logo search
философия эконом

3.2. Учение аврелия августина

В IV веке ситуация с христианством совершенно изменилась. Его уже никто не преследует, наоборот, оно превратилось в официальную религию Римской империи и христианская церковь сама начинает преследовать тех, кто с ней не согласен. Теперь это мощная бюрократическая организация, она владеет землей и рабами. Иоанн Златоуст пытается вернуть в церковь нравственность, но его за это сослали на самую окраину империи (ныне Пицунда, Абхазия) и он по дороге умер.

В таких условиях, когда защищать христианство от нападок было уже не нужно, а нужно было укреплять и обосновывать его власть, и сформировалось противоречивое учение Аврелия Августина (354 – 430), в котором искренняя любовь к Богу сочеталась с беспощадностью к инакомыслящим. Свой путь Августин описывает в своей «Исповеди». Начинал он как философ, к христианству относился критически, находя в нем много противоречий и изъянов. Но неожиданно он уверовал – не умом, а сердцем.

Центральный вопрос творчества Августина – вопрос о человеке, кто он есть и как ему жить. Человека он считал несовершенным подобием Бога. Чтобы приблизиться к полному подобию, нужно постоянно углубляться в себя, отрешиться от внешнего мира и концентрироваться на образе Бога. Тогда человек становится способным созерцать вечные истины, источником которых является сам Бог, как бы озаряющий душу человека неким светом.

В отличие от Тертуллиана, Августин считал, что нужно «верить, чтобы понимать».

Августин – основатель социальной философии и философии истории христианской эпохи, изложенной в его основном произведении «О граде Божьем». В нем впервые представлена линейная концепция времени. Античная концепция времени была циклической, время и история были в ней чем-то наподобие собаки, кусающей собственный хвост. У Августина же время напоминает стрелу, выпущенную из определенного места и летящую точно в цель. Смысл мировой истории, по Августину – борьба двух царств – царства добра и царства зла, или царства Бога и царства дьявола; цель истории в том, что добро непременно победит. На земле, как считал Августин, борьба добра и зла проявляется как борьба церкви и государства. Государство основано на эгоизме, на любви человека к себе, а церковь – на любви к Богу. Этим Августин и объяснял то, что Римская империя все слабеет, а церковь все крепчает.

Начало истории, по Августину – сотворение Богом Адама и Евы. Смысл истории – победа христианства во всемирном масштабе, а ее конец – второе пришествие Иисуса Христа, страшный суд, после чего грешники будут отданы в ад на вечные муки, а праведники – на вечное блаженство в раю. Роль философии истории Августина в том, что это была первая теория общественного прогресса.