logo search
философия / Монографии / Тарнас / История (страсть) западного мышления

III. Христианское мировоззрение

НАША следующая задача — попытаться понять христианскую систему ве­рований. Обращаясь заново к своей культурной и интеллектуальной ис­тории, мы должны отнестись к этой задаче со всей серьезностью, ибо христианство царило в культуре Запада в течение почти всего ее существова­ния — не только являясь ее главнейшим духовным стимулом на протяжении двух тысячелетий, но также оказывая влияние на философское и научное развитие в эпоху Возрождения и Просвещения. Да и сегодня — пусть не столь явно, но от этого не менее властно — христианское мировоззрение все еще воздействует на культурную атмосферу Запада — по сути, пронизывая ее,— даже если на первый взгляд она и представляется совершенно мирской.

Что именно говорил, делал и во что верил сам исторический Иисус из Назарета, сегодня невозможно утверждать наверняка. Как и Сократ, Иисус ничего не писал. Исторические исследования и текстуальные анализы по­могли относительно точно установить, что Он проповедовал в рамках иудей­ской религиозной традиции, призывая к покаянию в ожидании неизбежного пришествия Царства Божьего, что Он уже видел, как брезжит это Царство в Его собственных словах и деяниях, и что приблизительно в 30 году н.э., при римском прокураторе Понтии Пилате по обвинению в подобных речах Он был казнен. Считал ли Он себя сам Сыном Божиим — на этот вопрос так и не дано однозначного ответа. Исторические и текстуальные свидетельства также не могут дать окончательного подтверждения многим событиям жизни Иисуса, которые христианская религия почитает священными: драматичес­кое повествование о Рождестве, различные чудесные деяния, познание Ии­сусом Троицы, Его намерения основать новую религию.

Четыре Евангелия Нового Завета были написаны только к концу Iвека, и примерно в это же время потомками первых последователей Иисуса были заложены основы христианского вероучения; тогда же была выработана и развита система догматов, временами не очень последовательная. В ее со­став входили не только описания важных событий жизни Иисуса, но также различные устные предания, легенды, притчи и изречения, более поздние видения и пророчества, гимны и молитвы, апокалиптические откровения, назидательные предписания нарождающейся Церкви, интерполированные параллели с иудейским Писанием, некоторые тексты, созданные под влия­нием иудаизма и плотинизма или гностицизма, сложная теология искупле­ния, новый взгляд на историю,— и все это скреплялось безусловной предан­ностью авторов новому вероучению. Остается лишь строить догадки — в какой же степени это составное целое отражает действительные события жизни Иисуса и его учение? Самыми ранними из дошедших до нас христианских документов являются послания Павла, который с Иисусом ни разу не встречался. Поэтому тот Иисус, что вошел в историю,— это Иисусизобра­жаемый, живой образ которого вспоминается, воссоздается, истолковывается, преукрашается, представляется создателями Нового Завета, жившими целое поколение, а то и два поколения спустя после описываемых событий, однако приписываются эти повествования непосредственно самим ученикам Иисуса.

Тем не менее именно эти тексты были со временем сочтены подлинным божественным откровением и отобраны ранней церковной иерархией из множества подобных же материалов, иные из которых (в большинстве своем написанные позднее) давали другие интерпретации этим событиям. Орто­доксальная Церковь, принявшая именно те суждения, которые оказались столь решающими для дальнейшего формирования христианского вероуче­ния, утвердила себя как некий авторитет, идущий от первых апостолов и по­лучивший божественную санкцию. Церковь стала представительницей Бога на земле, священным установлением, навсегда взявшим на себя исключи­тельные полномочия толковать человечеству божественное откровение. Между тем как Церковь постепенно приобретала черты главенствующей вли­ятельной структуры в раннем христианстве, те сочинения, что ныне состав­ляют Новый Завет, дополненные иудейским Ветхим Заветом, были приняты за канон и основу христианской традиции и в дальнейшем определяли пара­метры развивающегося христианского мировоззрения.

Следовательно, эти тексты и послужат основой для нашего исследования феномена христианства. Поскольку нас интересуют характер и процессы взаимодействия важнейших мировоззрений западной цивилизации, сосредо­точим наше внимание на традиции христианства, чья власть в культуре Запа­да установилась со времен падения Рима и продержалась до наших дней. Особый интерес представляет для нас мнение христианского Запада о мире и месте человека в нем. Это мировоззрение, основанное на канонических текстах, постепенно видоизменялось, развивалось и расширялось под воз­действием ряда факторов, в первую очередь — церковной традиции. То об­стоятельство, что Церковь утвердила божественную власть Священного Пи­сания, а Священное Писание утвердило божественную власть Церкви, может показаться порочным кругом, однако такой симбиоз в действитель­ности направлял формирование христианских взглядов. Итак, эта тради­ция — как в своей изначальной, зафиксированной в библейских текстах, форме, так и на позднейших этапах своего развития — является предметом нашего исследования.

Для начала обратим свое внимание к тому, откуда возникло христианст­во,— к традиции израильтян, потомков Авраама и Моисея, традиции, ко­торую отличает неистовый религиозный накал и непримиримая нравственная суровость.