именно практика ставит задачи перед теорией, так или иначе направляя ход дальнейшего познания, является конечной целью теоретических изысканий, главной точкой приложения знаний. Короче говоря, практика является исходным пунктом и естественным завершением процесса познания. Но это завершение следует понимать как относительное, поскольку практика ставит последующие задачи познанию, придает импульс дальнейшим усилиям мысли, направленным на объяснение сущности более глубокого порядка.
Сложность взаимодействия познания и практики далеко не исчерпывается сказанным. Практика и познание взаимопереплетаются, взаимопроникают друг в друга на всех уровнях. Так, например, любой трудовой акт предполагает наличие каких-либо знаний, замысла. Создавая своими руками предметы, мир культуры, „опредмечивая" свои знания, человек тем самым двигается от познания к практике, к внешнепредметной деятельности путем своеобразной экстериоризации своих знаний. Наоборот, его трудовые операции переносятся в сокращенном и свернутом виде в умственный план (интериоризация). А если человек исследует, изучает предметы духовной и материальной культуры, то происходит процесс „распредмечивания", движение опять-таки в направлении субъекту познания путем наращивания его знаний. Естественно, что в молодом возрасте человек занимается больше „распредмечиванием", а в более зрелом „опредмечиванием".
На уровне общества мы наблюдаем ту же самую картину. Потребности практики, как известно, породили различные науки. Геометрия, например, возникла как ответ на практическую потребность земледелия; астрономия была в звана к жизни нуждами мореплавания и земледелия; кибернетика — практической необходимостью автоматизации производства и управления путем моделирования счета и логических операций; развитие здравоохранения потребовало внедрения биотехнологии, на основе которой теперь получают инсулин, гормоны роста и другие препараты, необходимые человеку, а также домашним животным, сельскохозяйственному производству.
В свою очередь, итоги познания, научные знания постоянно используются в практической деятельности людей. Более того, успехи наук, потребности дальнейшего развития тоже часто ставят задачи перед практикой, значительно опережая ее. Успехи атомной физики, например, необходимость осуществления управляемой термоядерной реакции (кстати, это и практическая потребность) поставили перед практикой задачу создания материала, способного выдержать огромные температуры; достижения молекулярной генетики, биологии в целом породили генную инженерию, создали возможность направленного изменения наследственности, что уже сегодня используется практикой для улучшения племенного стада, селекции культурных растений и т. д.
Таким образом, теория и практика постоянно „подстегивают друг друга, тесно взаимодействуют между собой, стимулируя развитие обеих противоположностей. В связи с этим очень важно добиваться их соразмерности, единства теории и практики.
Обладая внутренней логикой развития, теория не всегда и не во всех своих частях непосредственно определяется потребностями практики; ее связь с практикой часто оказывается опосредованной множеством промежуточных звеньев. Некоторые фундаментальные открытия и научные разработки вообще никакой видимой связи с практикой не имеют; тем не менее так или иначе, рано или поздно они находят свое, иногда довольно неожиданное использование в практической деятельности человека. Особенно много примеров подобного рода имеется в математике, которая чаще всего применяется в практике опосредованно, через достижения естественных и технических наук. (Теория функций комплексного переменного, например, нашла свое применение в электротехнике только спустя столетие после ее разработки.)
Хотя в итоге практика лежит в основе познания, любое практическое действие предполагает побудительный мотив, в роли которого выступают потребности и интересы, осознание которых обычно принимает форму идеи как концентрированной мысли, воплощающей единство прошлого, настоящего и будущего. Реализация идеи и соответствующей ей цели предполагает волю, убежденность, а также необходимые практические действия.
Практика включает в себя необходимый идеальный, духовный компонент; она не исчерпывается материальным и тем отличается от обычных материальных процессов (схема 5). Точно так же познание не исчерпывается духовными процессами, идеальным. Оно в какой-то степени всегда предполагает предметную, чувственную деятельность (при использовании технических средств и приборов в особенности)
Существенно, что реализацию идей, целей и планов в ходе практической деятельности людей нельзя рассматривать как буквальное превращение идеального в материальное. Воплощение идеи в действительность надо понимать как претворение в жизнь замысла субъекта по преобразованию объекта, будь то перестройка материального производства или социальные изменения в обществе. Успех практической реализации имеющих обычно большой социальный смысл, вучание идей и планов предполагает, таким образом, сплав знаний, убеждений и действий, единство слова и дела.
- 2. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- 3. Историческая обусловленность возникновения философии. Философия и мифология
- 4. Особенности античной философии.
- 5. Особенности средневековой философской мысли.
- 6. Философия эпохи возрождения.
- XVIII вв. Существенным образом отразился на содержании философии, которая, в свою очередь, оказала огромное влияние на развитие всех областей науки.
- 7. Английский материализм 17-го века (Бекон, Гоббс, Локк).
- 8. Философия р. Декарта.
- 9. Основные черты французского материализма 18-го века.
- 10. Философское учение Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Антропологический материализм л. Фейсрбаха.
- 13, 14 Философия марксизма и её исторические судьбы.
- 16. Основной вопрос философии и его различные интерпретации.
- 20. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в человеческой психике.
- 21. Язык и мышление. Перспектива создания искусственного интеллекта.
- 22. Сложность и противоречивость процесса познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.
- 23. Диалектический и метафизический стили мышления. Софистика и эклектика.
- 24. Диалектика как концептуальная система. Принципы всеобщей связи и развития.
- 25. Понятие закона. Классификация законов.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей и его место в диалектической концепции развития.
- 28. Закон отрицания «отрицания».
- 29. Философские категории. Происхождение, развитие и функции категорий.
- 30. Категории отдельного, единичного и общего, их взаимосвязь и роль в познании.
- 31. Категории причины и следствия.
- 32. Категории необходимости и случайности и их взаимосвязь.
- 33. Соотношение категорий содержания и формы и их роль в познавательной и практической деятельности.
- 34. Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 35. Взаимосвязь категорий возможности и действительности и их место в познании.
- 36. Философское понимание практики. Роль практики в познавательной деятельности.
- 37. Формы чувственного и рационального познания действительности и их соотношение. Эмпиризм и рационализм.
- 38. Проблема истины.
- 39. Интуиция и её роль в познании.
- 40 Понятие методологии. Наука как предмет философско-методологического анализа.
- 41 Понятие метода. Соотношение теории и метода. Проблема классификации методов.
- 42 Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 43 Анализ и синтез, индукция и дедукция как общелогические методы
- 45 Историч. И логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.
- 46 Роль наблюдения и эксперимента в процессе познания.
- 47 Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретич. Познания.
- 48 Основные формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).
- 49 Основания науки (картина мира; идеалы и нормы научного исследования; философские идеи и принципы).
- 50 Природа и общество. Глобальный экологический кризис: сущность, причины, пути преодоления.
- 51 Общество как целостная система и основные подходы к его интерпретации.
- 53 Роль материального производства в жизни общества.
- 54. Основные сферы общественной жизни. Социальная структура общества.
- 55 Историческая необходимость и сознательная деятельность людей.(256-259 Жуков )
- 56 Нация как историческая общность людей. Проблема межнациональных отношений в современных условиях.
- 57 Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
- 58 Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.
- 59 Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
- 60 Политическое и правовое сознание и их роль в жизни общества.
- 61 Понятие политики. Политическая организация общества и ее динамика в постсоветском обществе.
- 62 Происхождение и сущность государства. Тоталитарное и демократическое государство. Правовое государство и его принципы.
- 63 Нравственное сознание. Общечеловеческие основания морали.
- 64 Религия как форма общественного сознания и ее роль в современном обществе.
- 65 Эстетическое сознание и искусство. Функции искусства.
- 66 Наука и роль в обществе. Сциентизм и антистиентизм.
- 67 Позитивистское направление в западной философии и его исторические формы.
- 68 Философия экзистенциализма.
- 69. Неотомисткая философия.
- 70. Современная западная ф.
- 71 Нтр, ее сущность и социальные последствия.
- 72 Философское понимание культуры. Культура и цивилизация.
- 1 Важное значение для понимания сущности культуры имеет выявление закономерностей ее развития. Главнейшей из них является обусловленность культуры материальным производством.
- 73 Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.
- 74. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.
- 78 Проблема человека в философии. Человек, индивид, личность.
- 81 Проблема свободы в ф.
- 82 Проблема смерти и бессмертия в различных религиозных и философских системах.
- 83. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 84. Проблема духовности личности.