logo search
Филос / Лекц комплекс

Тема 7. Западноевропейская философия конца XVIII-xiх вв.

Почему философия конца XVIII - первой половины XIХ века, развившаяся в Германии, названа "классической"? Метафизика и натурфилософия; диалектика в немецкой классике; философия истории, философия права; философия человека как философия деятельности и свободы: взгляды И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля. Антропологический материализм и гуманизм в философском учении Л. Фейербаха.

Традиции и инновации рационализма, социокультурные и научные предпосылки новых философских систем. Марксистская философия XIХ века: критика предшественников и современников; основные идеи и принципы диалектического материализма; теория и методология материалистического понимания истории; концепция практики; проблемы сущности человека, отчуждения, свободы; теория диалектики и философия природы. Социоцентристский тип философствования в марксизме. Марксистская философия в современном контексте социального развития и философской культуры.

Основные рубежи немарксистской философии XIХ века и ее значение в развитии социогуманитарного знания. Философия позитивизма: Конт, Спенсер, Милль. Позитивистское осмысление сущности философии, науки, методологических проблем естествознания и гуманитаристики. Эмпиризм, сенсуализм и рационализм философии Э. Маха и его школы.

Основные школы неокантианства, гносеологическая и методологическая проблематика: Риккерт, Виндельбанд, Вундт и др. Феноменология Гуссерля. Складывание основ философской герменевтики: Шлейермахер, Дильтей.

Иррационалистическая критика немецкой классики: С. Кьеркегор - от Гегеля к Иову и Аврааму; рождение экзистенциализма. "Философия жизни": А. Шопенгауэр, Фр. Ницше, А. Бергсон. Философия нравственности, философия человека, философия свободы.

Немецкая философия - уникальное явление мировой философской мысли. Немецкая классическая философия охватывает исторический период примерно в 100 лет - с середины XVIII века до середины XIX века.

Философия истории Гердера (1774-) в книге «Идеи к философии истории человечества» развивает идею, что человечество в своей истории закономерно приходит к гуманизму, т.е. к автономному использованию сил, которые даны человечеству для совершенствования разума и нравов и позитивного влияния индивидов друг на друга. Историческое развитие имеет восходящий характер через сменяющие друг друга эпохи, носителями которого являются народы Египта, Персии, Греции, Рима и др. Их историческое развитие обусловлено географическими условиями, степенью зрелости человечества и включенностью в рамки генезиса солнечной системы. Причиной развития природы является творческий импульс. Рассматривая идею взаимосвязи человека и животных, он приходит к выводу, что животные не средства, а «меньшие братья». Преимущество человека перед животными Иоганн Готфрид Гердер выводит из его прямохождения. Благодаря освобождению руки у человека появляется способность к деятельности и искусству. Прямохождение способствует также развитие языка. Человек оказывается в царстве природы и царство гуманности. Содержание гуманности составляет способность к сочувствию страданиям других созданий, стремление к познанию бога, понимаемого как первая и единственная причина всех творений. История человека оказывается продолжением истории природы. Он отмечает влияние человека на язык, мышление, мифологию, законодательство и моральные нормы. Свободная фантазия человека, представленная в мифе, рассматривается как выражение детского века человечества, способ выражения видения народом природы. Язык отображает разум и характер народа. Важное место в истории отводится им традиции. С традицией он связывает коллективное стремление европейцев жить в комфорте, коллективный характер их образования. Интересны его мысли в вопросе о способе общественной организации как результате деятельности людей. Природа привела к созданию семьи, первой ступени общественной организации. Общество организовано по патриархальному принципу. Вторая ступени организации составляет власть выбранных судей и военных вождей. Третью ступень представляет деспотическая власть, передаваемая по наследству. Критикуя деспотизм, Гердер различает формальное и действительное следование традициям, нормам, определяет роль фантазии и образования, чувства и разума в историческом развитии, характере власти. По его мнению, истинная гуманность содержится в учении Иисуса. Христианское общество должно было быть обществом дружбы и братской любви. Однако эта идея не получила своего развития в силу ряда причин. Кант подвергает критике учение о философии истории, антропологию Гердера. Известно, что Гердер рассматривал человека как продукт природы, которая наделила его благодаря прямохождению всеми потенциями будущего развития. Это – миролюбие, половая любовь, симпатия, справедливость, истина, возникающие в процессе эволюции живой природы. В трактате «Идея всеобщей природы» указывает, что нахождение средств пропитания человека, одеяния, обеспечения безопасности и защиты должны быть его собственным делом. Согласно Канту, история человечества определяется антагонизмами, нуждой, стремлением избежать угроз, а не желанием усовершенствования (Гердер).

Кант Иммануил (1724-1804) - основоположник немецкого классического идеализма, автор крупных философских произведений «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

В теоретической философии выделяют два основных направления. «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

На первом этапе своего духовного развития Кант придерживался новых для того времени натурфилософских идей. В этот период он выдвигает гипотезу о единстве материи и движении, возникновении солнечной системе, получившая известность как теория Канта-Лапласа. Она исключает идею сотворения мира и обосновывает идею историзма природы. Эти идеи подрывают основы прежней метафизики, которая усматривала задачу философии в обосновании существовании бога, души и идеи мира. Они являются постулатами неправильных суждений. «Критика чистого разума», издан в 1781 г, посвящена критике всего познания, к которому можно прийти априорно, т.е. способом доказательств. Он хочет определить условия, при которых можно определить границы действительного познания. Для аргументированной критики метафизики он предлагает решить следующие задачи: 1) Как возникла чистая математика? 2) Как возможно чистое естествознание? 3) Как вообще возможна математика? 4) Как возможна метафизика как наука? Вопрос о том, как возможна наука, следует рассматривать во взаимосвязи с вопросом о возможности опыта. Ни опыт и ни наука невозможны до того, пока к чувственным данным не будет прибавлено определение, принципами которого являются суждение, временное и пространственное созерцание. Познание имеет эмпирический и априорный источники. Метафизика как система действительных фактов невозможна, но возможна как критика достоверного знания для установления его экстенсивности и границ. И его метод антиномий является глубоким достижением новейшей философии, поскольку противоречие выступает как основной закон диалектики.

Кант не отрицает существование вещей, а бытие не их свойства, а всего лишь связки их суждений. Он различает явления и вещи в себе, которые не познаваемы. У Канта мир человека рассматривается через призму человеческого сознания. Вещи мира и сам мир в целом существуют сами по себе, независимо от сознания и людям не явлены. Когда же они являются людям, то результаты их осознания уже неотделимы от человека.

Кант разрабатывает моральный закон, категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». Проблема человеческой свободы связывается им с взаимным равенством всех людей. Свобода человека связывается с правом распоряжаться вещами. Он не приемлет детерминистскую концепцию, согласно которой то, что выступает как свободная мотивация нашей воли, на деле является лишь следствием причинной детерминации. Локко-юмовская просветительская концепция человека переводит проблему свободного выбора на проблему возможности осуществления намерения независимо от того, пришли мы к нему автономно или детерминировано. Кант выводит способность человека определять свою волю из того, что он есть существо, которое преобразовало свои естественные стремления. Он не разделяет представление о человеке как пассивном создании природы или общества. Он видит в человеке субъект автономного поведения и собственного самосовершенствования. В духе Руссо основным проявлением свободы человека считает самоограничение собственного произвола. Как известно, Руссо разрешил вопрос возможности свободы в обществе тем, что включил в автономную мотивацию человека уважение к другим людям. Это он возвел во всеобщую волю. В своем категорическом императиве Кант рассматривает проблему человека вне связи с религией, поскольку он самодостаточен благодаря практическому разуму. В работе «Метафизические основания правовой науки» Кант показал, что свобода человека зависит от того, связь между чувственным стимулом и поведением не имеет прямой необходимости, но выступает как обусловленность. Как автономное существо человек является «целью в себе», тогда как остальные животные являются средствами. Иными словами, свобода является доводом существования нравственного закона «… поступай так, чтобы использовать человека для себя также, как и для другого, всегда как цель, и никогда лишь как средство». Этот закон построен на дуализме естественного характера человека и обязанности, которая вытекает из того, что он способен к свободному решению, чем он и возвышается над природой. Нравственное поведение выступает как ограничение личного эгоизма. «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим естественным законом».

«Основа общего наукоучения» Фихте (1762-1814) базируется на тезисе об автономности Я. Под подлинным бытием он признает свободную, чистую деятельность, продуктом которой является материальное бытие.

Ф.Шеллинг полагает, что природа есть неразвитый, дремлющий разум. В работе «Система трансцендентального идеализма» отмечает, что в природе нет ничего вне нас существующего, она лишь есть внутренняя ограниченность собственной свободы деятельности человека.

Гегель (1770-1831 гг.) - представитель идеалистической линии в немецкой классической философии, создатель системы «абсолютного идеализма», автор «Феноменологии духа», «Науки логики», «Философии права» и др. Главная идея онтологии Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи. Абсолютная идея - это единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Заслугой К. Маркса и Ф. Энгельса является то, что, введя понятие «способ производства», они обосновали материалистическое понимание истории и показали, что в основании всех общественных отношений лежат хозяйственные, экономические системы, которые и определяют другие стороны жизни людей - политические, идеологические и культурные феномены. Системный подход позволил К. Марксу впервые рассмотреть общество как сложную систему, все составные части которой диалектически взаимосвязаны между собой и образуют внутренне противоречивое единое целое.

Прямого определения социализма у К. Маркса не найти. Ссылки же на него, прямые или косвенные, встречаются в «Экономических рукописях 1844 года», в третьем томе «Капитала», в «Немецкой идеологии», которые звучат крайне противоречиво.

В одном случае К. Маркс использует понятие «гуманизм» и «социализм» как синонимы. То есть, он употребляет термин «социализм» вовсе не в современном, привычном для нас звучании, и явно предполагает, что он следует не до, а после коммунизма. В другом случае он указывает, что социализм - переходный от капитализма к коммунизму этап, когда уничтожаются экономические формы собственности, то есть отношения распределения, обмена, производственного потребления, для которых характерно развитие унаследованных от капитализма производительных сил.

К. Маркс также отмечает, что хозяйственный социалистический механизм складывается в обществе, основанном на началах коллективизма, на общем владении средствами производства. Здесь производители не обменивают своих продуктов; столь же мало труд, затраченный на производство продуктов, проявляется здесь как стоимость этих продуктов. Но и это еще не социализм, ибо он предполагает классовую однородность. Скорее это – «грубый коммунизм», то есть начальная стадия социализма.

Однако при внимательном прочтении Маркса выясняется, что все эти разрозненные варианты прямо или косвенно объединяет сквозная идея: социализм (коммунизм) есть новый тип общественного развития, который по всем сущностным, принципиальным моментам является прямым отрицанием предшествующего типа развития.

В третьем томе «Капитала» К. Маркс разделяет развитие человечества на три эпохи:

1) предыстория, эпоха отчуждения (включающая девять способов производства: архаичный способ производства; первично-коллективный способ производства; родовой способ производства; первобытнообщинный способ производства; азиатский; рабовладельческий; феодальный; абсолютистский и капиталистический способы производства). Это эпоха есть царство естественной необходимости.

2) коммунизм или эпоха частной собственности, т.е. царство осознанной необходимости.

3) эпоха положительного гуманизма, т. е. свободная ассоциация всесторонне развивающихся индивидов, царство свободы.

Коммунизм для К. Маркса «означает становление практического гуманизма». Он полагает, что «коммунизм есть необходимая форма и энергетический принцип ближайшего будущего, но как таковой коммунизм не есть цель человеческого развития, форма человеческого общества».

По-видимому, для того, чтобы понять Марксову интерпретацию социализма, на самом деле необходимо предварительно уяснить, что он занят исследованием не капитализма, коммунизма или социализма, а историей отчуждения, историей развития собственности. В мировой истории все перечисленные эпохи - лишь этапы форм отчуждения собственности. Согласно К. Марксу, поэтапное, последовательное преодоление этого отчуждения и есть движение общества к эпохе «положительного гуманизма». Он рассматривает эпохи человечества (включая коммунизм и гуманизм) с точки зрения трех принципиальных вопросов: что такое частная собственность; почему она должна быть, уничтожена; в чем состоит уничтожение частной собственности?

Коммунизм для К. Маркса "означает становление практического гуманизма". Коммунизм, следовательно, есть позиция отрицание отрицания, этап исторического развития, а вовсе не идеальное состояние общества. К какой бы части этого этапа исторического развития не относился социализм, он тоже будет представлять момент становления общества, в котором все процессы задействованы вокруг отрицания частной собственности. Подобный вывод можно было бы сделать на основе его определения: «Коммунизм ... является отрицанием отрицания - присвоением человеческой сущности, которая опосредует себя с собой через отрицание частной собственности, а посему еще не истинным, начинающим с самого себя положением, а только таким, которое начинается с частной собственности».

Для уяснения Марксовой трактовки социализма необходимо установить, что же собой представляет эта частная собственность, отчуждение которой и есть движение общества к светлому будущему - социализму, коммунизму, гуманизму.

Частная собственность есть результат вполне определенного исторического развития общества; она выступает как сложившаяся в итоге этого развития совокупность отчужденных производительных общественных сил, принявших форму господствующих над индивидами производственных отношений. «Следовательно, ее уничтожение суть последовательное снятие отчуждения, то есть присвоение, освоение всех этих производительных сил.

Если исходить из того, что социализм - один из этапов снятия отчуждения человека от своего труда, а отчуждение понимать как сущность частной собственности. В странах, где капитал уничтожен, однако пролетариат продолжает существовать и даже составляет «абсолютную сторону общества» - пролетариат еще не победил, и частная собственность не уничтожена. Она лишь «упразднена». То есть, сделан первый шаг в длительном и сложном процессе ее уничтожения.

Содержанием эпохи осознанной необходимости (то есть социализма-коммунизма) является уничтожение частной собственности. И лишь по ту сторону «царства необходимости» начинается «развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе».

Конкретные пути перехода к социализму теоретически обосновывает в годы первой мировой войны В.И. Ленин. Разрабатывая теорию социализма, он в работе «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» развивает мысль, что государственно-монополистический капитализм (ГМК) является ступенью, непосредственно предшествующей социализму. В статье «О "левом" ребячестве и о мелкобуржуазности» вводит ключевое понятие «многоукладности», а в работе «О продовольственном налоге» рассматривает диалектику взаимодействия укладов на материале переходной экономики, уделяя основное внимание ведущему социалистическому укладу.

Многоукладность характерна для того периода становления социализма, который Ленин называет «социализмом в известном смысле». Он насчитывает 5 элементов различных общественно-экономических укладов. Собственно же социалистический уклад, по ленинскому определению, есть диктатура пролетариата, которая под руководством коммунистической партии призвана создать условия, необходимые для перехода к социалистическому строительству. Диктатура - власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанное никакими законами. В целом же эта «юридическая возможность, опирающаяся на фактический переход власти к рабочим, есть элемент социализма» - отмечает он в статье «О левом ребячестве».

С установлением диктатуры пролетариата следующим шагом в переходный период является установление государственной монополии пролетарской власти (ГМС). Ленин не уставал повторять, что для построения социализма в многоукладном, преимущественно мелкотоварном обществе, помимо введения диктатуры пролетариата, призванной обеспечить политическую власть трудящимся, необходимо «наладить крупную, общегосударственную организацию производства, на государственно-капиталистических началах ... и упрочнение социализма будет обеспечено».

Итак, Ленин определяет три составляющие условия перехода к социализму: диктатура пролетариата; строжайший учет и контроль (со стороны государства и общества над мерой труда и мерой потребления; производительные силы крупнокапиталистического типа в масштабах всей страны, то есть государственная монополия пролетарской власти, ГМС. «Иначе, как через это, не достигнутое еще нами, "преддверие", в дверь социализма не войдешь».

В то же время он подчеркивает, что даже при выполнении этих условий, учреждении Советской республики это еще не есть социализм. Это будет всего лишь означать «решимость Советской власти осуществить переход к социализму, а вовсе не признание новых экономических порядков социалистическими». Переходное состояние общества Ленин осторожно определяет как «социализм в известном смысле».

Возможно, ли в отдельно взятой стране построение «цельного социализма»? В мае 1921 г. Ленин давал отрицательный ответ при такой постановке вопроса, полагая, что теоретически это возможно, а практически - для России - нет.

Он убежден, что, во-первых, для этого необходимо наличие внешних социалистических субъектов (то есть победы пролетарской революции в Англии, Германии, Америке), что ослабит угрозу внешней контрреволюции. Эта ленинская позиция не расходится с марксовой. Это объясняет, почему Ленин так настойчиво подчеркивал необходимость введения государственно-монополистического капитализма при победе революции в отдельно взятой стране? За этим просматриваются его попытки увязать теорию с практикой.

Изначально отношение к политической демократии у Ленина и его сподвижников было, как к явлению буржуазной политической культуры и в таком качестве являлось неприемлемым для страны Советов. Даже если предположить, что попытка ее введения (или развития) после свержения Временного правительства увенчалась бы успехом, это могло подорвать в сложный период после Октябрьской революции (гражданская война, иностранная интервенция, разруха, голод) основу власти большевиков.

Без сомнения, согласно марксистской теории демократические свободы и становление политической демократии в стране уберегло бы ее от авторитаризма, а тем более - от тоталитаризма и любых разновидностей коррупции в верхних эшелонах власти.

Однако в силу конкретных исторических условий, перечисленных выше, а также в силу того, что демократия воспринималась большевиками как явление буржуазной политической культуры, этого не произошло. Однопартийная система и диктатура в период гражданской войны были необходимы большевикам для сохранения власти. И они усилили в конечном итоге власть бюрократии и чиновничьей элиты. В последующем это обернулось отчуждением власти от народа и еще большим террором по отношению к нему.