Вопрос 21. Классическая немецкая философия (и.Кант, г.Гегель, л.Фейербах).
Философия жизни Одна из важнейших проблем в немецкой классической философии – это проблема субъекта. Под субъектом в философии понимается источник активности или действия; субъект- это то, что действует. Однако такое понимание субъекта было не всегда, и оно берет свое начало с немецкой классической философии. Проблема субъекта, или субъективности, отчетливо поставленная Декартом, остается краеугольной и для современной философии.Эпоха Нового времени поставила в центр мира способности человека. Великая французская революция закрепила разум, равенство и свободу людей в качестве источника социального прогресса. Родоначальником НКФ считается Иммануил Кант (1724/1804). Если до Канта считалось, что источником (субъектом) познания служат вещи, а человек есть объект, пассивно воспринимающий воздействия вещей. По Канту, все наоборот, «не природа предписывает законы человеку, а наоборот, человек есть законодатель природы». В «Критике способности суждения» Кант ищет основания чистой чувственности, или эстетики. По Канту, это - бескорыстное, чистое, теоретическое чувство удовольствия. Для Иоганна Готлиба Фихте (1762/1814) субъектом является абсолютно свободный индивид, точнее его самосознание -«Я». Такой свободный и волеполагающий индивид есть творец окружающего его мира- не-Я.
Для Фридриха Шеллинга (1775/1854) субъектом становится природа. Шеллинг показал, что дух, сознание возникает из природы
Поздний Шеллинг помещает природу в лоно бога, как женское, творящее начало. Это есть влияние немецких мистиков на Шеллинга через учение софиологии - Софии, мировой душе.По Шеллингу, творение миром богом продолжается непрерывно.
У Георга Гегеля (1770/1831) субъектом становится мировой дух, который развивается от простейших состояний неопределенного, чистого состояния (формы логики), потом в природу, как сферу необходимости, вечного повторения одного и того же, далее переходит в историю общества, как сферу свободы и завершает своё развитие в абсолютных формах искусства, философии и религии. Заслуга Гегеля в том, что он показал всеобщий характер развития и его источник, а именно: противоречие.
Людвиг Фейербах (1804/1872) критикует Гегеля за то, что тот оторвал мышление от человека. По Фейербаху, мыслит только человек. Человек является единственным предметом философии. Главная работа Фейербаха «Сущность христианства», где он показывает, что Бог-это отчуждение от человека лучших его качеств. Бог - это совокупность совершенств человека, перенесенное на небо в виде представлений о совершенстве человека в образе бога. Фейербах предлагает перенести Бога на землю, где Богом должен стать другой человек. По Фейербаху, «человек человеку Бог». По Фейербаху, основой нового общества должна стать новая религия, основанная на любви людей.
- Вопрос 1.Философия как форма духовного освоения мира. Предназначение и функции философии.
- Вопрос 2.Глобальные проблемы современности и пути их решения.
- Вопрос 3.Философия как основа мировоззрения. Виды мировоззрений.
- Вопрос 4.Методы и формы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания.
- Вопрос 5.Специфика философского знания, общие и особенные черты. Философия и наука.
- 1. Философия, её предмет и характерные черты
- 2. Философия и наука
- Вопрос 6.Поведенческий механизм человека, действие как главный критерий оценки человека.
- Вопрос 7.Философия и религия, формы их взаимоотношений.
- Сходства и различия философии и религии
- Вопрос 8. Человек как индивидуальность, его основные индивидуальные характеристики.
- Вопрос 9. Основная проблематика философии, школы и направления в философии.
- Вопрос 10. Природа как среда обитания человека, ее роль в развитии общества.
- Вопрос 11. Диалектика и метафизика как методы познания и действия. Критика софистики и эклектики.
- Вопрос 12. Сознание как высшая форма отражения действительности. Творческая роль сознания.
- Вопрос 13. Материализм и идеализм в истории философии, их позитивные и негативные черты
- Вопрос 14. Принципы, законы, категории диалектики. Диалектика как наука о развитии.
- 2. Общее понятие законов диалектики.
- 3. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 4. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 5. Закон отрицания отрицания.
- 6. Основные принципы диалектики.
- 7. Категории диалектики.
- Вопрос 15. Философия Древней Греции и Древнего Рима (философия Демокрита и Платона), ее космоцентрический характер.
- Вопрос 16. Роль народных масс и выдающихся личностей в развитии общества.
- Вопрос 17. Философия Средневековья, ее теоцентрический характер (философия Августина и ф.Аквинского.
- Вопрос 18. Диалектический процесс познания. Критика рационализма и сенсуализма.
- Вопрос 19. Классический и неклассический направления развития философии в хх веке.
- Вопрос 20. Человек как личность. Социальная характеристика человека.
- Вопрос 21. Классическая немецкая философия (и.Кант, г.Гегель, л.Фейербах).
- Вопрос 22. Природа, сущность человека. Человек как космобиопсихосоциальное, духовное существо.
- Вопрос 23. Русская религиозная философия. Философия всеединства в. Соловьева.
- Вопрос 24.Общество и человек, формы взаимоотношений общества и человека.
- Вопрос 25. Русская революционно-демократическая философия. Философия марксизма в России.
- Вопрос 26. Общественное сознание, его сущность, структура и формы.
- Вопрос 27.Философия западной, восточной и арабско-мусульманской цивилизаций.
- Вопрос 28. Истина как цель познания, критерий истинности
- Вопрос 29.Русская философская мысль, ее проблематика, особенности, направления развития.
- Вопрос 30.Экономическая сфера общества, диалектика производительных сил и производственных отношений.
- Вопрос 31. Татарская философская мысль, ее проблематика, особенности, направления развития.
- Вопрос 32.Социально-политическая сфера общества, основные социальные институты и социальные общности людей.
- Вопрос33. Культура как система материальных и духовных достижений человечества.
- Вопрос 34.Человек и общение. Межличностные отношения человека, их основные формы.
- Вопрос 35.Марксистская философия, ее особенности, позитивные и негативные черты.
- Вопрос 36.Будущее человека. Основные модели будущего человека. Всеобщая декларация прав человека (оон, 1948)
- Вопрос 37.Познание как отражение действительности. Принципы познания. Критика агностицизма.
- Вопрос 38.Смысл жизни человека. Жизнь и смерть.
- Вопрос 40.Общество как форма совместной жизнедеятельности людей.
- Вопрос 41.Философия Нового времени (XVII- XVIII в.В.), ее логоцентрический характер (р. Декарт, д. Локк).
- Вопрос 42.Общество как развивающаяся система. Формационная, стадиальная и цивилизационная теории общества.
- Вопрос 43.Бытие мира. Соотношение материального и идеального в мире.
- Вопрос 44. Философия неопозитивизма: проблемы логики и языка науки
- Вопрос 45. Будущее мирового сообщества. Основные общечеловеческие ценности.
- Вопрос 46. Практика как освоение действительности. Теория и практика.
- Вопрос 47 .Просветительская философия русских писателей. Философские идеи ф.М. Достоевского и л.Н. Толстого.
- Вопрос 48. Философия экзистенциализма: проблемы подлинности и не подлинности человеческого существования.