logo search
uch_filosofiya_uchebnik_tom1 / Философия

Раздел IV. Второй период метафизических систем

Философы второго периода метафизических систем

Джереми Бентам (1748-1832) Иоганн Гербарт (1776-1841)

Джеймс Милль (1773-1836) Артур Шопенгауэр (1788-1860)

Иоганн Готтлиб Фихте (1762-1814) Гонтье Мэн де Биран (1766-1824)

Фридрих Шеллинг (1775-1854) Виктор Кузен (1792-1867)

Георг Гегель (1770-1831) Феликс Равессон (1813-1900)

Лекция 13. НЕМЕЦКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ

ПЛАН

1. Общая характеристика периода.

2. Субъективный идеализм Фихте.

3. Объективный идеализм Шеллинга.

4 Диалектический идеализм Гегеля.

На смену доминировавшим к началу ХIХ в. в странах Европы разным философским направлениям: философия здравого смысла (шотландская школа Т. Рида) в Англии, сенсуализм Э. Кондильяка во Франции, критицизм И. Канта в Германии, - приходят новые направления: радикальный эмпиризм в Англии (возрождение классического английского эмпиризма), спиритуалистическая метафизика во Франции, идеалистическая метафизика в Германии. Возрождение метафизики было неожиданным после казалось бы окончательного её преодоления французским Просвещением и немецким критицизмом. При этом новая метафизика выступила с небывалым ранее размахом спекуляции, с одной стороны, и заметным влиянием предшествовавшего ей критицизма, с другой. И в немецком идеализме, и во французском спиритуализме центр тяжести переносится с внешнего мира на внутренний, личность предшествует космосу, а идея - реальности. Если философию ХVIII в. характеризовала минималистская установка и ограничение числа рассматриваемых проблем – во избежание необходимости делать недостаточно определенные выводы, то новая метафизика характеризуется философским максимализмом, беспредельностью притязаний, руководствуясь не познавательной осторожностью, а интеллектуальным бесстрашием (разум может и должен дать ответы на все вопросы).

Этот максимализм реализовался по нескольким направлениям: а) метафизическое, стремящееся за явлениями обнаружить и постичь истинную природу бытия, его сущность; б) спекулятивное, стремящееся получить не вероятное, а абсолютное знание, которое может дать не опыт и индукция, а диалектика понятий и дедукция; в) идеалистическое, доказывающее, что мир состоит не только из реальных, изменчивых вещей, но и из совершенных, бессмертных духов и идей; г) мессианистическое, постулирующее не только возможность познания мира, но и необходимость его быстрого и радикального реформирования и спасения человечества с помощью философии; д) системотворческое, стремящееся охватить в универсальной философской системе всё знание о мире, обществе и человеке. Очень редко в своей истории философия ставила перед собой столь грандиозные задачи, причем с абсолютной верой в свои силы. Вера во всемогущество и независимость философии заставляла её творцов действовать автономно, не считаясь ни с частными науками, ни с религией. Одни философы этого периода (Гегель) воплощали в себе все черты максимализма, другие - одну или несколько из вышеперечисленных: философия Шопенгауэра не была спекулятивной; философия Гербарта не была идеалистической; философия Конта (хронологически выходящая за рамки периода, но во многом ещё связанная с его максимализмом) не была даже метафизической.

Наиболее характерной чертой этого времени было стремление к созданию всеобъемлющих систем, что свойственно не только Гегелю и Конту, но даже Бентаму и Дж.-Ст. Миллю. Гегель и Конт хотели с помощью философии сделать человечество свободным и совершенным и даже осторожный Милль мечтал (правда, в молодости) стать ”реформатором человечества”. Реформаторские стремления разделяли философы и предыдущего периода, но в этот период речь идёт о тотальной реформе, имеющей своей целью полное преобразование человечества – причём быстрое и эффективное (О. Конт отводил на реализацию определённых его философией политических проектов не более 33 лет). Никогда прежде философия не заходила столь далеко в сферу практической политики и каждая из систем того периода обязательно завершалась какой-либо теорией политического реформирования общества. Творец каждой системы претендовал на обладание абсолютной истиной, полагая, что необходимо только убедить в этом сильных мира сего, а потому они часто обращались с открытыми письмами и призывами к светским и церковным властителям.

Культурно-исторический фон. Возникновение систем метафизического периода совпадает по времени с наполеоновскими войнами (”Феноменология духа” Гегеля была издана в год битвы под Иеной), причём характерно, что эти системы возникали в побеждённой Пруссии, а не победоносной Франции и непобежденной Англии. Политические события сменяли друг друга так же быстро, как метафизические системы в Германии: Бонапарт в Италии – 1796 г., Бонапарт в Египте – 1798 г., битва под Маренго – 1800 г., альпийский поход Суворова - 1799 г., присвоение Бонапартом императорского титула – 1804 г., Трафальгар и Аустерлиц – 1805 г., Рейнский союз и битва под Иеной – 1806 г., поход на Россию – 1812 г., битва под Лейпцигом – 1813 г., Венский конгресс и реставрация Бурбонов – 1814 г., Ватерлоо – 1815 г., восстание декабристов – 1825 г., революция во Франции – 1830 г. В Европе политические отношения стабилизируются на весь ХIХ в.

Для этого периода характерно преобладание классицизма в искусстве – архитектуре (стиль ампир), живописи и скульптуре, хотя в живописи во весь голос заявляет о себе романтическая школа во главе с Эженом Делакруа. В музыке – это время Бетховена, песен Шуберта и романтических опер Вебера. В литературе – олимпийская старость Гете («Фауст», 1808г.) совпадает с расцветом романтизма (Байрон. В. Скотт, Шелли, Китс, Кольридж, В. Гюго, А. Мицкевич). К этому периоду относятся значительные технические изобретения (пароход Фултона, 1807г. ; локомотив Стефенсона, 1814г. ; телеграф австрийца Шоммеринга, 1809г. ; первая железная дорога, 1825г.) и научные открытия (Гаусс в математике, 1801г. ; Дальтон в химии, 1809г. ; теория цветов Гете, 1810г. ; теория катастроф Кювье, 1812г. ; теория вероятностей Лапласа, 1814г. ; законы Ома, 1827г.).

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ФИХТЕ (1762 – 1814)

Иоанн Готтлиб Фихте, будучи первым в ряду философов-идеалистов XIX в., осуществил поворот от критицизма Канта к идеализму и построил метафизическую концепцию, базирующуюся на понятии «Я». Главным предшественником Фихте был И. Кант, у которого Фихте, считавший себя кантианцем, заимствовал и развил всё, что было метафизическим: имеется ввиду этико-религиозный аспект философии Канта, согласно которому практический разум в состоянии лучше, чем разум теоретический, разрешать метафизические проблемы. В 1794 г. Фихте благодаря поддержке Канта, лекции которого в своё время пробудили в нем философа, получил кафедру философии в Иенском университете, через пять лет лишился её, обвинённый в атеизме, что послужило причиной бурного «спора об атеизме» в академических кругах Германии. Во время французской оккупации (1807 – 1808 гг.) читал в Берлине пламенные «Речи к германской нации», призывая немцев к моральному возрождению как условию национального освобождения. После открытия в 1809 г. Берлинского университета был в нём профессором, деканом и первым избранным ректором.

Основные сочинения Фихте: «Основы общего наукоучения», 1794; «Первое введение в наукоучение», 1797; «Учение о нравственности», 1798; «Наставление к блаженной жизни», 1806; «Основные черты современной эпохи», 1806; «Назначение человека», 1800; «Замкнутое торговое государство»,1800; «Речи к германской нации», 1808; «Факты сознания», 1810.

Взгляды Фихте.

Метафизическая программа. От правоверного кантианства Фихте уклонился уже в самом понимании задачи философии, считая критику познания лишь предварительным этапом построения науки о бытии, то есть метафизики. В противоположность частным наукам, философия должна представить знание системно, а система предполагает целостность и должна опираться на единый принцип. Значит философия должна быть метафизической, системной и монистической. Понимание метода философии у Фихте также отличается от кантовского: метод должен способствовать нахождению безусловных истин и определению не только сущего, но и должного. Такая задача по силам только дедуктивному методу и Фихте возвращается в методологии к рационалистической традиции, прерванной Кантом. В результате возникла пропасть между философией и опытом: дедуктивный метод переводит философию на путь спекулятивной метафизики.

Хотя Фихте возродил традиционную метафизику, он принадлежал к послекантовской эпохе и, строя дедуктивную систему метафизики, её исходную предпосылку искал в теории познания. Вслед за Кантом, он видел основную проблему философии в отношении мышления к бытию, называя два возможных варианта понимания этого отношения – реалистический и идеалистический. Реализм, считая первичным бытие, выводит из него мышление; идеализм, считая первичным мышление, выводит из него бытие. Фихте принял сторону идеализма, ибо из бездушного бытия невозможно вывести сознательную мысль. Реализм пользуется понятием бытия, независимого от мышления, тогда как критика познания отбрасывает это понятие, ибо независимое от сознания бытие невозможно не только познать, но даже логично о нём мыслить. Значит критика познания приводит к идеализму, устанавливая, что вещи суть представления, а представления предполагают существование представляющего «Я».

Философия свободы. Превращение «Я» в исходную основу философии Фихте имело еще одну причину: его философия выросла из моральной установки по отношению к миру (предварительно сформулированной Кантом), предполагающей приоритет практических проблем. Реальный мир интересовал Фихте не сам по себе, но лишь как сфера человеческой деятельности, а потому основу бытия он видел не в вещах, а в «Я», осуществляющем действия. Для философии, рассматривающей мир с позиций этики, проблемой сущностного значения оказывается свобода, существование которой не нуждалось в доказательстве и само выступало аргументом в пользу идеализма. Согласно Фихте, если с логической точки зрения реализм и идеализм могли бы в конечном счёте стать равно возможными для принятия, то свобода однозначно решает в пользу идеализма. Реалистом может быть философ, чувствующий себя не свободным, а пассивным существом; для чувствующего себя свободным, «Я» не может зависеть от материального мира, а потому он может быть только идеалистом. Именно таким философом был сам Фихте.

Философия действия. Этическая установка Фихте проявлялась и иным способом. Из неразрывной связи свободы с деятельностью и ее результатами Фихте делает вывод о том, что везде, где существует реальность, ей обязательно предшествует создавшая эту реальность деятельность. В результате первобытием оказывается не реальный мир, а деятельность, продуктом которой этот мир является, - такова пародоксальная идея Фихте, противоречащая обыденному способу мышления, исходящему из того, что действие всегда предполагает субстанцию, его производящую. Точка зрения Фихте прямо противоположна: субстанция есть продукт деятельности; деятельность первична по отношению к субстанции, то-есть деятельность – это исходная метафизическая основа мира. А потому задача философии состоит в том, чтобы найти не первичные факты бытия, а его первичные акты. Фихте был первым из философов Нового времени, сформулировавшим активистскую концепцию бытия. Как субстанция предполагает наличие создавшего её действия, так действие предполагает управляющие им цель и идеал. Поэтому Фихте видел в идеальной цели мира его первичную основу: реальный мир возник как результат стремления к идеалу, то-есть идеал есть фактор, определяющий природу реального мира. Идеалы не создаются реальностью, а наоборот – реальность создаётся идеалом и понять её можно, только познав определяющий её идеал. С помощью опыта познать идеал невозможно, а потому условием истинной философии Фихте считает безразличие к эмпирическому миру: философ должен порвать с реалистическим способом мышления и перенестись в ту сферу бытия, которая определяется идеалом, являющимся необходимым условием познания реальных отношений.

Философия «Я». В результате такого понимания реальности Фихте приходит к убеждению, что метафизическую основу бытия составляет «Я» как его абсолютное творческое начало. Фихте идёт путём Канта, но дальше Канта: согласно Канту, «Я» создаёт единство и форму объектов; согласно Фихте, оно создаёт сами объекты и их содержание; согласно Канту, «Я» творит мир явлений; согласно Фихте, оно творит сами вещи. «Я» не только познаёт нечто, уже существующее вне и независимо от него, но создаёт познаваемую им реальность. Парадоксальность этой позиции несколько уменьшается, если иметь ввиду, что для идеалиста Фихте реальность состоит не из «вещей в себе» (таковых, по его мнению, не существует), а из мыслимых вещей, поскольку она имеет ту же природу, что мышление и «Я». Вещи кажутся независимыми от «Я» (это заблуждение подверг критике И. Кант), хотя на самом деле «Я» противостоят продукты его собственной деятельности, противопоставленные как объект субъекту. Объект и субъект имеют одинаковое происхождение, будучи оба результатом деятельности «Я», а их противопоставление неизбежно: объект невозможно понять вне субъекта, а субъект – вне объекта. Следствием такой двойственности есть заблуждение о двойственности мира, о разной природе бытия и мышления. Преодолеть это заблуждение может воля (а не само мышление), акты которой позволяют нам осознать первичность «Я». Все содержание сознания есть продукт деятельности «Я» и если для Канта «вещи в себе» непознаваемы, потому что существуют независимо от сознания, то Фихте отрицает само их существование. Но фактически он сохранил понятие «вещи в себе», хотя и в измененной форме: в его системе субъективного идеализма «Я» обладает всеми свойствами и всеми функциями кантовской «вещи в себе». Метафизика, устранённая Кантом из сферы объективного мира, возвратилась у Фихте в сфере субъекта, превратившись из метафизики космоса в метафизику «Я».

Практическая философия. Деятельность творчески-свободного «Я», положенная в основу теоретической философии Фихте, неизбежно становится основой и его практической философии. Стать свободным – таков нравственный долг человека и если для Канта свобода есть условие исполнения нравственного закона, то для Фихте она есть сверх того и содержание этого закона. В противоположность всей философской традиции (включая и этику Канта), Фихте считает благим любой поступок, ибо зло – это отсутствие действия, неспособность к действию, пассивность. Этот тезис утрачивает свою парадоксальность, если учесть, что Фихте само действие понимает своеобразно: необходимое качество действия – свобода, а потому внешне обусловленное поведение, будучи несвободным, не есть результат действия «Я» и не может рассматриваться как действие в фихтевском значении этого понятия. Действие имеет место лишь тогда, когда «Я» само в себе принимает решение с целью исполнить свое разумное предназначение.

Принцип активной свободы Фихте реализовал во всех областях философии, провозглашая её метафизическую значимость и нравственную ценность. Всю историю человечества он понимал как последовательную реализацию свободы в мире, считая свободную деятельность проявлением духа Божьего: полнота абсолюта не исчерпывается сотворением природы, проявляясь затем в истории, и всё творческое и гениальное в людях есть проявление Абсолюта. Свою практическую философию Фихте дополнил конкретной политической программой «замкнутого торгового государства», считая её «опытом будущей политики». Этот «опыт» довольно своеобразен: идеалист Фихте отдаёт приоритет исключительно экономике; философ «Я» всю власть в обществе будущего отдаёт государству; певец творческой свободы подчиняет всю жизнь людей детальному и пассивному регламентированию. При этом Фихте исходит из предпосылки, что самое существенное – обеспечение людей собственностью и трудом, а это в состоянии сделать только государство, планово регулируя промышленность и торговлю. Любые отношения с заграницей делают такое регулирование невозможным, а потому государство будущего должно быть закрытым. Лишая жизнь граждан части удовольствий, эта закрытость имеет ряд положительных следствий, так как охраняет граждан от чуждых влияний, укрепляет характер народа и обеспечивает ему хорошее будущее.

Философия субъективного идеализма, благодаря которой Фихте вошёл в историю философии, разработана им относительно рано, но взгляды Фихте постоянно эволюционировали: от «Я» как высшей сущности к божеству; от рационализма к мистицизму; от автономной этики к религиозной; от гуманитаризма к национализму. Философия Фихте противоположна естественному взгляду на мир: идеал предшествует реальности, действие – субстанции; субъект – объекту, «Я» – внешнему миру, воля – разуму, свобода – необходимости. Сущность фихтеанства состоит именно в этом «обратном» порядке бытия и было бы абсурдом, если бы философия Фихте претендовала на роль эмпирической науки. Её следует понимать как метафизическую гипотезу, пытающуюся преодолеть кантовский критицизм, но вынужденную считаться с ним. Взгляды Фихте прямо противоположны взглядам Канта: критицизм заменен метафизикой; трансцендентальный метод – методом дедукции; гносеологические понятия преобразованы в метафизические; у Канта ум продуцирует только формы, у Фихте он производит всё содержание сознания; у Канта «вещи в себе» непознаваемы, у Фихте они вообще не существуют, а «Я» оказывается своего рода «вещью в себе». Взгляды Фихте способствовали переходу немецкой философии от кантовского критицизма к идеалистической метафизике и вслед за ним этим путём пошли Шеллинг и Гегель.