21. Категории субстанции и материи. Ленинское определение материи и его методологическое значение.
Все существующее - есть мир, к которому мы принадлежим. Многообразие явлений, событий, процессов объединено некоторой общей основой. Для обозначения ее в философии была выработана категория субстанции. Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует. Периоды учения о материи: 1) сосуществование наивного материализма и идеи единства мира, за первоначало принимается субстанция. Материализм опирался на здравый смысл, жизненный опыт, интуицию (подход к миру - субстанциальный); 2) метафизический материализм. Изучение макромира привело к тому, что материя понимается как вещество. Появляется понятие - субстрактность. Пространство, время, движение - атрибутами мира не являются, т.е. самостоятельные сущности. Свойства материи: инерционность, атомарность, постоянная масса, но открытия 19 в. признали субстрактное понятие материи несостоятельным; 3) сопоставляются субъективная и объективная реальности. Объективная реальность существует не зависимо от субъективной, т. о. материя это все что существует объективно, вне и независимо от сознания. Противопоставление материи и сознания возможно в случае первичности, в других случаях – взаимодополняемы. Учения, объяснявшие единство мира исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма. В качестве субстанции можно мыслить и материю и дух. Соответственно существует материалистический (Фалес, Гераклит, Спиноза) и идеалистический монизм (Платон, Гегель). Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, который образован существующими исходными началами – материальным (сфера телесно-предметной реальности) и идеальным (сфера духа). Марксистско-ленинская философия продолжает традицию материалистического монизма. Многообразие бытия рассматривается под углом зрения их материального единства. Сознание понимается как особое свойство материи присущее высшим формам ее организации. "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". Общий признак, характеризующий все виды материи - свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания. Диалектико-материалистическое понимание материи имеет важное значение в естествознании, в общественных науках. Является предпосылкой для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирования и развитие сложной материалистической системы - человеческого общества. Философия анализирует отношение сознания к материи. Ленин подчеркивал относительность противоположности материи и сознания, в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств, т.е. обладает определенной и очень сложной структурой.
- 1. Философия, ее предмет и структура, функции в культуре.
- 2. Основной вопрос философии как историко-философская проблема.
- 3. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 4. Философия традиционных обществ Индии и Китая.
- 5. Античная философия: этапы становления и специфика.
- 6. Философия средневековья: патристика и схоластика. Номинализм и реализм.
- 7. Философия Возрождения; ее основная направленность, проблематика, социальная роль.
- 8. Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм. Теория общественного договора т. Гоббса.
- 9. Философия эпохи Просвещения. Естественный материализм и.Ньютона и французских энциклопедистов. Социальная философия Вольтера и Руссо.
- 10. Проблема познавательных возможностей человека в философии Канта.
- 11. Диалектика, идеализм и материализм в воззрениях представителей немецкой классической философии.
- 12. Идейные источники и социально-экономические предпосылки философии марксизма.
- 13. Классический и современный марксизм. Франкфурская школа и ее социально-философские идеи.
- 14. Позитивизм и прагматизм и их роль в становлении современной философии науки
- 15. Философия экзистенциализма: отчужденный человек и пограничные ситуации.
- 16. Современная философия истории в воззрениях о. Шпенглера, п. Сорокина, к. Ясперса, ф. Фукуямы.
- 17. Проблема человека в религиозной философии хх века: неотомизм и персонализм
- 18. Русская философия. Её основная тематика и этапы развития.
- 19. Белорусская философская мысль xyi-xXвв.
- 20. Бытие, его философский смысл и основные формы
- 21. Категории субстанции и материи. Ленинское определение материи и его методологическое значение.
- 22. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Механицизм. Редукционизм. Витализм.
- 23. Субстанциальная и реляционная концепции пространства-времени. Концептуальное, перцептуальное и социальное пространство и время.
- 24. Философия монизма и проблема единства мира. Современная научная картина мира.
- 25. Диалектика как теория и метод познания и освоения действительности
- 26. Диалектические законы развития бытия, их статус, функции.
- 27. Философские концепции детерминизма и их естественнонаучная аргументация. Причинность и теологизм. Детерминизм и синергетика.
- 28. Философские категории, выражающие ценность и структурную организованность бытия (система, структура, элемент, часть, целое)
- 29. Проблема сознания в философии и естествознании.
- 30. Индивидуальное и общественное сознание, их структура, взаимосвязь, функции.
- 31. Эволюция сознания: основные этапы и социокультурная обусловленность. Сознание и отражение.
- 32. Проблема идеального в философии. Сознание и самосознание.
- 33. Мышление и язык. Аналитическая философия и герменевтика.
- 34. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм и скептицизм.
- 35. Деятельная концепция познания. Чувственное и рациональное познание.
- 36. Проблемы истины в философии. Основные концепции истины.
- 37. Многообразие видов и форм практической деятельности. Научный эксперимент и социальная практика как критерии истины.
- 38. Субъект-объектные отношения в познании. Основные гносеологические модели.
- 39. Наука как предмет философского анализа и специфика научного знания.
- 40. Структура научно-познавательной деятельности. Эмпирический и теоретический уровни познания
- 41. Формы и методы эмпирического познания
- 42. Формы и методы теоретического познания.
- 43. Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза.
- 44. Проблема метода в философии. Методология, ее предмет и задачи.
- 45. Методология в сфере инженерной деятельности. Техникознание и конструктивистская методология.
- 46. Основания науки: научная картина мира, идеалы и нормы науки.
- 47. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс.
- 48. Человек как предмет философского анализа. Проблема сущности и существования.
- 49. Эволюционная теория человека. Антропосоциогенез и его исторические формы. Роль труда в возникновении человека.
- 50. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
- 51. Проблема гуманизма. Гуманизм и антропоцентризм.
- 52. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль личности в истории.
- 58. Философия свободы и ее взаимосвязь с формами общественного сознания.
- 59. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс.
- 60. Культура и цивилизация.